Иессей
Иессей – отец царя Давида, происходил из колена Иудина, из рода Фаресова, был потомком Салмона и Раави, Вооза и Руфи чрез Овида (Руф.4,13–22. Мф.1:3–5), жил в Вифлееме и был человеком состоятельным. У него было восемь сыновей (1Цар.16:10, 11, а по 1Пар.2:3–16 семь сыновей и две дочери). В первый раз Иессей упоминается в рассказе об избрании и помазании Давида Самуилом в Вифлееме (1Цар.16). Затем выбор Саула, пожелавшего иметь возле себя искусного игрока, пал на Давида, и Иессей отпустил сына с подарками для царя из своего хозяйства (1Цар.16:20). Когда три старшие сына его были в войске против филистимлян, Иессей шлет Давида, бывшего в то время дома, в войско разузнать о здоровье и нуждах братьев и при этом посылает десять сыров тысяченачальнику (1Цар.17:17–18). Подозрительность Саула к Давиду и преследование последнего отразились и на родственниках Давида. Они должны были укрываться от Саула и пришли к Давиду, когда он был в пещере Адолламской (1Цар.22:1). Отсюда Давид отправил своих родителей к царю моавитскому, где они и оставались, – надо полагать, – во все время преследования Давида Саулом (1Цар.22:2,3). Возвратились ли они назад в свое отечество, – сказать нельзя. Своею известностью Иессей обязан младшему своему сыну царю Давиду, который весьма часто называется именно сыном Иессея (1Цар.16, 18, 17:58, 20:27, 30:31, 22:7, 8, 9, 12 и др.); но на нем же отразились и различные отношения к Давиду современников и позднейших. В большей части мест название «сын Иессея» соединяется с оттенком презрения: Саулом (1Цар.20:27,30,31,22:7,8), Доегом – Доиком (1Цар.22:9), Навалом (1Цар.25:10), Савеем (2Цар.20:1) и десятью возмутившимися коленами (3Цар.12:16). Позднее это название сделалось самым славным титулом (Ис.11:1, 10; Сир.45:31; Рим.15:12). Христианское искусство так иллюстрирует «корень Иессея» (Ис.11:1): из груди лежащего на земле Иессея выходит высокое дерево с могучими ветвями; на ветвях сидят цари из рода Иессея, а на вершине дерева – Божия Матерь с Младенцем Иисусом.
Ф. Я. Покровский