Источник

Иоанн II, каппадокиец

Иоанн II, каппадокиецпо прозванию и происхождению, патриарх константинопольский, занимавший кафедру с 17-го апреля 518 г. до половины (приблизительно) февраля 520 г. Об обстоятельствах его жизни почти не сохранилось известий. Но его кратковременное правление отмечено событием большой важности – прекращением разделения церквей. Это разделение продолжалось 34 года со времени издания известного «Энотикона» при императоре Зеноне и патриархе Акакие. Униональная попытка Зенона и Акакия, не давшая решительных результатов, исходила из благородного желания спасти целость империи и в конце концов все же в отношении к восточным и южным окраинам создала положение, которое характеризуется поговоркой «худой мир лучше доброй ссоры». Но это с трудом поддерживавшееся равновесие на Востоке неизбежно должно было отозваться на отношениях к Италии и Риму. На Западе, который был сравнительно свободен от религиозного брожения, удивлялись и недоумевали при виде той деликатности, с которой Византия относилась к иномыслящим. Недоразумения привели к разрыву. Этот разрыв сильно тревожил правительство и население Константинополя: он затруднял сношения по всем делам. Но до вступления на престол династии Юстиниана правительство жертвовало западными провинциями для восточных. Его политика сказалась ясно в характерной фразе Анастасия: nos jubere volumus, non nobis juberi. Пoявление на исторической сцене Теодориха В. резко изменило эту политику. Теодорих держал в страхе население Константинополя сначала лично, а после утверждения в Италии чрез своего подручника комнта Виталиана. Чтобы овладеть расположением папы и населения Италии, Теодорих, сам арианин, выступает защитником православия и производит давление на Византию. Опасное соседство на северо-западе встревожило население Константинополя. Отсюда настойчивое желание сближения с Римом. Перемена религиозной политики должна была превратить папу и Италию из врагов в союзников против ариан-остготов. Положение папы никогда не было так удобно и выгодно: Гормизда мог делать с Константинополем, что хотел; пред его преемником Иоанном при встрече за стенами Византии становилось на колени население столицы с императором Юстином во главе. – Только при свете этих данных, становится возможным понять факты кратковременного страдальческого правления патриарха Иоанна ІІ-го. Это правление было сплошным унижением. Человек православного образа мыслей, Иоанн II в отношении к монофизнтам держался однако мягкой политики своих предшественников. Только благодаря этому, имп. Анастасий мог допустить его на кафедру. 9-го июля 518 г. на престол вступил Юстин. А через неделю – 15-го и 16-го июля – в храме св. Софии толпа народа, во главе с монахами, криком и угрозами заставила патриарха переменить церковную политику. «Почему мы остаемся вне общения? В течение стольких лет почему не имеем общения?» – вопила толпа. За два дня она настояла на том, чтобы 1) 16-го июля было совершено празднество в честь Халкидонского собора; 2) был анафематствован Север; 3) были внесены в диптихи а) четыре первые вселенские собора, б) имена патриархов Евонмия и Македонии, умерших в изгнании, и в) имя папы римского Льва. Чтобы оформить свои заявления, сделанные народу, патриарх составил 20-го июля собор из епископов, пребывавших в столице и недалеко от нее, числом около 40 человек. Постановления собора были отправлены Иоанном между прочим и к папе Гормизде с посланием, в котором патриарх уведомлял о внесении в диптихи Льва, о признании четырех соборов и просил прислать pacificos viros. Император с племянником также отправили письма папе с комитом Гратом. Грату было поручено уладить трудный вопрос о патриархе Акакие. В глазах Рима Акакий был не только автор «Энотикона»: – главная вина его заключалась в разрыве с папой. Этой вине оставались причастными патриархи Македоний и Евфимий, люди православные и высокочтимые на Востоке. В Константинополе предвидели, что строгость Рима проявится не только в отношении к Акакию. Миссия Грата не увенчалась успехом. Папа cum consilio regis Theodorici отправил в Константинополь легатов со множеством писем. Тон послания к патриарху очень высокий. Признавать Халкидонский собор и защищать Акакия, – говорит он, – значит впадать в противоречие. Папа обещает принять патриарха в общение, если он подпишет libellas, в котором между прочим предавались анафеме Акакий и Македоний с Евфимием. Инструкция, которою снабжены были легаты, обнаруживает еще большую заносчивость Гормизды. Легаты по прибытии в Константинополь отказались вступить в переговоры с Иоанном и потребовали подписи его и всех епископов под libellus. Патриарх покорился: – такова была воля царя. Ему не было позволено даже обратить libellus в письмо от себя к папе. Легаты снизошли только до того, чтобы к libellus Иоанн написал небольшое вступление. Кроме того в libellus не были названы но имени Евфимий и Македоний. Патриарх просто обещает вычеркнуть из диптихов преемников Акакия sequestratos а communione ecclesiae catholicae. Это вычеркивание было сделано во всех церквах столицы cum grandi diligentia. Libellus подписали и все многочисленные константноп. Архимандриты, однако, post multa certamina. Унижение патриарха и заносчивость легатов, поддерживаемых стратилатом Виталианом, подручником Теодорнха, были таковы, что опасались восстания и кровопролития. Дело не дошло до этого: народ знал силу Виталиана и сдержался. О происшедшем в Константинополе были оповещены провинции к сведению и исполнению. Торжество папы было полное. Любопытно, что оскорбленный и униженный Иоанн ІІ-й есть первый патриарх константинопольский, который в документах именуется «вселенским».

Проф. И. Андреев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle