Иоанн VIII
Иоанн VIII, по фамилии Ксифилин, занимал византийский патриарший престол с 1 января 1064 до 2 августа 1075 г. Он родился в 1006 г. в зажиточной семье г. Трапезунта, где и воспитывался, по смерти отца, под руководством своей матери, весьма религиозной женщины. Для продолжения образования Ксифилин отправился в Константинополь и посвятил себя здесь изучению юриспруденции. По окончании образования, он открыл в столице частную школу для преподавания законоведения, а потом, при содействии своего друга Михаила Пселла, известного византийского писателя и общественного деятеля, был принят ко двору императора Константина ІX Мономаха (1042–1054 г.) и получил должность по судебному ведомству (судьи на ипподроме и зкзактора). Образованный юрист, превосходивший других обширными систематическими познаниями и философским методом в толковании законов и практическом их применении во время судебных прений, К. скоро получил высшее назначение: Мономах сделал его министром юстиции (ο ἐπι’ τῶν κπι’σεων) и профессором права – номофилаксом – в учрежденной им высшей юридической школе. Как номофилакс, К. был причислен к сенаторам, на высочайших выходах занимал одно из первых мест, ежегодно получал от царя ругу. Ежедневно, – за исключением воскресных и праздничных дней, – он бесплатно читал лекции всем желавшим получить юридическое образование. Адвокаты и ходатаи по делам, прежде чем заняться судебной) практикой, должны были выдержать у номофилакса экзамен и получить аттестат. В почетной должности номофилакса и министра юстиции К. состоял до первой половины 1054 г., когда, вследствие придворных интриг, отказался от мира, постригся в монахи и удалился на гору Олимп, в Малой Азии, где и подвизался в течение десяти лет. В середине 1064 г. скончался византийский патриарх Константин Лихуд. Его преемником импер. Константин X Дука (1059–1067 г.) и синод византийской церкви избрали И. Ксифилина, который сначала отказывался от высокой чести, а потом, уступая общему желанию, прибыл с Олимпа в Константинополь. Продолжительным отказом К. от патриаршества и объясняется то, что его хиротония, после обычных формальностей избрания на патриарший престол, состоялась лишь 1 января 1064 г. Патриарх И. украсил храм св. Софии, обновил в нем св. иконы, восстановил многие другие храмы столицы, пострадавшие от времени, и делал в них пожертвования утварью и одеждами. Заботясь о помощи беднякам столицы, он устроил правильную выдачу хлеба и снабжал содержанием. Он весьма усердно исполнял епископские свои обязанности и не только ежедневно совершал богослужение в храмах столицы, вызвав этим недовольство со стороны архиереев, но и в свободное от богослужений время собирал призреваемых церковью и читал среди этого собрания священные книги, весьма ясно и просто толковал им каноны св. отцов, раскрывал деяния прославившихся благочестием и разъяснял учение церкви. Официальные патриаршие выходы И. совершал пешком, питался самою простою пищей, не заботился о родственниках, во избежание нареканий. В отношении гражданской власти К. держался самостоятельно и не поступался своими правами в пользу императорских требований. Так, в мае 1065 г. импер. Константин Дука издал хрисовул с обращением к патриарху, – где постановил, что василевс не может изменять – возвышать или понижать – степень архиерейских кафедр, так как это дело подлежит ведению духовной власти. Патриарх очень часто обращался к правителям, судьям и царю с ходатайством за обиженных и несправедливо осужденных, в полноте пользуясь присущим патриарху правом печалования, обличал неправду и настойчиво добивался удовлетворения его требований. Император Константин Дука очень уважал патриарха и, когда заболел, поручил своих детей попечению брата своего, кесаря Иоанна, и патриарха (1066 г.). Патриарху И. принадлежат два синодальные определения (1066 г. и 1067 г.) об обручении, которое по духовному значению своему было приравнено к браку и совершалось с церковным богослужением; оба церковный определения были потом подтверждены, в качестве и гражданского закона, импер. Никифором Вотаниатом. Одно синодальное решение патриарха касается запрещенного брака в пятой степени свойства. В 1070 г. патриархом издана синодальная грамота о священниках и монахах, занимавшихся адвокатурой. Мы замечаем, – сказано здесь, – что многие клирики и монахи принимают на себя несвойственный им занятия и выступают в качестве защитников в суде гражданском и церковном. Это чуждо церковному обычаю и не соответствует точному исполнению законных постановлений. Поэтому патриарх запретил впредь монахам и клирикам заниматься чужими делами и выступать в роли адвокатов, в противном случае они подлежат церковному наказанию. Исключение делалось для таких случаев, когда клирики получали специальное предписание патриарха и являлись на суде в качестве защитников церковных интересов. Настоящее предписание было доведено до сведения и гражданских судей, дабы они ни по какому судебному процессу не допускали защиты со стороны клириков, без разрешения духовной власти. – Иоанн скончался 2 августа 1075 г., почти в семидесятилетнем возрасте. Его друг Михаил Пселл в надгробном слове говорил, яко бы «это был муж весьма безукоризненный и невиннейший, раз навсегда отказавшийся от всякой телесной нечистоты, презиравший деньги, отличавшийся совершенной нестяжательностью, человеколюбием к бедным и помощью им нисколько не менее знаменитого оного Милостивого (Иоанна), изобильно украшенный, словом сказать, и прочими добродетелями, разумом, всяким воспитанием, отличным знанием законов». [Многие памятники церковно-учительной, т. е. проповеднической деятельности усвояются Иоанну Ксифилину, по-видимому, неосновательно: см. G. Mercati в «Theologische Revue» 1905, Nr. 5, Sp. 144, и еще об Иоанне IX см. выше].
Проф. И. И. Соколов