Каспари
Каспари, Карл Пауль, знаменитый норвежский ученый богослов экзегет, церковный историк и ориенталист (1814–1892 г.), – происходил из еврейской купеческой семьи г. Дессау; первоначально обучался в местной еврейской школе, а потом – в городской классич. гимназии; в 1834 г. поступил в Лейпцигский Университет, где избрал своей специальностью orientalia и под руководством знамен. ориенталиста проф. Флейшера изучал арабский и персидский языки. В университете Каспари, благодаря влиянию товарища Карла Грауля, впоследствии – председателя миссионерской школы в Лейпциге, и проф. Франца Делича, получил случай ознакомиться с Нов. Заветом: убедившись в истинности Евангелия и христианства, принял крещение в 1838 г. и с этого времени посвятил себя всецело богословской науке, – специально – ветхозав. экзегетике; с целью усовершенствования в этой дисциплине, по рекомендации проф. А. Толюка, занимался два года в Берлине под руководством проф. Генгстенберга; по возвращении в Лейпциг вынужден был некоторое время содержать себя частными уроками и учено-литературным трудом; в 1842 г. получил степень доктора философии, а в 1844 г. от Кенигсбергского Университета получил степень лицентиата богословия honoris causa; тем не менее, в следующем 1845 г. отказался принять кафедру э. о. профессора богословия в этом Университете, предложенную ему прусским правительством, под условием перехода его на сторону прусской церковной унии, или, по крайней мере, обязательства воздерживаться от нападок на последнюю, находя противным своим убеждениям принять эти условия. В 1847 г. Гисле Ионсон, будучи в Германии, по рекомендации Генгстенберга, предложил Каспари свободную кафедру лектора богословия в Христиании; после некоторого колебания Каспари принял предложение; прибыв в октябре месяце того же года в Христианию, немедленно занялся изучением норвежского языка и уже в начале 1848 г. был в состоянии вести чтение на этом языке; в 1857 г. получил звание профессора, в 1860 г., от эрлангенгск. Унив., степень доктора богословия honoris causa. Норвегия сделалась для Каспари вторым отечеством: он провел в ней 44 года и настолько привязался к ней, что отказывался от неоднократных почетных приглашений в различные немецкие университеты (Росток, Дерпт. Эрланген). Это не препятствовало ему совершать часто, а в последние 25 лет – ежегодно, научные поездки, частью на собственный средства, частью на субсидии от Университета и казны, с целью разыскания в библиотеках и монастырях новых источников; для истории древней, а попутно – и средневековой, церкви, преимущественно же – для истории древних церковных символов. Так. обр. Каспари посетил в различное и время, кроме Германии, Швейцарию, Австрию, Голландию, Францию, Италию, Испанию и Россию, повсюду знакомясь с рукописными сокровищами, и успел собрать весьма; ценный материал для своих специальных изысканий.
Профессорская деятельность была настоящим призванием Каспари, и «Каспари-Ионсонская эра» по справедливости считается «не только лучшим временем норвежского богословского факультета, но вместе с тем и блестящей главой: в норвежской новой церковной истории» (Brandrud). Академические лекции Каспари по ветхозаветной, частью же по новозаветной, экзегетике и исагогике отличались «живым изложением, основательностью, убедительностью и остротою ума». Влияние его на учащуюся молодежь было весьма сильное; многие из его учеников с благодарностью свидетельствовали, что «глубокое и простосердечное благочестие и симпатичная личность» Каспари дали «толчок к вечному движению». Помимо университетских лекций Каспари выступал в качестве лектора с популярными чтениями на библейские темы пред широкою публикой.
Литературная деятельность Каспари была весьма обширна и разнообразна. Значительная часть его трудов посвящена библейской экзегетике. Сюда относятся следующие труды, изданные на немецком и языке: Der Prophet Obadja ausgelegt, Lpzg 1842. Beiträge znr Einleitung in das Buch Jesaia u. zur Geschichte der jesaianischen Zeit, Berl. 1848. Ueber den syrish-ephraimitischen Krieg unter Jotham u. Ahas: ein Beitrag zur Geschichte Israels in der assyrischen Zeit u. zu den Fragen über die Glanbenswürdigkeit der Chronik u. den Plan des Jesaia, Christiania 1849. Ueber Micha den Morasthiten u. seine prophetische Schrift: ein monographisches Beitrag zur Geschichte des alttestamentlichen Schriftthums u. zur Auslegung des Buches Michas, Christ. (1851– )1852. Zur Einführung in das Buch Daniel, Lpzg 1869. На норвежском языке: Комментарий к первым 12 главам прор. Исаии, ч. I, главы 1–6, Хриcтиания (1858– )67. История Ветхозав. Писания, Хр-ия 1881 (изд. с согласия Каспари по рукоп. лекциям). К этому же отделу можно причислить популярные труды позднейшего времени, каковы: Призвание Авраама и Авраам и Мелхиседек, Хр-ия 1872. Искушение Авраама и борьба Иакова с Богом, Хр-ия 1871 (3-е изд. 1876 г.). Популярное чтение о книге Даниила, 1877. Библейские трактаты, Хр-ия 1884. Знание Каспари еврейского и других семитских языков дало возможность Норвежскому Библейскому Обществу осуществить возникшую в 1842 г. мысль о новом переводе Библии, что и было достигнуто под руководством Каспари, при содействии Г. Ионсона, Тистедаля и Каурина, относительно Ветх. Завета в 1891 г.
Церковные события, вызванные реформационными стремлениями Грундтвига и его партии (ср. об этом в «Энц.» III и см. у П. Е. Зарнитского в «Прав. Обозр.» 1877 г. сент., стр. 117–147), на продолжительное время сосредоточили учено-литерат. деятельность Каспари на борьбе с новым «церковным взглядом» Грундтвигианства, особенно же на выяснении значения апостольского символа. Этому, в сущности, случайному обстоятельству обязаны своим происхождением церковно-патристические труды Каспари, создавшие ему почетную известность в западноевропейском ученом мире. Главнейшие из них: Ungedrückte, unbeachtete u. wenig beachtete Quellen zur Geschichte des Taufsyinbols u. der Glaubensregel I-III, Chra. 1865–75, Nadverens Indstiftelsesords gudstjenstlige Historie fra det femte Aarhundrede af indtil vore Dage. Med soerligl Hensyn til Grundvigs og hans Venners Anskuelser om disse Ords form и kirken og denne Forms Oprindelse, Chra. 1868. Alte u. neue Quellen zur Geschichte des Taufsyinbols u. der Glaubensregel, Chra. 1879. Historiskkritiske Afhandlinger over en Del verkelige og formentlige orientaliske Daabsbekjendelser, Kra, 1881. Будучи строгим ортодоксалом, Каспари остался навсегда решительным противником нового движения, но в вопросе о древности апостольского символа с течением времени приблизился к взгляду Грундтвига, в чем сам откровенно признался проф. Фр. Нильсену (см. N-s, Prof. С. og G., Kbhvn. 1893). В связи с борьбой за «истинное лютеранство» стояло предпринятое Каспари совместно с Г. Ионсоном дело издания в переводе на норвежском языке «Книги Конкордии» (1866) и «Символических книг норвежской лютеранской церкви» (3-е изд. 1884 г.).
Как знаток восточных языков, Каспари зарекомендовал себя двумя трудами: изданием арабск. сочинения, под заглавием «Воrnhân-eddini es Sernudji Enchiridion studiosi, Lipsiae 1838 (с лат. переводом и лексиконом) и учебного руководства – Grammatica arabica in usum scholarum academicarum I-II. Lips. (1844– )1848 (существуют 3 издания на нем. яз., два – на английском и одно – на фр.).
Последние годы своей ученой деятельности Каспари посвятил разработке и изданию собранных им материалов по древней и средневековой церковной истории. К этой группе трудов принадлежит: Martin von Bracara’s Schrift De correctione rusticorum, zum ersten Male vollständig u. in verbessertem Text, herausg., mit Anmerkungen begleitet, u. mit einer Abhandlung über dieselbe, sowie über Martins Leben u. übrige Schriften eingeleitet, Chra. 1883 (изд. Академии Наук в Христиании). Кirchenhistorischе Anecdota nebst neuen Ausgaben patristischer u. kirchlich-mittelalterischer Schriften, Chra. 1883. Eine Augustin falschlich beigelegte Homilia do sacrilegiis, Chra. 1886. Briefe, Abhandlungen u. Prediken aus dem zwei letzten Jahrhunderten des kirchlichen Altertums u. dem Anfang des Mittelalters, Chra. 1890.
Литературная продуктивность Каспари далеко не исчерпывается исчисленными и прочими отдельно изданными трудами. Огромная масса всякого рода статей помещались им в духовных журналах и других повременных изданиях, каковы: Forhandl. и Videnskabs-selskabot i Chra, Luthersk Kirketidende (между прочим, статья: Употребляется ли в русской церкви апостольский символ? VIII, S.S. 192–202), «Luthersk Ugenskrift» (Изъяснения еванг. чтений и псалмов), «Missionsblad for Israel» (Проповеди), «Rudelbachs u. Guerickes Zeitschrift fur die ges. luth. Theologie u.Kirche (Критические библейско-исторические и экзегетические статьи; между прочим за 1857 г.: Zur Geschichte des Taufbekenntnisses in der orientalischen Kirche nach der Abfassung des Nicaeno-Constantinopolitanischen Symbols). Но главным органом, где помещались его ученые исследования и статьи, был основанный им в 1857 г. (вместе с Г. Ионсоном и Т. Инссеном) «Богословский журнал» («Theologisk Tidsskrift for den evangelisk-lutherske Kirke i Norge»). В этом журнале печатались им отчеты о научных поездках, под заглавием – Resefrugter.
Благодаря своей многоплодной учено- литературной деятельности. Каспари занял выдающееся положение «одного из самых видных европейских ученых в области богословия и восточной филологии»; его богословские и экзегетические труды «lе firent regarder, comme un des theologiens les mieux pensants et les plus erudits de l’Allemagne du Nord». Каспари состоял членом ученых обществ: Историко-Богословского Общества в Лейпциге (с 1842 г.), Азиатского Общества в Париже (с 1844 г.), Немецкого Восточного Общества (с 1846 г.), Академии Наук в Тронтгейме и Христиании (с 1857 г.) и других учреждений.
И. Р.