Источник

Иоанн ефесский

Иоанн ефесский или асийский – монофизитский епископ г. Ефеса в Асии (Asia Propria) VI в., первый сирийский церковный историк. Биография Иоанна тесно связана с историей монофизитского движения в восточном диоцезе, закончившаяся отделением иаковнтской церкви. Иоанн родился около 506 г. близ г. Амиды (нынешний Диарбекир), а воспитание получил у отшельника Марона, молитвам которого, – по его словам, – был обязан исцелением от смертельной болезни. Фанатик аскетизма и монофизитства, Марон оказал неотразимое влияние на своего юного воспитанника: 15-ти лет от роду Иоанн вступает в монастырь Иоанна амидского и в течение 20 лет разделяет судьбу братии этого монастыря, которая в царствование Юстина подверглась гонению со стороны патр. антиохийского Ефрема и амидского епископа Авраама бар-Килия. Отовсюду гонимые, амидские монахи в количестве «тысячи» человек должны были странствовать по Месопотамии, переходя из одного монастыря в другой, скрываясь в горах и лесах, ночуя под открытым небом. Во время этого гонения отважный Иоанн еп. Телльский, взявший на себя задачу, – вопреки правительственным распоряжениям, – спасти монофизитов от горькой участи беспоповщины, в 529 г. поставил Иоанна в числе других во диакона, а в 539 г. Иоанн был уже пресвитером. В царствование Юстиниана, когда гонимые на востоке монофизиты нашли себе тихое пристанище в самой столице под крылом императрицы Феодоры и задавшегося униональными планами императора, Иоанн вместе с другими «ради веры» появился в Константинополе. Первое его путешествие в столицу относится, по-видимому, к 536 г.; но окончательно он утвердился здесь только в 542 г. во время чумы, когда поселившимся в столице сирским монахам в лице Мары Пустынника и других удалось выхлопотать себе право, под предлогом погребения умерших от чумы, устроить у Золотого Рога кладбище и при нем монофизитский монастырь, во главе которого и стал Иоанн. Ролью этого монастыря, сделавшегося оплотом монофизитства, определилась дальнейшая деятельность Иоанна, который, по словам Бар-Эбрея, был «епископом правоверных в столице после Аноима» (патриарха). Он пользовался неизменным расположением не только императрицы, которую со спокойным дерзновением называет в своих «воспоминаниях» ἠ ἑκ τοῦ πορνει’ου(яже от прелюбодеяния), но и Юстиниана, который вскоре после прибытия Иоанна в Константинополь поручил ему важное дело миссионерства среди язычников в Малой Азии. Вероятно, именно это поручение дало основание знаменитому Иакову Барадею около 545 г. посвятить Иоанна во епископа ефесского. Результатом миссионерской деятельности Иоанна, не прекращавшейся до 571 г., было, по его словам, крещение 70 тысяч язычников, устройство 99 церквей и 12 монастырей в Асии, Карии, Фригии и Лидии. Нет нужды считать это показание чрезмерно преувеличенным: взгляд Иоанна на градские казни еретиков и язычников, вынесенный им из школы фанатика Марона, должен был ему облегчить его миссионерскую деятельность. В 546 г. император дал Иоанну возможность блестящим образом проявить инквизиторский опыт в самой столице, поручив ему дело сыска язычников среди патрициев и схоластиков: Иоанн всех их «привел ко Христу». Пользуясь доверием императора и авторитетом среди монофизитов, Иоанн принимал деятельное участие в судьбе монофизитства, защищая его пред правительством и разрешая внутренние споры и недоразумения. В 557 г. Иоанн выступал в публичном диспуте против выделившихся из монофизитства тритеитов с целью показать, что монофизиты не имеют ничего общего с ними: «от нас изыдоша, но не беша от нас». – В 571 г. при Юстине ІІ под влиянием патр. константинопольского Иоанна Схоластика, началось гонение на монофизитов в столице, и Иоанн вместе с другими был арестована Долгие переговоры о присоединении к православно не привели ни к чему, так как заключенные ставили непременным условием унии отмену халкидонского определения (δρος) и послания папы Льва (το’μος); поэтому Иоанну пришлось пробыть в заключении в разных местах целых 6 1/2 лет, до смерти Иоанна Схоластика. Новый император Тиверий относился к монофизитом снисходительно, патриарху Евтихию не удалось отнять у монофизитов их владения в столице, и Иоанн умер спокойно в своем монастыре в глубокой старости. Это последовало, вероятно, вскоре после 585 г., – последняя дата, которую мы встречаем в его «истории». – Долгая жизнь в столице и близость к императору Юстиниану ставили Иоанна во главе примирительного направления монофизитства; в основе этого направления лежало сознание государственного единства и непоколебимая вера в боговдохновенность царской власти, которая, по мнению Иоанна, рано или поздно должна дать торжество (монофизитскому) «правоверию». Поэтому он не сочувствовал сепаративному движению, во главе которого стал Иаков Барадей, и в происшедшей на этой почве внутренней борьбе между Иаковом и патр. антиохийским Павлом Черным, а затем между двумя антипатриархами Феодором и Петром симпатии Иоанна были всецело на стороне Павла и Феодора. Эти симпатии были настолько прочны, что, когда при Юстине ІІ Иоанн должен был убедиться в полной безнадежности примирительных мечтаний, он не присоединился к сепаративному движению, а остановился на том безотрадном выводе, что близок конец мира, с каковым убеждением и закончил свою жизнь.

Иоанн написал на сирийском языке, ‘ףליםיםמיף’­ אףליםיםמיףא), которая обнимала собою время от Юлия Цезаря до 585 г. по р. Хр. и разделялась на три части по 6 книг в каждой. До нас дошла только третья часть, обнимающая собою период от 6-го года царствования Юстина II (571) до 585 г., и то не в полном виде (рукопись Британского музея add. № 14.640). Подлинный текст этой части издан Кюртоном в 1853 г.; имеется английский перевод Смиса и немецкий – Шонфельдера. Первая часть утрачена без остатка, – вероятно, она представляла собою извод хроники Евсевия. Вторая часть сохранилась лишь в 8 коротеньких отрывках рукописи Британского музея add. № 14.647, изданных Ландом во II томе его Anecdota Syriaca (p. 385–391, латин. перев. 244–249). Что касается изданных там же (р. 289–329, латин. перев. 217–243) с именем Иоанна отрывков из рукописи Британского музея add. №. 14.650, то они заимствованы не из Иоанна, а из хроники Псевдо-Дионисия, т. е. Иисуса Столпника (см. это слово). В 1897 г. парижский ориенталист Но пытался доказать, что вся третья часть этой хроники представляет собою буквальный пересказ второй части истории Иоанна, но этот взгляд нужно считать преувеличенным: Псевдо-Дионисий только компилировал Иоанна наряду с другими источниками. – Другой сохраненный нам временем труд Иоанна – «Книга историй о подвигах святых восточных» (מדנחיא כחכא דחשעיחא דעל דוכדא דמונא) изданная в подлиннике и в латинском переводе Ландом (Anecdota Syriaca t. ІІ, p. 2–362, лат. перев. р. 1–202), представляет собою сирийский монофизитский патерик; здесь собраны жития подвижников, главным образом месопотамских, живших в VI в., преимущественно тех, которых Иоанн знал лично. Временем составления этого сборника были 566–568 годы, отмеченные автором в разных «житиях». – Кроме того можно думать, что Иоанн гораздо ранее этого, вероятно во время пребывании среди амидской «тысячи», писал не дошедшую до нас «Книгу о гонении» (כחלא דעל דדומיא), на которую ссылается в «Книге историй о святых» (Anecd. Syr. t. ІІ, p. 203). – Известные нам труды Иоанна представляют собою источник первого ранга для восточной церковной истории и в особенности для истории монофизитского движения VI в. Ценность его сообщений увеличивается оттого, что он сам был свидетелем многих описанных им событий, располагал массою документов в виде официальных бумаг и частной переписки и пользовался ими не без исторической критики, приводя их то в полном виде, то в выдержках, то на них ссылаясь; он не раз уверяет читателя в беспристрастии и точности своих сообщений. Для нас русских третья часть истории Иоанна представляет особый интерес потому, что в ней мы встречаем одно из первых обстоятельных известий о славянах. Изложение третьей части отличается большою сбивчивостью, но автор сам объясняет это обстоятельство исключительными условиями, в которых она была написана: это было время ссылки, когда приходилось писать тайком и с большими перерывами; сочинение получило вид очерков, написанных на отдельных листах (σχεδια), причем одно пропускалось, а другое повторялось несколько раз. Слог Иоанна весьма тяжел и запутан и изобилует, – особенно в третьей части истории, – грецизмами.

А. Дьяконов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle