Источник

Иезуиты («Общество Иисуса»

Иезуиты («Общество Иисуса»: Soeietas Jesu; Compagnia del Gesu) – орден, основанный в 1539 г. Игнатием Лойолою для распространения римского католицизма среди «еретиков и язычников»; утвержден папою Павлом III буллою «Regimini militantis Ecclesiae» от 27 сентября 1540 г. Члены его к трем обычным монашеским обетам – цeлoмyдpия бедности и послушания – присоединяли еще четвертый: «в делах, касающихся преуспеяния душ (человеческих) или распространения веры, исполнять то, что будет повелено настоящим или другими после него римскими первосвященниками, и направляться в какую угодно область по их желанию, не озираясь вспять и не проводя ничего для оправдания (себя), к туркам ли, или к другим неверным, даже в области называемые Индиею, или к каким-либо схизматикам, или еретикам, или к каким угодно верующим» (Bulla approbationis). Неограниченное распространение ордена дозволено в 1543 г. буллою «Иnjunctum nobis». Устройство ордена определено особым уставом (Institutum или Constitntum Societatis jesu), созданным первым его «генералом» (Лойолою) и разъясненным следующими генералами Лайнезом и Сальмероном. Во главу ордена избирается пожизненно генерал (generalis praepositus) его; живет он в Риме («черный папа»). В отдельных странах его представляют провинциалы (gen. provinciales), которые сообщают ему о всех делах в секретных пакетах с надписью: «только ему> («soli»). Власть генерала ограничена генеральною конгрегацией из всех членов, которая наблюдает за его деятельностью чрез пятерых «ассистентов». – Главную часть общества составляют «professi quatuor votorum» (т.e. исповедующие четыре обета). В помощь им избираются «коадъюторы» не обязанные давать обетов монашеской жизни; в среду этих зачислялись иногда очень знатные лица. Профессы с помощью коадъюторов являются главными исполнителями предначертаний ордена. Ниже профессов стоят «схоластики» и «духовные коадъюторы», которые дают обеты монашеской жизни и на обязанности которых лежат главным образом воспитание и обучение юношества. Живя в одном месте, они составляют «конгрегацию»; это название иногда прилагается ко всей совокупности главных членов ордена, которым принадлежит право избирать генерала. Все остальные обязанности распределяются по указанию генерала из Рима. Низшую степень членов составляют «новиции» (новички), подготовка которых к служению «Обществу» совершается весьма тщательно. Чтением, молитвою, религиозными упражнениями (didatationes, exercitiones) новичка стараются довести до религиозной экзальтации и даже галлюцинаций; полная исповедь, раскрывающая душу, дает возможность определить склонности новичка и предназначить его к известному роду деятельности. Затем его отдают в школу, – он делается «схоластиком» (школьником); 2 года изучает красноречие и литературу, далее 3 года математику, физику и философию и еще 4–6 лет богословие. – Ход занятий определяется особыми правилами «Ratio atque institutio studiorum», изданными в 1586 г. и до настоящего времени остающимися без изменений. По окончании курса наук бывает еще один год испытаний, причем происходит изучение устава «Общества» (Institutum Societatis Jesu или Constitutum S. J.). Только после этого новичок дает четвертый обет, посвящается в священники и делается полноправным членом «Общества». – Преимущества ордена очень велики по сравнению с другими орденами: ему можно иметь неограниченное число членов (с 1543 г.); всюду проповедовать и совершать исповедь; посылать своих членов куда угодно; его члены свободны от всех церковных наказаний и отлучений; они могут совершать богослужение даже в странах, подвергшихся интердикту; они свободны [были]от светского суда; в странах неверных (in partibus infidelium) они заступают место епископа; не платят десятины в папскую казну и налогов за принадлежащие «Обществу» имущества; за посещение их храмов дается индульгенция и т.д. Эти привилегии утверждены папою Юлием III в 1550 г. и они были причиною быстрого распространения ордена.– Уже при жизни Игнайя Лойолы († 1556 г.) «Общество» имело 1000 членов в 13 «провинциях», из которых десять было в Европе, а в Бразилии, Абиссинии и Ост-Индии по одной. Главных членов ордена было только 35. – Значение Общества для римского католицизма в том, что члены его являются готовым войском против протестантизма, новобранцами для миссии во всех странах от р.-католицизма, которому беспрепятственно служит во всем, всегда и повсюду, не будучи стесняемо никакими мирскими связями. В течение двух столетий иезуиты захватили в свои руки всю духовную жизнь католических стран, а в Парагвае (Южная Америка) основали свое собственное государство. Однако своими интригами они везде возбудили против себя неудовольствие: были изгнаны из разных стран, а в 1773 г. папа Климент XIV буллою своею «Dominus ас Redemptor noster» объявил об уничтожении ордена. Но в действительности орден продолжал тайно существовать и восстановлен был папою Пием УII в 1814 г. буллою «Sollicitudo omnium». С того времени орден, борющийся за право существования в разных странах, всюду является проповедником новых догматов римского католицизма и подготовляет общество к их принятию (но также обнаруживал и широкую литературно просветительную производительность в разнообразнейших изданиях на всевозможных языках). Этому же ордену западно-христианский мир обязан существованием разных религиозных братств, тайных и явных. Особенно напряженную борьбу орден должен был вести во Франции; борьба эта идет в течение всего XIX в. и оканчивается закрытием всех конгрегаций, связанных так или иначе с орденом иезуитов, которые никогда не теряли надежды восстановить могущество р.-католицизма во Франции (где с начала XX в. орден совершенно запрещен и иезуиты могут жить лишь в качестве граждан; только в Германии они добились маленького успеха, и суровые «майские законы» несколько ограничены положением от 8 апреля 1904 г. в пользу некоторой свободы для (пребывания) отдельных членов ордена, ранее всецело зависевших от произвола административного усмотрения властей].


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle