Источник

Иоанн: святые «восточные» этого имени

Иоанн: святые «восточные» этого имени 1–38 по порядку церковного поминовения в году.

1) Иоанн Кущник, преподобный подвижник цареградский, V столетия. Сын богатого византийского сенатора Евтропия и Феодоры, Иоанн не пожелал учиться у преподавателей, которых назначил ему отец, а избрал одного инока из обители Акимитов (Неусыпающих), где и предался иноческим подвигам. Затем, открывшись игумену, он просил позволения видеться с родителями. Он построил небольшую избушку у ворот отцовского дома и жил в ней, видя своих родителей, ходящих в славе и богатстве. Перед своею смертью он пригласил к себе мать и открылся ей, показав златокованное евангелие, которое он имел у себя с детства. Ср. аналогию этого жития с житием св. Алексия Человека Божия. Память его 15 января. Мощи его даже в 1200 г. все еще лежали у ворот его дома, как свидетельствует Антоний новгородский («Прав. Пал. Сборн.» LИ, 87): «Святый Иоанн кушник лежит у врат двора своего, и крест его на железне пососе».

2) Иоанн, св. мученик адрианопольский, IX столетия. Военачальник саном, он по взятии болгарами Адрианополя (ок. 817 г.) был схвачен и вместе с 377 греками, в числе которых находились епископы: Мануил, Георгий, Петр и Леонтий, обезглавлен. Память его 22 января.

3) Иоанн, преподобный подвижник иерусалимский, V столетия. Сын богатого цареградского боярина Ксенофонта, он вместе со своим братом Аркадием должен был получить высшее образование (преимущественно юридическое) в г. Вирите [Берите]. Но корабль, на котором они плыли, потерпел крушение. Едва спасшись и не зная ничего друг о друге, они разошлись в разные стороны и постриглись в монастыри. Через несколько времени оба они сошлись в Иерусалиме и поселились у одного благочестивого старца. Между тем Ксенофонт, не получая вестей от сыновей в течение двух лет, послал своего слугу навестить их в Вирите. Их там не оказалось; слуга узнал только, что они потерпели кораблекрушение; но живы ли они, никто не знал. Ксенофонт и Мария, удрученные скорбью по поводу неизвестности детей, роздали часть своего имущества и собрались во св. Град, чтобы поклониться святым местам и просить Бога открыть им, живы ли их дети, или уже мертвы. Пришли они и к тому старцу, у которого жили Аркадий и Иоанн, и просили его помолиться о их детях. Прозорливый старец просил обоих иноков рассказать ему свои биографии. При рассказе оба инока познали, что они родные братья, признали своих родителей и были узнаны этими последними. Ксенофонт и Мария приняли здесь пострижение, проводили жизнь в подвижничестве и сподобились дара чудес. Все они почили в мире. Память их 26 января.

4) Иоанн, св. бессребреник александрийский, IV столетия. См. Кир. Память его 31 января.

5) Иоанн, преподобный подвижник палестинский, VІ столетия. Инок газской киновии Еваге, он позже был аввою Миросавской обители (в Палестине). Любимейший ученик препод. Варсонофия вел., Иоанн с благословения последнего перешел потом в киновию Серидову в качестве новоначального инока. Образованный аскет, он имел сведения в строительном искусстве и был зодчим, принимая близкое участие в постройках киновии. Для заготовки строительных материалов он ездил морем в Египет. Проявив достаточные успехи в иноческой жизни, Иоанн с благословения Варсонофия вступил на путь совершенного безмолвия, поселившись в уединенной келлии, вблизи старцев Варсонофия и Иоанна пророка. Суетный, он долго не мог привыкнуть к иноческой жизни, и только после многочисленных наставлений Варсонофия Иоанн наконец достиг высшей степени иноческого совершенства. Память его 6 февраля.

6) Иоанн, преподобный сирийский, V столетия. Ученик таргальского аскета Лимнея, Иоанн прожил в одной студеной и голой могиле 25 лет, питаясь хлебом и солью и нося на себе вериги. Сгорая от солнечного зноя, он никогда не искал прохлады. Один посетитель его посадил было при дороге миндальное дерево, которое, выросши, могло бы давать святому некоторую тень, но Иоанн велел ссечь дерево, дабы от тени не было холода. Память его 23 февраля. (См. Феодорит киррский в «Истории боголюбцев»; Пролог.)

7) Иоаин-Варсонофий, преподобный палестинский, V столетия. Палестинянин родом, он крестился в возрасте 18 лет, а приняв иночество, впоследствии был рукоположен в архиепископа дамасского. Однако он скоро раскаялся в том, что погубил пользу монашеского жития, оставил свою архиепископию и тайно ушел в Александрию и на Нитрийскую гору, где просил игумена принять его в монастырь для служения старцам. Игумен принял Иоанна и постриг его в иночество. Новый инок днем служил братии, по ночам молился, а на заре приносил воду для монастырских старцев. Однако не все любили Иоанна: один монах, издеваясь, обливал его помоями, другие обратили его келлию в место нечистот. Игумен, узнав об этом, хотел наказать монаха, но Иоанн со слезами заступился за своего обидчика, говоря, что он сам идет ему наперекор. Когда Иоанн был узнан преподобным Феодором нитрийским, он бежал в Египет, где получил дар прозорливости и мог ведать человеческие помыслы, «свободи же церковь от еретик и многи душеполезныя написав книги». Память его 29 февраля (Пролог). См. еще «Энц.»ІІІ.

8) Иоани, св. мученик севастийский, IV столетия. Это один из сорока воинов, состоявших в одном севастийском полку и судимых за исповедание ими христианства. Все они пострадали в царствование имп. Ликиния, в 820 г. Собор св. мучеников совершался в Константинополе близ медного Тетрапила, Память его 9 марта.

9) Иоанн, св.мученик палестинский, VIII столетия. Он подвизался в иерусалимской лавре св. Саввы Освященного. Во время нашествия на лавру эфиопов он вместе с другими иноками был умерщвлен в 796 или 797 г. Память его 20 марта.

10) Иоанн, св. мученик персидский, ІV столетия. Он пострадал со св. Врухием. Агиологи (арх. Сергий) думают, что, вероятно, Иоанн и Bpyxий одно и то же, что Иона и Варахисий, память которых празднуется 28–29 марта. Память Иоанна и Врухия 27 марта.

Хр. Лопарев.

11) Иоанн ликопольский (египетский) или прозорливый родился в г. Ликоноле (ныне Сиут, главный город в верхнем Египте в 3/4 мили от левого берега Нила). В молодости занимался столярным ремеслом (почему в Acta Sanctorum назыв. Faber), а достигши двадцатипятилетнего возраста, отрекся от мира и после пяти лет, проведенных в различных монастырях, удалился на гору Лико, где и провел в безвыходном затворе 50 лет. Он предсказал императору Феодосию победы над тиранами Максимом и Евгением, за что тот чтил его, как пророка. В Acta Sanctorum и в славянских минеях житие его взято из «Лавсаика» Паллади-очевидца. Но в печатном Лавсаике (русск. пер. изд. 2-е 1854 г.) слиты в одно два самостоятельных сказания об Иоанне: одно, написанное самим Палладием, и другое, написанное каким-то монахом Елеонской горы в Истории египетских монахов. Преосв. Сергий открыл в московской Синодальной библиотеке две рукописи, в которых сначала помещен чистый Лавсаик, а за ним История египетских монахов отдельно. Соединение двух сказаний в одно сделано еще в Греции и довольно неудачно, так как в печатной редакции сказания много непонятных мест. В Acta Sanctorum приложен отрывок из Кассиана, в коем показывается необычайное послушание Иоанна своему старцу в начале монашеской жизни: так, он целый год поливал сухое дерево, хотел подвигнуть скалу по повелению старца (см. Писания преп. отца И. Кассиана Римлянина, изд. 2, 1892: IV, 24; ср. о. Феодор, Аскетические воззрения препод. Иоанна Кассиана, Казань 1902, стр. 249). По сказанию монаха Елеонской горы, предсказание Иоанна о победе Феодосия над Евгением исполнилось еще при жизни Иоанна, а эта победа была 6 сентября 394 г.; значит, смерть Иоанна нельзя полагать ранее этого года. Кроме Палладия и елеонского монаха об Иоанне и его чудесах говорят и другие писатели IV и V вв. Так, о предсказании Иоанном побед говорит современный ему Руфин (кн. 2, гл. 19 и 32). Другой современник его блаж. Иероним в письме к Ктезифону свидетельствует, что Иоанн несомненно был святой (письмо 133). Преп. Кассиан, посещавший около 392 г. монастыри в Египте, говорит, что преп. Иоанн «чрез послушание стяжал дар пророчества и столько славился по всему миру, что самые цари его уважали»; упоминает также и о его пророчестве Феодосию (О правилах монахов, гл. 23 26). В V в. о нем, как о чудотворце, говорят еще Феодорит, Созомен, Августин и Сульпиций Север. Память его празднуется 27 марта.

С. Троицкий

12) Иоанн, преподобный египетский,«иже на студенце», IV столетия. Сын св. Иулиании, он в малолетстве переносил гонения от язычников и учился книгам, равным образом ходил для молитвы в соседнюю киновию отдельно от матери. По приглашению одного боголюбца Иоанн разлучился с матерью и сестрою Фемистией, отправившись к египетскому пустыннику Фармуфию. Здесь он в религиозном экстазе однажды бросился с высоты 20 локтей вниз, но, яко бы подхваченный Ангелом Господним, остался невредимым. Диавол изобретал всевозможные средства, чтобы обмануть Иоанна, но всякий раз был посрамляем. После десятилетнего подвижничества на студенце преподобный почил в мире. Инок Хрисихий, живший в египетской пустыни 30 лет, по внушению Ангела, отправился для погребения Иоанна. В вертепе святого он пробыл три дня, заклиная его Божиею силой не утаить о его жизни. И вот случилось дивное дело: земля изо рва поднялась на 20 локтей вверх, и св. Иоанн рассказал Хрисихию свою жизнь. После лобзания иноком преподобный скончался. Хрисихий положил на Иоанна свою мантию, которою закрыл студенечное отверстие. Отпев обычные псалмы, он посадил здесь финик, который потом вырос в виде дуба и стал приносить плоды. Хрисихий понял, что Бог познал любящего его Иоанна, и был духом отнесен на то место, где он ранее подвизался. Тогда он поручил одному благочестивому мужу написать об Иоанне, что он сам видел и слышал. Память его 29 марта.

13) Иоанн, преподобномученик палестинский, IV-V столетия. Вместе со свв. Миною и Давидом он был пронжен стрелою варварами. См. Мина. Память его 12 апреля.

14) Иоанн, преподобный подвижник, IX столетия. Ученик и спостник св. Григория Декаполита, Иоанн по кончине своего учителя затворился в одной совсем неизвестной местности, откуда ушел в Иерусалим и, обойдя святые места, избрал себе для подвигов лавру св. Харитона, в которой и скончался в первой половине IX столетия. Память его 18 апреля (АА. SS. Boll, апрель II, 583; Житие Григория Декаполита у Θ.᾿Ιωα’ννου, Μνημαῖα ἀγιολογικα’; Василиев Минологий; Μνημαῖον; Συαξαπιστη’ς ; Пролог). Впрочем, и эти ничтожные биографические сведения едва ли могут быть приняты за достоверные. Дело в том, что в Василиевом Минологии замечается пропуск; начало памяти этого Иоанна соединено с концом памяти Иоанна Палеолаврита.

Хр. Лопарев

15) Иоанн Новый, янинский, мученически пострадал за св. православную веру от турок в Константинополе 18 апреля 1526 г. Он родился в греческой православной семье эпирского города Янины и в молодости занимался ремеслом портного. По смерти родителей, он, при патриархе Иеремии I, также по происхождению из Янины, прибыл (около 1520 г.) в Константинополь и открыл здесь свою мастерскую. Это был красивый, бойкий и красноречивый человек, обращавший на себя внимание турок и своею честностью, и трудолюбием. Привыкнув все выдающееся у греков привлекать на свою сторону, обращать в мусульманство христиан, имеющих какие-либо личные достоинства, турки обратили свой благосклонный взор и на Иоанна. По своему обыкновению, они сначала указали ему на бедность и малоприбыльность ремесла портного, едва дающего средства к жизни, и предлагали И. добровольно принять ислам, в надежде на внешние блага. Но истинно верующий христианин, он отверг эти безвестные происки. Тогда начались насмешки и оскорбления, а затем и угрозы погубить Иоанна, если он не сделается мусульманином. Когда и эти средства не помогли, турки прибегли к обычному своему, в отношении к христианам, приему – клевете и лжесвидетельству. Они завинили христианина пред турецким судом в том, будто он несколько лет тому назад, живя в Триккале, обещался отречься от Христа и перейти в ислам, однако и теперь остается в христианстве. Явились и лжесвидетели из турок, которые, пользуясь исключительным правом свидетельствовать на суде против христиан ( – свидетельство последних по турецким законам не допускалось – ), подтвердили справедливость обвинения. Но христианин и пред лицом смерти, которою ему грозил судебный приговор, не отрекся от Христа. Начались ужасные, бесчеловечные мучения: страдальца пытали, жгли на огне и, наконец, усекли мечом, в то время когда св. мученик непрерывно воспевал «Христос воскресе». Мощи мученика были прославлены чудесами. Его житие написал навплийский протоиерей (προτοπαπας ) Николай Малаксос, а службу составил Иустин Декадийский и великий ритор константинопольской церкви Антоний. Память его 18 апреля.

И. И. С-в.

16) Иоанн, св. подвижник палестинский, VIII столетия. С молодых лет он возлюбил отшельническую жизнь, покинул свой дом и, переходя с места на место, прибыл в ветхую лавру св. Харитона, где среди подвигов и скончался. Память его 19 ащтля (АА. SS. Boll, апрель II, 625–626; Μνημαῖον; Пролог). Время его дано здесь гадательно. Он называется ὁ Παλαωλαυρι’της, а Харитонова лавра могла получить название «Старой» лавры лишь с VI столетия, когда возникла лавра св. Саввы. Болландисты относят его ко времени IV-VIII в. (796 г.); за VIII в. высказался архиеп. Сергий. [Ср. также у S. Vaihé et S. Petrides, Saint Jean le Patéolaurite, ргéсédé d’ une notice sur la vielle Laure в «Revue de Г Orient chretien» за 1904 г.]

17) Иоанн, св. исповедник, игумен Кафарского монастыря, VIII-IX столетия. Сын Феодора и Григории, он родился в одном из городов Декаполя Иринуполе (в Келесирии) в царствование имп. Константина и Ирины. Девяти лет он начал учиться, затем поступил в киновию, где снискал расположение своего учителя-старца, с которым ездил в Никею на VII вселенский собор и оттуда прибыл в Константинополь. Здесь старец его сделался игуменом и архимандритом Далматского монастыря, а сам Иоанн рукоположен был во пресвитера (по Синаксарю, сделался великосхимником и иереем) и затем послан был царем Никифором (802–811 г.) игуменом в монастырь Чистых (τῶν καθαρῶν). Этою обителью Иоанн правил немного более 10 лет. При возобновлении иконоборства он увещевал братию крепко держаться предания. Царские посланцы разогнали монахов, разграбили монастырское имущество, а самого настоятеля посадили в оковы и привезли в Константинополь. Иоанн назвал царя в лицо отступником, за что подвергся ударам воловьими жилами по лицу. Просидев три месяца в монастырской метохии, он затем был сослан в крепость Пендадактил (в области Лампы, в Карии), где содержался в цепях 18 месяцев. Привезенный в Константинополь, он был передан иконоборческому патриарху Феодоту Мелиссину Касситере (815–821 г.), который морил его голодом. Имп. Лев Армянин однажды призывал его и требовал у него отказа от иконопочитания, но, не успев в этом, сослал его в крепость букелларийской области (в Вифинии) Криотавр, где Иоанн содержался в темнице (по Синаксарю, 2 года). При Михаиле Косноязычном (820–829 г.) Иоанн прибыл в Халкидон, но не был допущен в столицу. При имп. Феофиле (829–842 г.) Иоанн был сослан на о. Афусию (в Черном море), где прожил 2 1/2 года и, предуведав свою кончину, через три дня скончался, ок. 837 (по другим, ок. 813) г. 27 апреля, когда и память его.

18) Иоанн, комит, св. мученик тавийский, II столетия. Вместе со стратилатом Мелетием, комитом Стефаном и 1218 воинами, с женами и, детьми, он обезглавлен от руки правителя Египта Максима, посланного имп. Антонином в Галатию и митрополию ее Тавию для преследования христиан. Впрочем, относительно времени жизни мученика существует разногласие. По Синаксаристу святогорца Никодима, мученичество имело место при Антонине Гелиогабале в 218 г., по другим – при Антонине Пии (138–161 г.). Равным образом в греческих минеях и прологах дружина св. Мелетия и Иоанна показана в размере 11.208 человек, с присоединением еще 12 трибунов и девяти иных лиц. Память его 24 мая.

19) Иоанн, св. исповедник времен иконоборчества, VIII или IX столетия. Это был подвижник Психаитовой обители, в Константинополе или его окрестностях, прославившийся даром изгонять бесов и исцелять разные болезни. На повеление императора отказаться от иконопочитания, примкнуть к иконоборству и подписаться под иконоборческим свитком Иоанн ответил отказом, обличил императора и назвал его еретиком. За это он был сослан и даже в изгнании подвергался различным притеснениям. Память его 26 мая. (АА. SS. Boll, май VI, 100; VII, 849; Василиев Минологий: Migne gr. CXVII, 473; Никодимов Синаксарист II, 134; Пролог). Важнейший вопрос в этой биографии – местоположение Психаитовой обители. Греческие тексты предлагают чтение ψιχαῖτη’ς, ψιχαῖτης), но Болландисты предпочптают догадку (на основании дистиха: ψιχαῖτην-ψιχας), оправдываемую и Макариевскою Четь-Минеей: Психит (26 мая) Крупичник (23 мая). Местечко _ΠΣιχαιнаходилось в Константинополе около форума; но, с другой стороны, местечко _ΠΣιχαιнаходилось в окрестностях столицы, где-то около Золотого Рога.

20) Иоанн, преподобный пресвитер палестинской лавры Евнухов, VI столетия. Поступив в обитель в молодости, он провел в ней в подвигах всю жизнь. Он любил посещать великих отцов-подвижников, чтобы поучаться их беседами. В иерусалимской лавре св. Саввы он посетил подвижника Каллиника и других, о чем рассказал преп. Иоанну Мосху. Память его 19 июня.

21) Иоанн огненный, св. отшельник иерусалимской пустыни, VI столетия. Подвизался в пещере около села Соха (в Прологе: Сехуста), ныне Хирбет-Шувека, к юго-западу от Иерусалима, и молился перед иконою Богородицы, носящей на руке Христа. Из пещеры своей он совершал паломничества в дальнюю пустыню, в Иерусалим для поклонения Честному Кресту и святым местам, на Синайскую гору, в Евхаиты для поклонения мощам св. Феодора, в Исаврию, где целовал мощи св. Феклы, в Селевкию к мощам св. Сергия и Сафару к мощам других святых. Перед своим хождением он зажигал перед иконою лампады и просил Владычицу хранить лампаду неугасаемой. Путешествие его продолжалось иногда месяц, два, три, иногда пять и шесть, и всякий раз Иоанн находил в своей келлии горящую лампаду, полную масла: она была действительно неугасимой. Память его 19 июня (см. Иоанна Мосха Луг духовный гл. 178, 179; Пролог). Иоанна хорошо знал Дионисий, пресвитер и сосудохранитель аскалонской церкви. Когда Дионисия навестили Иоаин Мосх и Софроний, старец и рассказал им биографию св. Иоанна Огненного. Ср. И Сладкопевцев, Древние палестинские обители, Спб. 1896, IV, 205 207.

22) Иоанн, преподобный спостник преп. Сименона юродивого, подвижник сирийский, VI столетия. Родом из города Едессы, они родились в царствование имп. Юстина (518–527 г.) и по взаимному совету отправились в Иерусалим для поклонения Честному Древу. Отсюда они прибыли в монастырь св. Герасима на Иордане и здесь постриглись в иночество. Из монастыря они перешли в пустыню, в которой подвизались 40 лет. Затем Симеон, оставив Иоанна, вернулся в Иерусалим, откуда прибыл в Ефес и начал юродствовать, творя много чудес. Оба подвижника скончались ок. 590 г. в один и тот же день. Память их 21 июля. (Пролог.)

23) Иоанн св. воин, IV столетия. Посланный имп. Юлианом для преследования христиан, Иоанн оказывал преследуемым всякое покровительство. Среди подвигов молитвы он скончался и погребен на месте, где хоронились странники. По откровенно, одной жене было рассказано житие его и обстоятельство, при котором ему было дано имя Иоанн. В него установилась с давних времен вера, что он удерживает уход рабов от своих господ и обнаруживаем кражи. Память его 30 июля.

24) Иоанн, св. отрок ефесский, III столетия. Это один из семи отроков, уснувших в царствование имп. Декия ок. 250 г. и пробудившихся при имп. Феодосии II (408–450 г.). См. Иамвлих. Память его 4 августа и 22 октября.

25) Иоанн св. мученик цареградский, VIII столетия. Вместе с другими он пострадал за икону Спаса на Медных воротах Цареграда в 730 г. См. Иаков. Память ею 9 августа.

26) Иоанн св. мученик африканский, IX столетия. Родом грек, он вместе со своими детьми Петром и Иоанном, а равно с Андреем находился в сицилийском городе Сиракузах. Африканский эмир Ибрагим, взяв в 879 г. этот город, в числе пленников отвез и этих святых в Африку, где отдал их в учение агарянской грамоте. Полюбив Петра и Иоанна, Ибрагим первого произвел в сан сакеллария, а Антонина назвал даже своим родственником. Исполняя мусульманские обряды, они были тайными христианами, и это обстоятельство стало известным эмиру. Последний применил к святым самые жестокие пытки, которые закончил тем, что заколол святых. Память их 23 сентября.

27) Иоанн Кукузель, преподобный афонский, ХII-XIV столетия. Родом болгарин из г. Диррахия, Иоанн, оставшись сиротою, поступил в придворную константинопольскую школу, где проявил особенное дарование петь, почему был включен в штат придворных певцов. Еще недостаточно владея греческим языком, он на вопрос: что ты ешь? Отвечал: «κουκιὰἠ’ зелие», т.е. «зелень или зелие». Посему его в шутку и прозвали Кукузель. Достигши совершеннолетия и приобретя известность отличного певца, он мог бы сделать себе блестящую карьеру вступлением в брак, чего желал и сам император. Но мысль об иночестве не покидала Иоанна, и он даже собирался бежать из столицы. Случайное знакомство его с афоно-лаврским игуменом, приезжавшим в Константинополь по делам монастыря, окончательно побудили придворного певца искать себе уединения на святой горе. Он явился к вратам лавры св. Афанасия афонского, впрочем, не в звании певца, а в звании простолюдина и пастуха, был пострижен и получил должность пастушескую. Император, узнав о бегстве своего певца, очень огорчился и посылал в разные места лиц, чтобы отыскать и снова привести его в столицу. Посланцы были и на Афоне и между прочим в самой лавре, но не могли его распознать. Пася монастырских козлищ, Иоанн имел время оглашать окрестности своим сладкогласным пением. Это обстоятельство стало известным в лавре, и игумен, пригласив к себе пастуха, узнал, что это его старый константинопольский знакомый и придворный певец Иоанн Кукузель. Во время вторичного посещения столицы игумен выпросил у императора особенной милости оставить Иоанна во святой горе, после чего лаврский пастух мог быть уже совершенно спокойным. Он построил себе келлию с церковью во имя Архангелов, подвизался в уединении и только в праздники приходил в собор и пел на правом клиросе. Однажды после бдения, когда он задремал в своей «форме» (братском седалище), он услышал голос: «радуйся, Иоанн». Певец открыл глаза и увидел пред собою Богоматерь в сиянии небесного света. «Пой и не переставай петь, – продолжала она, – я за это не оставлю тебя», с этими словами положила в руку Иоанна червонец и стала невидима. Потрясенный чувством радости и благословляя милость Богоматери, Иоанн привесил червонец к Богоматерней иконе, которая стала творить чудеса. От долгого келейного стояния ноги его затекли, покрылись ранами и в них показались черви. Богоматерь в сонном видении явилась к Иоанну и исцелила его язвы. Просветившись духом, он удостоился провидеть час и день своей кончины. Согласно его желанию, он погребен в основанной им Архангельской церкви. Память его 1 октября.

28) Иоанн Хозевит, преподобный подвижник египетский и палестинский, VI столетия. Родом из египетской Фиваиды, Иоанн был пострижен в иночество своим дедом. По совету последнего он посетил святые места Иерусалима и снова вернулся в Египет. Затем он, покинув дела, избрал себе тесную расселину, в которой и начал свою аскезу, питаясь травами. Слава о его подвижнической жизни распространилась и во внешней пустыни, где между прочим подвизался великий постник Анания: когда к последнему привели бесноватого сына одного богатого человека с просьбою помолиться о его исцелении, Анания не принял больного, посоветовав обратиться к Иоанну египтянину. Помолившись, Иоанн произнес: «О имени Иисуса Христа, нечистый дух, не я, но Анания повелевает тебе выйти из отрока сего». И отрок выздоровел. Против воли Иоанн был поставлен во епископа кесарийского; но, убегая мирской славы, он покинул Кесарию и удалился в пустыню, вероятно Рува (между западным берегом Мертвого моря, иерихонскою и вифлеемскою дорогами). Здесь он исцелил бесноватого отрока, которого родители положили у дверей его келлии. Много искушений перенес святой от злого духа, который свергал его сверху вниз, в образе разбойника бил, снимал с него одежду и сжигал его келлию. Во время страданий Иоанн говорил только одно: «Всевышний Господи, благодарю Тебя, если Тебе это угодно». Хотя разбойник, схваченный князем, и был казнен, но нечистый дух не переставал наносить вред святому. Во время посещения братии Иоанн был приглашен женщиною в дом, где подвергся искушению блуда, однако вышел невредимым. Узнав об известном отшельнике Маркиане, Иоанн решился навестить его, но злой дух сделал ему препятствие. Тогда Ангел Господень, восхитив Маркиана из его келлии, представил его в ограду Иоанна, и здесь оба подвижника насладились в душеполезных беседах. Когда Иоанн на прощании произнес слова: «Слава святому Богу, сподобившему меня видеть любимого мною Маркиана», Ангел Господень внезапно унес Маркиана обратно в его келлию. Недоумевая по поводу этого (сонного?) видения, Иоанн сам наконец посетил Маркиана, и действительно оба эти мужа провели время в сердечной радости. Иоанн прогонял многих бесов из людей, врачевал тяжелые болезни, в разных местах источал из земли воду и молитвою сводил с неба дождь. Он почил в мире в почтенной старости. Память его 3 октября.

29) Иоанн, сын блаж. Клеопатры, преподобный палестинский, III или IV столетия. См. Клеопатра. Память его 19 октября.

30) Иоанн, епископ, св. мученик персидский, IV столетия. Вместе с пресвитером Иаковом («ревнителем») он пострадал во времена царя Сапора II ок. 345 г. Память его 1 ноября. (Пролог.)

31) Иоанн Колов, блаженный подвижник египетский, V столетия. В молодости он ушел со своим братом Даниилом в скит и принял здесь пострижение. Среди подвигов воздержания он дошел до того, что отказался от всякой заботы о своем теле, перестал есть вареную пищу и пить кипяченую воду; он даже снял одежды и нагим вышел из келлии. Однако мороз заставил его вернуться. Брат его Даниил, человек, очевидно, другого темперамента, услышав стук в дверь и желая наказать брата, спросил: «Кто стучится?» – «Я, брат твой Иоанн; озяб, открой мне дверь». – «Не открою, уйди, демон, не соблазняй меня; мой брат – ангел, он о своем теле не радеет и пищи не требует». Наконец Даниил сжалился и впустил Иоанна в келлию. Потом блаженный отправился к известному в то время фивейскому старцу Павлу и поступил под его начало учиться послушанию. Между прочим Павел велел Иоанну высохшее дерево поливать водою до тех пор, пока оно не принесет плода. Вода находилась очень далеко от того места, и тем не менее блаженный три года подряд ходил за водою и поливал дерево, которое наконец расцвело и принесло плод. Тогда старец в церкви сказал братин: «Се ядите плод послушания». Однако он не довольствовался этим для наущения Иоанна. Он велел блаженному идти и принести гиену, жившую в окрестностях и умерщвлявшую людей и скот. Иоанн решился спросить Павла: «Что мне делать, отче, если гиена на меня нападет?» Старец улыбнулся и ответил: «Если на тебя нападет, свяжи ее и приведи сюда». Блаженный отправился. Действительно, гиена на него бросилась. Тогда он сказал: «Мне отец велел связать тебя». И с этими словами он взял ее, связал и повел к Павлу. Между тем старец сидел у себя и скорбел, быть может, потому, что дал Иоанну столь опасное поручение. Но вот блаженный является к нему с гиеною. Старец удивился; но, боясь, как бы Иоанн не возмнил о себе слишком, принялся бить его палкою, приговаривая: «Блудник, зачем ты привел сюда пса? Отпусти гиену». И блаженный Иоанн отпустил ее. За столь великое послушание Иоанн и получил прозвание Колова (κολοβο’ς­ урезанный). Он скончался ок. 425 г. Память его 9 ноября.

32) Иоанн, епископ, св. мученик персидский, IV столетия. Рукоположенный еп. Нирсою, Иоанн за исповедание христианства был обезглавлен персами на 85-м году жизни, ок. 343 г., одновременно с еп. Нирсою и многими другими. Память ею 20 ноября. (Пролог.)

33) Иоанн, св. мученик цареградский, VIII столетия. В сане игумена Монагрийского монастыря (близ г. Кизика), Иоанн перед иконоборческим имп. Константином Копронимом мужественно и смело отстаивал поклонение иконам и так рассердил императора своим отказом от попрания иконы Христа и Богородицы, что Константин велел зашить его в мешок и с большим камнем бросить в море. Об этом рассказывал современник события св. Стефан Новый братии, содержавшейся в цареградской темнице. Кончину его относят к 761–765 или к 761–767 г. Память его 28 ноября.

34) Иоанн, св. пустынник оксиринхский (в Египте), IV столетия. Вместе со своими братьями Ираклемоном, Андреем и Феофилом он ушел в пустыню, где в продолжение года все они находились под руководством одного старца, по смерти последнего подвизались здесь 60 лет, питаясь овощами и водою, которые принимали только два раза в неделю – по субботам и воскресеньям; а остальные дни недели они жили каждый особо в горах и вертепах. Память всех их 2 декабря. Житие их написано очевидцем их подвигов, пустынником Пафнутием; равным образом о них говорится в житии св. Онуфрия.

35) Иоанн, преподобный исихаст (молчальник) палестинский, VI столетия. Иоанн родился в 454 г. в армянском городе Никополе. По смерти родителей Грациана и Евоимии он роздал часть имущества бедным, а на остальные деньги построил храм во имя Богородицы, где иночествовал с десятью другими монахами. В возрасте 18 лет Иоанн в 472 г. поступил в монастырь, а 28 лет в 482 г. был рукоположен во епископа аскалонского или колонийского, в каковом сане пробыл десять лет. Спасаясь от преследований своего родственника, занявшего в Армении видную должность, Иоанн прибыл в Константинополь и по делам обращался к патриарху Евфимию (490–496 г.). По возвращении в свою епископию он правил престолом уже недолго: тайком оставив кафедру, он ок. 493 г. посетил Иерусалим и обошел святые места, во святом граде он оставался до конца V столетия, а затем направился в лавру св. Саввы Освященного. Св. Савва принял Иоанна и поручил ему службу сначала в поварне, потом в странноприиминице, затем велел ему безмолвствовать в дальней келлии в продолжение пяти дней, не выходить из нее, не вкушать ни пищи, ни питья и только в субботу приходить в храм на клирос и вкушать вместе с братиею. Видя преуспеяние инока, св. Савва обратился к иерусалимскому патриарху Илии (434–517 г.) с просьбою о рукоположении Иоанна во священника. Но Иоанн просил патриарха немного повременить с его посвящением, ссылаясь на свою греховность, и наедине сообщил ему, что он не может быть священником, так как он был епископом в Колонии. Илия, по-видимому, остался недоволен Саввою и объявил ему, что Иоанн пресвитером быть не может. В лавре св. Иоанн оставался до 511 г., после чего предался безмолвию. Однажды во время своих хождений, находясь в пяти верстах от своей келлии, он почувствовал сильную усталость, но после молитвы был восхищен и в ту же минуту оказался у себя в келлии. Персы, разрушив соседние келлии, уже подходили к месту безмолвия Иоанна с намерением уничтожить и его, но вот появился лев, разогнал персов, и келлия безмолвника осталась невредимою. Однажды явился к нему православный с иноверным для молитвы и назидания. Иоанн преподал благословление православному, но спутнику его отказался дать, прося его прежде всего отвратиться от Северовой ереси. Еретик, пораженный прозорливостью Иоанна, проклял Севера и его учение, после чего сподобился молитв и благословения святого отца. Одна дальняя родственница захотела видеть Иоанна, для чего совершенно преобразилась, но святой узнал ее. Однажды он посадил на камне смоковное дерево с таким замечанием братии: если дерево принесет плод, то знайте, что Бог даст мне место успокоения. Ветка прозябла и принесла три смоквы. Со слезами Иоанн взял смоквы, поцеловал их и вместе с братиею съел. После 48-летней молчальнической жизни Иоанн почил 1 декабря 558 г. в глубокой старости, 104 лет от роду. Низенького роста, с круглою бородою, он имел совершенно белые волосы. Память его 3 декабря и 30 марта. Пролог имеет две памяти, под 3 декабря и 30 марта, как будто бы это разные лица; но на самом деле речь идет об одном и том же лице. Житие Иоанна, составленное Кириллом скифопольским, издано в АА. SS. Boll. 13 мая III, 232. 681.

36) Иоанн, св. исповедник, епископ поливотский (во Фригии), VIII столетия. Он по порядку прошел все церковные степени и состоял «людским предстателем»: эта должность состояла в заботе о народных нуждах всякого рода и вверялась императором лицам особенной честности и распорядительности. В сане епископа поливотского он твердо противостал иконоборимым вожделениям имп. Льва исавриянина и укреплял свою паству в православии. Когда агаряне осадили г. Аморий, по молитвам и заступничеству св. Иоанна они были поражены и пленные греки были возвращены ему. Он скончался ок. 730 г. Поливотская церковь долго хранила следующий обычай. Ежегодно в день пятидесятницы тело его подымали, облекали в архиерейские ризы, приносили к престолу, возводили на вышнее архиерейское место и поддерживали его в стоящем положении во все время службы. Из чудес его известно врачевание бесноватых и разных других болезней. Память его 4 декабря.

37) Иоанн, преподобный постник Саввиной лавры, VI столетия. Он долгое время постился в Саввиной лавре. Иерусалимский патриарх Иоанн II (517–524 г.), сам не признававший четвертого (халкидонского) вселенского собора, принуждал и Иоанна постника отринуть его постановления, но, встретив решительный отказ, подверг его пыткам, изгнанию и побоям. По пути в Константинополь он был схвачен еретиками и заключен в халкидонскую темницу, где в продолжение двадцати дней оставался без хлеба и без воды. Наконец он был выпущен и с побоями выгнан из города. Иоанн вернулся в Саввину лавру, где сотворил много чудес, укрощал львов и писал сочинения против ереси. Почил в мире. Память его 7 декабря. (Пролог.)

38) Иоанн, кизичанин, преподобный игумен Византийской (в Палестине) киновии, VI столетия. Славился опытностью в духовной жизни. Современник и очевидец его, Иоанн Мосх однажды спросил его: как стяжать добродетель? И старец ответил: «Если кто хочет стяжать добродетель, то не прежде может стяжать ее, как когда возненавидит противный ей порок»; напр., если хочешь иметь плач, ты должен возненавидеть смех и т.д.

Хр. Лопарев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle