Источник

Иевосфей

Иевосфей – четвертый сын Саула, царя еврейского. Так (евр. אישכשת­ муж срама) называется он во 2Цар.2–4 гл. В 1Пар.8:33, 9он называется Ешбаал אשכטל­ муж Господа). Его действительное имя было, надо полагать, Ешбаал, как он называется п во 2Цар. в переводах Акилы, Симмаха, LXX Cod. 9З Холмеса, «Итала», у Феодорита. Изменение имени Ешбаал в Иевосей можно обяснять так. Первоначально имя Ваал означало Господь. Так северные семиты называли каждый своего бога. Именем Ваал и израильтяне называли прежде Бога (Ос.2, 16:17). Отсюда могут быть обясняемы имена: сына Саулова Ешбаал, сына Ионафанова Мериббаал (1Пар.8:34, 9:40) и сына Давидова Веелиада (1Пар.14:7). С течением времени имя Ваал сделалось собственным именем тирского или финикийского божества. Употребление его для обозначения истинного Бога стало соблазнительно и неуместно. Исполняя буквально слова Исх.23:13: «имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст ваших», израильтяне стали избегать имени Ваала (Ос.2:16,17) и даже уничтожать его из имен прежних лиц. Так из Мериббаала вышел Мемфивосеей (2Цар.9:6), из Веелиада – Елиада (2Цар.5:16). Так же и из Ешбаала вышел Иевосфей, под каковым именем он и стал более известен.

Когда Саул и три его сына: Ионафан, Аминадав и Малхисуа пали в сражении с филистимлянами на горе Гелвуе (1Цар.31:14), Авенир, военачальник и вместе родственник Саула, взял оставшегося в живых сына Саулова Иевосфея, привел его в Маханаим на восточной стороне Иордана и воцарил там на место его отца. Избран был местом воцарения Маханаим, вероятно, потому, что страна к востоку от Иордана была свободна от зависимости филистимской. Мало-помалу, – быть может, в течение пяти лет, – Авенир распространил пределы царства Иевосфея на Галаад, Ашур (Асир), Изреель, Ефрема, Вениамина и на весь Израиль (2Цар.2:9), освобождая одну часть страны за другою к западу от Иордана от филистимской зависимости, которой они подпали после сражения при горе Гелвуе. Над коленом Иудиным царем в это время был уже Давид (2Цар.2:1–4). Можно думать, что в намерения Авенира входило подчинить господству Ивосфея и царство Давидово. Как бы то ни было, дееписатель говорит, что «была продолжительная распря между домом Сауловым и домом Давидовым» (2Цар.3:1). Быть может, о начале этой распри дееписатель говорит несколько подробнее. У пруда Гаваонского встретились Авенир, сын Ниров, и слуги Иевосфея, сына Саулова, с Иоавом, сыном Саруи и слугами Давида. По предложению Авенира было устроено военное состязание между молодыми людьми (юношами) по 12 человек с той и другой стороны. Но юноши так горячо взялись за дело, что все пали мертвыми. Пролитая кровь вызвала жажду крови в других. И произошло в тот день жесточайшее сражение. Авенир со своими людьми был побежден и, кроме того, имел несчастие убить брата Иоавова Асаила, неотступно его преследовавшего (2Цар.2:12–32). В непрекращавшейся после этого борьбе Давид все более и более усиливался, а дом Саулов более и более ослабевал. Это и понятно. У Давида было войско, закаленное в предшествовавших испытаниях, и сам он был отличный воин; между тем дело Иевосфея поддерживал лишь Авенир, сам же он не имел никакого значения. Скоро Иевосфей оттолкнул от себя и Авенира, сделав ему выговор за его связь с наложницею Саула Рицпою. В этом выговоре Авенир увидел неблагодарность Иевосфея и так на него разгневался, что тут же открыто объявил, что он отнимет царство от дома Саулова и сделает Давида царем над всем Израилем, а затем немедленно вступил в переговоры с Давидом. Иевосфей не мог возразить на это Авениру, «ибо; боялся его». Не подозревая ничего дурного для себя, или же не смея противоречить, он отпустил даже Авенира в Хеврон, чтобы возвратить Давиду Мелхолу, свою сестру, прежнюю жену Давида, который требовал ее к себе чрез нарочитое посольство к Иевосфею. Однако Авениру не удалось довести до конца искусно задуманную и успешно веденную измену своему государю. Иоав, отмщая за смерть своего брата Асаила, умертвил коварно Авенира именно в то время, когда последний вышел из Хеврона, дабы привесть к Давиду весь израильский народ. Иевосфей не знал об измене Авенира и потому, когда услышал, что последний умер в Хевроне, руки его опустились, смутился и весь Израиль. Авенир был единственною опорой Иевосфеева царства; со смертью его дело Иевосфея и вообще дома Саулова казалось потерянным. Взоры всех невольно обращались к Давиду. Более же – если не сообразительные, то – честолюбивые попытались даже извлечь личную пользу для себя из слабости Иевосфея; именно: два предводителя Иевосфеева войска – вениаминяне в час полуденного отдыха проникли в спальню Иевосфея, умертвили его и с его отрезанною головой явились в Хеврон к Давиду, выдавая себя мстителями Саулу и его дому за него – Давида. Строгим и публичным наказанием этих цареубийц Давид, недавно возобновивши свое родство с Сауловым домом, ясно показал, что он нисколько невиновен в насильственной смерти Иевосфея (2Цар.3–4), хотя недоброжелательные лица из колена Вениамнова и попрекали Давида кровью дома Саулова, обясняя этим его позднейшие несчастья (2Цар.16:5–8). Голова Иевосфеева была погребена во гробе Авенира в Хевроне (2Цар.4:12). Царствовал Иевосфей, – говорится, – два года (2Цар.2:10), но эти два года нужно относить, кажется, к царствованию его над всем Израилем после подчинения его (кроме Иуды) ему Авениром; все же царствование его было почти так же продолжительно (около семи лет), как и царствование Давида в Хевроне (2Цар.2:11), разве немного короче.

Ф. Я. Покровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle