Источник

Иахин и Воаз

Иахин и Воаз. Так назывались две величественные колонны, по приказанию Соломона изваянные тирянином Хирамом из меди (взятой Давидом в добычу в сирийскую войну: 1Пар.18:8) и поставленные по правую и левую сторонам перед храмом или «к притвору храма (слав, во еламе храма: 3Цар.7:21. 2Пар.3:15), т. е. на паперти Соломонова храма, а при разрушении последнего взятые халдеями в Вавилон (Иер.52:17, Иер.27:19. 4Цар.25:13, 16). О замечательных, по своему времени, архитектурных формах и важном национально-теократическом значении обеих монументальных колонн говорят довольно подробные описания И. и В. с их орнаментами в библейском ветхоз. тексте (3Цар.7:15–22. 4Цар.25:17. 2Пар.3:15–17. Иер.52:20–23. Иез.40:48) и у Иосифа Флавия (Иудейск. древности 8. 3:4). Но неустановленность текста библ. в этих местах (преимущественно в основном: 3Цар.7:15–22) и неясность архитектурных терминов в сообщениях Библии и иyд. предания об И. и В. не дают возможности составить вполне определенное представление об архитектурных формах обеих колонн, а некоторая загадочность самых названий их не позволяет установить с несомненностью и их значение. Отсюда – разногласие среди археологов-библеистов и историков искусств едва ли не во всех пунктах, касающихся И. и В. Бесспорными все же являются следующая данные. Медный ствол каждой колонны имел 18 локтей высоты (­8 метр. 71 сантим.26); по 2Пар.3:15, – 35 локтей, но, вероятно, включительно с базою или постаментом каждой колонны); объем или окружность той и др. колонны составлял 12 локтей (­5 м. 806 миллим.), след. немного меньше 4 локтей в диаметре (по И. Флав., ровно 4 л., в действительности ­3,82 л. или 1 м. 84 сант.), внутри каждая колонна была полая или пустая, толщина медных стенок ее равнялась 4 перстам (ок. 81 миллим.). По тексту LXX (3Цар.7:15) колонны былине гладкими, но с углублениями величины 4-х .пальцев – τεσσα’ρων δαετυ’λων τὰκοιλω’ματα , слав. – четырех перстов вглубления, т. е. с продольными линиями от вершины до основания колонн. На колоннах лежали капители (евр. kotereth, LXX ἐπι’θεμα , слав. возложение) вышиною в 5 локтей (по 4Цар.25:17, – 3 локтя, м. б., – одной верхней части капители). Нижняя часть этих капителей была выгнута наподобие шара или котла и украшена двумя рядами – по 100 в ряд – гранатовых яблок и сетчатыми цепочками для укрепления последних (украшения эти, вероятно, не составляли одного целого с капителью). Верхняя часть капителей была расширена кверху и украшена стеблями, листьями и цветами лилии, вообще имела вид бутона лилии (евр.: maaseh-schoschan. LXX: κρι’νον, слав.: дело криново). Таким образом, общая высота колонн вместе с капителями равнялась 23 локт. (11 метр. 13 сант.). На основании т. LXX можно заключать еще о существовали некоего навеса, (με’λαθρον, слав, строение, ЗЦар.7:20, над обеими колоннами, Частнейшее описание капителей представляет значительные трудности. Так, неизвестно в точности, какой размер имела верхняя и нижняя часть капители (ввиду неясного места ЗЦ. 7, 19), как были расположены в два ряда по 100 (по Иер.52:23, – 96) гранатовые яблоки и т. под. Важнее вопрос, также неодинаково решаемый: занимали ли колонны И. и В. самостоятельное положение, т.е. стояли ли отдельно и независимо от притвора храма, след, имели чисто монументальное значение (мнение Гирта, Штиглица, Куглера, Шнаазе, Мунка, Вера, Кейля, Рейсса, Рима, проф. А. А. Олесницкого и др.), или же они стояли в самом притворе в качестве подпор, поддерживавших верхнюю часть стены или притолоку входа и крышу притвора (взгляд Мейера, Дистеля, Тениуса, Гитцига, Вогюэ, Пэна, Новака и др.)? Больше оснований в пользу первого решения: а) по 2Пар.3колонны были поставлены пред (евр. liphne) храмом, след., независимо от него, от притвора и стен; б) от стен колонны различались уже по материалу: стены были каменные, а колонны медные; в) во всех местах И. и В. поименовываются в ряду медных сосудов, без всякого намека ан какое-л. архитектоническое значение обеих колонн; г) употребляемое об И. и В. (3 Ц. 7, 21. 2Пар.3:17) выражение евр. «hcqim» – установил, поставил устойчиво – прилагается в В. Завете только к самостоятельно стоящей колонне-монументу (Лев.26:1. Втор.27:2, 4. Нав.4:9, 20:24, 26), а не к столбам-подпорам зданий; д) самое обозначение колонн особенными именами – Иахин или – по LXX – Иахун и Воаз, именами, нарочито и торжественно данными им Соломоном и, может быть, начертанными на самых колоннах, показывает что И. и В. были отдельными монументами, а вовсе не рядовыми столбами в стене. Каково же значение этих монументов, поставленных Соломоном на самом видном месте у ветхозав. храма, при входе в него? Естественно искать ответа на этот вопрос в именах колонн – правой (северной) Иахин и левой (южной) Воаз (проф. Т. К. Cheyne – по обычаю – читает в «Critica» IV in loco (вм. lahin) Иerachmeel (см. ниже Иерaxмeeл) и (вм. Воаз) Iezebel, т. е. Иsmael – Измаил). Оба названия встречаются и как собственные имена лиц. Иахин встречается, а) как имя одного из сыновей Симеона (Быт.46:10. Исх.6:15. Чис.26:12) и б) как имя нескольких представителей одной из священнических чред (1Пар.24:17, 9:10). Именем же Воаз (Вооз) или Боаз назывался известный предок Давида, муж Руфи (Руф.2сл.). Но, бесспорно, нет оснований предполагать, что рассматриваемым монументам были присвоены имена именно этих лиц, хотя в таргуме на 2Пар.3и представляется возможность наименования левой колонны в честь предка Давидова; однако совершенная неприложимость подобного объяснения к правой колонне заставляет отвергнуть и посвящение левой Воозу. Тем менее можно видеть в названиях И. и В. имена строителей храма (Гезениус), сыновей или саночников Соломона (Евальд), или же особенные, неисторические имена Давида и Соломона (Абарбанел). Без сомнения, памятник отдельному лицу (кто бы оно ни было) не мог быть пред самым фронтоном храма. Остается видеть в И. и В. общее отношение к храму и теократии, и это отношение должно выражаться как-нибудь в нарицательном значении имен И. и В., значении, известном уже LXX-ти, которые в 2Пар.3передают И. и В. словами κατο’ργωσις(слав/ исправление) и ἰσχο’ς(сл. крепость). Придерживаясь этой передачи и имея в виду грамматич. ф. слов И. и В., можно выразить первое: «да стоит (храм) непоколебимо» (ф. kal от kun, ставить, стоять соотв. форме «Иахун» у LXX) или: «да утвердит (Иегова) его непоколебимо» (ф. hiph. от того же гл. соотв. ф. «Иахин»); второе – «в нем сила (Божия)», «силою Своею (Иегова да утвердит)». Со стороны реального смысла такая передача подтверждается, напр. 3Цар 8:13. Пс.88:5. Ис.45:24, хотя с точки зрения евр. словообразования и может возбуждать некоторые возражения. Высказанное некоторыми учеными (Э. Ренаном, проф. А. А. Олесницким, М. В. Никольским), – в изъяснительных целях, – предположение, что оба названия составляли одну надпись, в тексте библ. опоры не имеет; притом мысль о «надписи» на колоннах приводит к мысли о генетической зависимости евр. И. и В. от финикийских монументальн. надписей (Моверс, Vatke, Ренан, Никольский), что в равной мере проблематично, как и предполагаемое другими исследователями родство И. и В. с египетскими обелисками (Вогюэ, Пэн), с колоннами ассирийскими (Перро, Шише), даже прямо со статуями ханаанских божеств Ваала и Астарты (Гилляни). Напротив, самое положение И. и В. пред фронтоном храма указывает уже на своеобразное, национально-теократическое значение колонн И. и В. Являясь непосредственно пред единственным в свое время святилищем ветхозаветным, обе колонны знаменовали наступление нового периода в истории ветхоз. святилища и теократии. С основанием первого и единственного неподвижного храма истинному Богу и с утверждением (при Соломоне) прочного политического могущества и глубокого мира в Израиле И. и В. были своего рода национально-теократическим флагом храма и культа Иеговы среди храмов языческой древности.

Свящ. А.Глаголев

* * *

26

Локоть ­ ок. 11 1/2 верш., след. 18 л. ­ приблизит. 4 саженям.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle