Ииуй
Ииуй – царь израильский, сын Иосафата, сына Намессиина (4Цар.9:2), называется и сыном Намессииным (3Цар.19:16); царствовал 28 лет (881–853 г.; Камп: 842–815 г.), почил в мире и погребен в Самарии. При Ахаве он занимал, кажется, видное место среди его телохранителей (4Цар.9:25). По собственному его признанию, он был свидетелем грозного приговора, произнесенного на Ахава пр. Илиею при встрече с ним на участке Навуфея после умерщвления последнего. И этот приговор произвел на него тогда сильное впечатление, долго сохранявшееся в его памяти (4Цар.9:25). Еще при жизни Ахава Господь повелел пр. Илие помазать Ииуя, сына Намессиина, в царя над Израилем для отмщения дому Ахавову (3Цар.19:16, 17). Илия сам лично не исполнил этого повеления; но предназначение Инуя в цари стало известно пророкам. Царем Ииуй стал уже по смерти Иорама, второго сына и царя после Ахава. Произошло это так. Была война с сириянами, – быть может, – из-за Рамофа галаадского, ставшего с дней Ахава яблоком раздора между сириянами и израильтянами. Иорам был ранен в сражении при Рамофе и лечился в Изрееле. Ииуй был при войске в Рамофе. В этото время пророк Елисей послал одного из сынов пророческих в Рамоф с сосудом елея с поручением помазать наедине Ииуя в царя над израильским царством. Сын пророческий исполнил поручение в точности, сказав при этом, что Господь помазует его – Ииуя для истребления дома Ахавова. Когда товарищи узнали о происшедшем, они разостлали свои одежды вместо ковра и при звуке трубы провозгласили Ииуя царем. Изумительная быстрота отличает дальнейшие действия Ииуя. Воспретив другим оставлять город, дабы весть о воцарении его не достигла Изрееля раньше его, он сам с отрядом немедленно отправился туда. Сторож на башне изреельской заметил приближение отряда Ииуева, и Иорам послал всадника навстречу узнать о случившемся. На вопрос всадника: «С миром ли?» Ииуй велеть ему следовать за ним. То же случилось и со вторым всадником. Когда сторож из стремительности всадника сделал заключение, что приближающийся есть Ииуй, Иорам вместе с бывшим у него иудейским царем Охозиею выехал навстречу ему. Из ответа Ииуя на вопрос его: «С миром ли?» Иорам заключил о недобрых его намерениях и с криком: «Измена, Охозия!» обратился и побежал, но Ииуй поразил его стрелою из лука, припомнил при этом грозный приговор Илии и приказал сопровождавшему его Бидекару бросить труп его на участок поля Навуфея. Ранен смертельно был и Охозия, царь иудейский, на возвышенности Гур при Ивлейме и умер в Мегиддоне. Истребление Ииуем дома Ахавова не ограничилось умерщвлением Иезавели (см. выше). У Ахава было 70 сыновей и, может быть, внуков, которые были на воспитании у различных лиц в Самарии. Ииуй написал начальникам города, старейшинам и воспитателям письмо, предложив им выбрать лучшего из царских сыновей, посадить его на престоле отца его и воевать за дом своего государя. Но лица эти в страхе за свою жизнь объявили себя покорными слугами Ииуя и по его повелению закололи царских сыновей – числом 70 – и головы их в корзинах послали в Изреель. Здесь они сложены были в две груды у входа в ворота города. Указывая на то, что не он их убил, Ииуй отметил в этом исполнение слова Господа об Ахаве. Кроме сего, Ииуй умертвил всех оставшихся из дома Ахава в Изрееле всех вельмож, близких его и священников и даже 42 человека родственников Охозии, царя иудейского, шедших узнать о здоровье сыновей Ахава. После этого он отправился в Самарию, посадил по дороге туда в свою колесницу Ионадава, сына Рихавова, известного ревнителя древнего благочестия и древних обычаев, дабы он был свидетелем его ревности о Господе. В Самарии под предлогом принесения великой жертвы Ваалу он собрал в капище Ваала всех его служителей. После принесения жертвы все они были перебиты в самом капище заранее приготовленным отрядом воинов; статуи Ваала и Астарты были разбиты и сожжены, самое капище разрушено и обращено в место нечистот. Так, – говорится, – «истребил Ииуй Ваала с земли израильской» (4Цар.10:1–28). Такое усердие в истреблении дома Ахавова и культа Ваала привлекло к Ииую благоволение Божие, выразившееся в определении, что сыновья его до 4-го рода будут сидеть на израильском престоле (ст. 4Цар.10:30). Но тельцов Иеровоамовых Ииуй не отменил (ст. 4Цар.10:29, 31). И истребление культа Ваалова не было коренным, о служении Ашере говорится уже в истории царствования сына его Иоахаза (4Цар.13:6), а во время Иеровоама II служение Ваалу было широко распространено среди израильтян, как говорит об этом пророк Осия (Ос.2:8, 13, 17, 11:2). Это-то служение Ваалу при потомках Ииуя делало как бы бесцельным и слишком кровопролитное истребление дома Ахавова Ииуем, почему пророк Осия произносит, от лица Господа, строгий приговор дому Ииуеву за кровопролитие в Изрееле (Ос.1:4. 5).
Истребление дома Ахавова, частнее, умерщвление Иезавели, прежней тирской царевны, и Охозии, иудейского царя, и его родственников должно было значительно охладить отношения тирского и иудейского царств к израильскому. Не улучшились отношения и к дамасскому царству. Чтобы скорее овладеть царским престолом, Ииуй оставил, кажется, на произвол судьбы Рамоф галаадский, который, вероятно, и попал в руки сириян. Посему нет ничего удивительного в том, что Ииуй в первый же год своего царствования послал подарки ассирийскому царю Салманассару II, о чем говорят надписи этого государя, чтобы приобрести его расположение и защиту. Но именно после 842 г., года принесения этих подарков (по надписям – дани), – Салманассар прекращает свои походы против Дамаска, будучи занят в других местах. Это дает возможность Азаилу, царю дамасскому, вторгнуться со всею силою в страну к востоку от Иордана и страшно ее опустошить и овладеть ею до Арнона на юге (4Цар.10:32, 33). Только Иеровоаму II, правнуку Ииуя, удалось опять отвоевать эту страну у сириян и то не надолго (4Цар.14:25). Со времени Ииуя израильское царство стало заметно склоняться к своему падению.
Ф. Я. Покровский