Источник

Карталинская и Кахетинская епархия

Карталинская и Кахетинская епархия, обыкновенно называемая грузинской, образована по Высочайше утвержденному 28 декабря 1818 г. проекту преобразования церковного устройства Грузии, составленному экзархом Феофилактом Русановым (Полн. Собр. Зак. № 27.605). До учреждения Карталинской и Кахетинской епархии именования «Карталинская» и «Кахетинская», – каждое особо, – также служили к обозначению грузинских епархий, но в сочетании с другими именованиями, а именно: по положению 30 июня 1811 г. образованы были в Грузии две епархии: Мцхетская-Карталинская и Алавердская-Кахетинская. В первой архиерействовали экзархи и ее история изложена в очерке Грузинского экзархата («Энц.» IV). Епархия же Алавердская-Кахетинская при своем образовании поручена была управлению митрополита Сигнахского Иоанна (Бодбели, князь Макаев); просуществовала епархия около 3-х лет и, по новому положению о церковном устройстве Грузии, 30 августа 1814 г., была упразднена за отходом ее территории к новоучрежденным епархиям Телавской и Сигнахской. Этим же положением из епархии Мцхетской и Карталинской образована была епархия Мцхетская, Тифлисская и Карталинская; ею управляли экзархи Варлаам и после него Феофилакт. Она просуществовала 4 года и затем, по положению 28 декабря 1818 г., была переименована в Карталинскую и Кахетинскую, оставшуюся также в управлении экзархов: ее история изложена в очерке Грузинского экзархата («Энц. т. IV). В дополнение к сказанному там, следует прибавить, что после архиепископа Алексия, переведенного 1 июля 1905 г. на Тверскую кафедру, экзархом и архиепископом Карталинским и Кахетинским был назначен того же 1 июля: 14) Николай (Николай Александрович Налимов); уроженец Петербургской епархии, он, по окончании курса С.-Петербургской Духовной Академии в 1877 г., был преподавателем, Александро-Невского училища в Петербурге, затем помощником, инспектора и преподавателем Петербургской Семинарии; в 1885 г. принял монашество, в 1886 г. назначен ректором Смоленской Семинарии, в 1889 г. перемещен в Петербургскую Семинарию, 5 августа 1890 г. хиротонисан во епископа Ладожского, викария С.-Петербургской епархии, в 1892 г. переименован во епископа Гдовского, 13 ноября 1893 г. назначен на Саратовскую кафедру, 16 января 1898 – архиепископом Финляндским; 9 июня 1906 г. преосвященный Николай, согласно прошению, был уволен от должности экзарха, а 23 июня назначен на Владимирскую кафедру, где и святительствует доныне. С увольнением его назначен экзархом 15) Никон (Николай Софийский), бывший архиепископом Владимирским. По окончании родной Костромской Семинарии в 1882 г. он был надзирателем Макарьевского училища, 20 февраля 1883 г. рукоположен во священника; овдовев, поступил в 1884 г. в Петербургскую Духовную Академию, в которой в 1887 г. принял монашество; по окончании курса был инспектором Петербургской и с 1891 г. ректором Владимирской Семинарии, 8 марта 1898 г. хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии, в следующем году переведен епископом Нарвским, викарием Петербургской епархии, в 1901 г. назначен на Вятскую кафедру, в 1904 г. переведен на Владимирскую кафедру, в 1906 г. получил здесь архиепископство. В Грузию владыка назначен в трудную пору, когда часть грузинского духовенства, домогаясь автокефалии, взволновала весь экзархат (См. еще в «Энц.» III, где помещен и портрет). Экзарх Никон (Софийский) предательски и злодейски убит в Тифлисе 28 мая 1908 года.

Викариатства. Горийское викариатство учреждено 30 июня 1811 г. Викариями были: 1) Досифей (Пицхелауров или Пицхелаури); родом грузин, он вступил в монашество в .1791 г., в 1795 г. получил сан архимандрита, с 1801 г. управлял Квабтахевским монастырем, с 1806 г. – и Шиомгвимским, с 1809 г. – еще и Урбниской епархией, в 1811 г. католикос Антоний II, отправлявшийся в С.-Петербург по вызову, взял с собой и Досифея; здесь он, в ожидании архиерейства, поселился в Александро-Невской лавре и получал пенсию в 2.000 р.; 30 января 1812 г. он был хиротонисан во епископа Горийского, викария Грузинского. но с оставлением в С.-Петербурге; 30 августа 1814 г. назначен архиепископом Телавским и Грузино-Кавказским и членом грузино-имеретинской конторы, с поручением заведования делами осетинской комиссии, учрежденной в 1745 г. для просвещения христианством осетин и прочих кавказских горцев и в 1792 г. прекратившей свою деятельность; 14 мая 1817 г., при новом преобразовании церковного устройства Грузии, уволен с пенсией в 2.000 р. и помещен в московском Высокопетровском монастыре. Скончался 19 ноября 1830 г. Епархия вошла в состав сигнахской. – 2) Гервасий (Мачавариани), с 30 августа 1814 г.; скончался 5 февраля 1817 г.; ранее (с 30 июня 1811 г.) он был епископом Цилканским. – 3) Стефан (князь Джорджадзе), архиепископ прежде Руставский, с 28 декабря 1818 г.; скончался 18 ноября 1839 г. – 4) Никифор (князь Джорджадзе), хиротонисанный из архимандритов Хирского Стефановского монастыря 5 апреля 1842 г.; скончался 13 декабря 1.851 г. – 5) Иоанн (Петр Георгиевич Авалиани), сын священника из грузинских дворян, окончил курс Тифлисского благородного училища в и 1804 г., в 1807 г. посвящен в диакона, в 1814 г. – во священника, в 1819 г. возведен в протоиерея, в 1834 г. принял пострижение в монашество и назначен членом грузино-имеретинской синодальной конторы и настоятелем давидгареджийской пустыни, с возведением во архимандрита, 13 апреля 1852 г. хиротонисан во епископа Горийского, скончался 6 апреля 1858 г.; погребен в тифлисском Сионском соборе. – 6) Гавриил (Герасим Максимович Кикодзе), сын священника из дворян гурийской области, образование получил в Петербургской Семинарии и Академии, которую окончил со степенью магистра; по окончании курса в 1849 г. назначен инспектором тифлисской Семинарии, 8 ноября 1854 г. рукоположен во священника, 6 октября 1856 г. принял монашество, в 1858 г. назначен архимандритом давидгареджийской пустыни, 6 декабря этого же года хиротонисан во епископа Горийского, 2 июля 1860 г. назначен имеретинским, в 1869 г. ему же поручено управление абхазской епархией; скончался 26 января 1896 г. За его самоотверженную миссионерскую деятельность историки называли его «апостолом Абхазии». Он, как простой миссионер, лично изъездил всю свою область большей частью верхом, в сопровождении только келейника или еще одного монаха (см. и у еп. Кириона, Краткий очерк истории Грузинской церкви и экзархата за XIX столетие, Тифлис 1901, стр. 124–129). Некрологи называют его мужем великого разума, живым образцом кротости, простоты, смирения, отцом вдов и сирот, беспощадным карателем зла и неправды, обличителем лжи и тьмы, восстановителем и вносителем света истины всюду, куда только мог проникнуть его голос и где только позволяли ему силы («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1896 г. №№ 4, 9). Он был и замечательным проповедником; его проповеди еще в 1867 г. были переведены на английский язык; были переводы и на французский. Изданы они в 3-х томах: два грузинских и один русский (рецензии в «Богосл. библиогр. Листке» при «Руков. для сельск. пастырей» 1894 г., май: «Церк. Ведом.» 1893 г. № 43). «Как вся деятельность преосвященного проникнута стремлением к правде и истине, водворением царствия Божия на земле, так этой же небесной силой одухотворены и все его слова, речи и поучения». Погребен владыка в гелатском монастыре. Его погребение было великим духовным торжеством; собралось до 300 лиц духовенства, участвовавших в погребальной процессии («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1896 г. № 6). – 7) Геронтий (Папиташвили), с 19 мая 1862 г.; 30 мая 1869 г. уволен на покой в гелатский монастырь, где скончался 1 июля 1871 г. и погребен; о нем см. в очерке Мингрельской епархии. – 8) Александр (Алексей Давидович Окропиридзе), сын священника Горийского уезда, родился в 1824 г., окончил курс в тифлисской Семинарии, 8 июня 1845 г. пострижен в монашество, в сане иеродиакона поступил в Казанскую Дух. Академию, которую и окончил в 1850 г., в 1849 г. рукоположен во иеромонаха, в 1851 г. назначен учителем Тифлисской Семинарии, а потом последовательно смотрителем Абхазского и Кутаисского дух. училищ, в 1855 г. возведен во игумена, в 1856 г. – во архимандрита, с этого года около полутора лет управлял Абхазской епархией, 4 марта 1862 г. хиротонисан во епископа Абхазского, в 1869 г. назначен Горийским, с 1882 по 1886 г. управлял и Гурийской епархией, 20 марта 1898 г. назначен Гурийско-Мингрельским, в 1903 г. уволен на покой. Биограф преосвященного пишет о нем, что владыка принадлежит к тем «избранным, отмеченным благодатью свыше, натурам, который, служа украшением своего звания, вместе с тем украшают и всю страну». «Своей простой жизнью и христианским смирением преосвященный напоминает тех древних иерархов и пастыреучителей, для которых как бы не существовало потребностей тела. Преосвященный все свои средства употребляет на дела благотворительности. Щедрость его давно известна всем в Грузии. Немало сирот и бедняков получило и получает на средства преосвященного воспитание и образование». Преосвященный пожертвовал до 33.000 р. на обеспечение Шиомгвимского и Зедазнийского монастырей. Эти монастыри ему же в значительной степени обязаны и своим восстановлением. Владыка «всячески старается о приумножении и распространении монашества в Грузии и о содействии таким образом подъему нравственности и религиозности в народе». Он имеет заслуги и по «восстановлению древней грузинской религиозно-церковной и богословской письменности». «Им изданы: Готовый Ответ католикоса Антония I; Слова и речи Амвросия, митрополита Некресского; Исторические документы, касающиеся Шиомгвимского монастыря; Лексикон Саба Орбелиани и др.». Имеет заслуги владыка и «в деле восстановления и переложения на ноты старинных грузинских церковных напевов». «По его воззрению, церковь и государство имеют одну и ту же цель: осуществление правды Божией на земле. Благоденствие Церкви есть благоденствие государства и обратно». Характер владыка имеет «нелицеприятный, прямой, откровенный, простой, доступный и решительный» («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1898 г. .№ 9). – 9) Леонид (Лонгин Окропиридзе), уроженец тифлисской губ., образование получил в Киевской Дух. Академии, в которой в 1887 г. принял монашество, в 1888 г., по окончании курса, назначен инспектором училищ «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», к 1892 г. – настоятелем Зедазнийского монастыря с возведением в сан игумена, в 1893 г. – настоятелем хирского Стефановского монастыря с возведением во архимандрита и членом грузино-имеретинской синодальной конторы, в 1897 г. – настоятелем Иоаннокрестителевской пустыни, 19 апреля 1898 г. хиротонисан во епископа Горийского, 12 августа 1900 г. назначен епископом Имеретинским, 1 фев. 1908 г. переведен на Гурийско-Мингрельскую кафедру (см. о нем и под словом «Леонид»). – 10) Кирион (Георгий Иеронимович Садзагелов), сын свящ. Груз. епархии, род. 10 нояб. 1854 г., по окончании курса Киев. Дух. Акад. в 1880 г. назначен помощн. инспек. Одесс. Дух. Сем., в 1883 г. переведен помощником смотрителя Телавского дух. училища, в 1885 г. перешел в Горийское дух. училище, в 1890 г. назначен преподавателем Кутаисского дух. училища, затем в 1891 г. перешел в Тифлисское, в 1896 г. 2 ноября пострижен в монашество и 6 ноября рукоположен во иеромонаха: в том же году назначен настоятелем квабтахевского Успенского монастыря с возведением во игумена и инспектором школ «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», 10 мая 189S г. возведена во архимандрита; (27 июня назначен и) 23 августа 1898 г. хиротонисан во епископа Алавердского, 12 августа 1900 г. назначен Горийским, 10 марта 1902 г. назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии, 3 мая 1903 г. – епископом Новомиргородским, викарием Херсонской епархии. 23 апреля 1904 г. назначен на орловскую кафедру, 3 февр. 1906 г. переведен по его желанию в Сухум, 25 января 1907 г. назначен епископом Ковенским, викарием Литовской епархии. 15 февр. 1908 г. вышел на покой. Владыка; в бытность преподавателем был одним из усердных сотрудников «Дух. Вест. Грузинского Экзархата», в котором помещал статьи по изучению грузинской старины: «Описание метехского евангелия 1049 года», «Никозский собор», «Описание никозской Михаило-архангельской церкви», «Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом», речь «О заслугах грузинского монашества и монастырей для Церкви и общества», «История и древности цромского Вознесенского храма» («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1896 г. № 22). Кроме «Дух. Вестн. Груз. Экз.». Владыка в прежнее время печатал свои статьи в «Иверии», «Пастыре». «Кавказе», «Новом Обозрении», «Кавказском Обозрении», «Трудах московского археологического общества». Перечисление важнейших трудов дано в «Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1898 г. № 17. В последнее время владыка издал сочинение по истории грузинского экзархата (Более подробную его биографию и портрет см. под словом «Кирион»). – 11) Вениамин (Владимир Борнуков), уроженец Нижегородской епархии, родился в 1862 г., по окончании Нижегородской Дух. Семинарии состоял сельским священником в Нижегородской епархии, в 1889 г. поступил в Петербургскую Дух. Академию, здесь в 1892 г. принял монашество, по окончании академического курса в 1893 г. был назначен помощником инспектора Петербургской Дух. Семинарии и в том же году определен смотрителем Заиконоспасского дух. училища в Москве, в 1896 г. назначен инспектором Кутаисской Дух. Семинарии, в 1897 г. – ректором, с возведением во архимандрита, 21 апреля 1902 г. хиротонисан в Тифлисе во епископа Горийского, первого викария Грузинской епархии (причем произнес при своем наречении речь, замечательную в том отношении, что это чуть ли не единственный случай из нового времени, когда при таком случае архиерей с выразительной благодарностью вспомнил родную Академию и ее профессоров – своих учителей); скончался 16 февраля 1905 г.; погребен в левом приделе Сионского собора («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1902 г. № 10; 1905 г. № 6). – 12) Евфимий (Евстафий Елиев), уроженец Грузии, по окончании в 1865 г. тифлисской Семинарии был учителем духовного училища в Тифлисе. 5 января 1866 г. рукоположен во священника, с 1873 г. был помощником смотрителя Тифлисского духовного училища и затем настоятелем церкви и законоучителем женских учебных заведений св. Нины, с 1880 г. законоучителем Тифлисской мужской гимназии, с 1884 г. кафедральным протоиереем Сионского собора в Тифлисе, но с 1891 г. снова только законоучителем гимназии, в 1892 г. назначен членом грузино-имеретинской синодальной конторы, в 1902 г. перемещен настоятелем тифлисской квашветской Георгиевской церкви, в 1903 г. принял монашество и назначен архимандритом тифлисского Преображенского монастыря, 30 ноября 1903 г. хиротонисан во епископа Алавердского, 19 мая 1905 г. назначен епископом Горийским (биографич. сведения в «Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1903 г. № 23–24; 1904 г. № 4), (в июне 1906 г. участвовал в комиссии Предсоборного Присутствия по грузинским церковным делам и, как не поддерживавший крайних притязаний относительно грузинской автокефалии, не мог возвратиться в Тифлис, а потому 10 ноября 1906 г. назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. – 13) Петр (Кончуев) – с 6 апреля 1907 г. из епископов Алавердских (см. ниже).

Алавердское викариатство, второе Грузинской епархии, учреждено 1 марта 1886 г. Наименование получило от имени монастыря, управляемого викарием. Викариями были епископы: 1) Виссарион (Виссарион князь Дадиани); он получил образование в Мартвильском монастыре, принял пострижение в 1849 г., в иеромонаха рукоположен в 1857 г., через 2 года возведен в архимандрита, в 1860 г. назначен настоятелем Джручского монастыря, в 1865 г. – Гаэнатского (Гелатского), в 1871 г. – членом грузино-имеретинской синодальной конторы, 12 января 1875 г. хиротонисан во епископа Мингрельского; 12 июня 1885 г. Мингрельское викариатство введено в состав новообразованной Гурийско-Мингрельской епархии, а преосвященный Виссарион 1 марта 1886 г. назначен епископом Алавердским. – 2) Кирион (Садзагелов) – с 22 августа 1898 г. по 12 августа 1900 г., когда он был назначен епископом Горийским (см. о нем выше). После него кафедра викариатства оставалась некоторое время вакантною; 23 апреля 1902 г. хиротонисан во епископа Алавердского. – 3) Димитрий (князь Давид Абашидзе). Владыка – уроженец Тифлис. губ., по окончании курса в Новороссийском Университете в и 1892 г., поступил в Киев. Дух. Академию, в первом курсе принял монашество, в 1896 г. рукоположен во иеромонаха, по окончании курса состоял преподавателем Тифлис. Дух. Семинарии, потом – инспектором Кутаисской, в 1898 г. перемещен инспектором в Тифлис. Семинарию, в 1899 г. назначен ректором Александровской Миссионерской Семинарии в сел. Ардоне с возведением в архимандрита («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1902 г. №№ 10 и 13–14), 23 апреля 1902 г. хиротонисан во епископа Алавердского, в 1903 г. назначен епископом Гурийско-Мингрельскнм, в 1905 г. назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии, в 1906 г. – Туркестанским (см. о нем и в «Журналах и Протоколах Предсоборного Присутствия» т. III, Спб. 1907 г., стр. 7. 81). – 4) Евфимий (Елиев), с 30 ноября 1903 г.; 19 мая 1905 г. назначен епископом Горийским (см. о нем выше). – 5) Петр (Кончуев), уроженец Тифлис. епархии, в 1859 г. по окончании курса Тифлис. Дух. Семинарии был преподавателем Телавского духовного училища, с 1861 г. был священником и благочинным джавских приходов в южной Осетии, в 1865 г. переведен в кахский приход, в 1868 г. назначен священником Сионского собора и затем законоучителем и настоятелем церкви Закавказского девичьего института императора Николая I, в 1880 г. возведен в протоиерея, 13 ноября 1905 г., по облечении в рясофор без пострижения в монашество, хиротонисан в Тифлисе во епископа Алавердского. Владыка весьма популярен в Грузии. Ему принадлежит «весьма кропотливый труд по исправлению текста Грузинской Библии; им же составлены, и изданы сочинения: Путешествие по свв. местам Палестины и горы Афонской, Учение о законе Божием и заповедях, Вопросы на исповеди. Последние два сочинения – перевод с русского». Ему же принадлежит «множество статей церковно-исторического характера в повременных изданиях грузинских» («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1905 г. №№ 21–22). (Впрочем, об издании Грузинской Библии см. в «Журналах и Протоколах Предсоборного Присутствия» т. III, Спб. 1907, стр. 60–61. 77. 78. 80–81. 84–85, а также ср. у еп. Кириона, Краткий очерк истории Грузинской церкви и экзархата за XIX столетие, Тифлис 1901, стр. 233–235). 6 апреля 1907 г. переведен на Горийское викариатство. – 6) Давид (Качахидзе), уроженец имеретинской епархии, студентом Казанск. Дух. Академии принял в 1897 г. монашество, в 1899 г., по окончании курса назначен инспектором школ Общества восстановления правосл. христианства на Кавказе, в 1900 г. преподавателем Телавского дух. училища, в 1902 г. определен помощн. смотрителя Мингрельского дух. училища, в 1903 г. был смотрителем Соликамского, потом Полоцкого дух. училищ, в 1905 г. определен ректором Витебск. Семинарии и возведен в архимандрита, в 1906 г. перемещен в Донск. Семинарию, 4 нояб. 1907 г. епископ Алавердский.

Бакинское викариатство, третье грузинской епархии, ведет свое начало с 19 мая 1905 г., когда состоялось Высочайшее повеление о бытии архимандриту Никандру вторым викарием грузинской епархии с именованием епископом Бакинским. Архим. Никандр (Николай Феноменов) – уроженец Орловской епархии, образование получил в Киев. Дух. Академии, в которой и принял монашество; по окончании курса в 1897 г. назначен был преподавателем в Тульскую Семинарию, в 1900 г. назначен инспектором Кутаис. Семинарии, в 1901 г. переведен в Тифлисскую, здесь в 1902 г. назначен ректором, 19 мая 1905 г. состоялось Высочайшее повеление о бытии ему епископом Бакинским, но затем 2 июля, в связи с происходившими тогда волнениями среди грузинского духовенства, определено ему быть епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии, в какового он и хиротонисан 10 июля 1905 г. После этого вторым викарием назначен был преосв. Петр с удержанием прежнего именования Алавердским (см. выше). А засим по ходатайству экзарха Грузии, ввиду необходимости, при многочисленности в пределах епархии русского населения, иметь для последнего особого викария, 6 апреля 1907 г. состоялось Высочайшее повеление о бытии архимандриту Григорию епископом Бакинским, «третьим» викарием Грузинской епархии. Преосвященный Григорий (Вахнин), по окончании курса Московской Дух. Академии в 1891 г. служил в канцелярии Харьковского губернатора, в 1900 г. назначен наведывающим торговыми классами Харьковского и купеческого общества, 13 августа 1901 г. пострижен в монашество и назначен преподавателем Александровской Семинарии в Ардоне, в 1902 г. – инспектором, в 1903 г. переведен в Новгородскую Семинарию, в 1905 г. вернулся в Ардон. ректором и в том же году перемещен в Тифлис. Семинарию. Хиротонисан 9 мая 1907 г. Преосвящ. Никандр (Феноменов) 15 февраля 1908 г. переведен в Спб. епископом Нарвским, вторым викарием С.-Петербургского митрополита.

Владикавказское викариатство учреждено 3 апреля 1875 г., в качестве второго Грузинского викариатства. Викарием был преосвященный Иосиф (Чепиговский). 23 апреля 1885 г. Владикавказское викариатство обращено в самостоятельную Владикавказскую епархию, которая первое время оставалась все же в составе экзархата, а в 1894 г. выделена в независимую (см. особый очерк в «Энц». III). Вместо Владикавказского учреждено и Алавердское викариатство.

Духовно-учебные заведения. Духовная Семинария в Тифлисе (о ней см. «Энц."IV).

Духовные училища мужские: 1) Горийское, в 1904–1905 уч. году имело 160 воспитанников. в том числе 46 иносословных; общежития в училище нет; в приготовительном классе 3 отделения: старшее, среднее и младшее («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1902 г. № 15–16). В библиотеке – до 2.000 книг; 2) Телавское, открытое экзархом Феофилактом 11 октября 1817 г. – первоначально, как уездное и приходское училище, в 1904–1905 уч. году имело 176 воспитанников, при 74 иносословных; общежития в училище тоже нет, и также в приготовительном классе 3 отделения («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1902 г. № 15–16); в библиотеке до 400 названий и 600 томов; 3) Тифлисское, в 1904–1905 уч. году имело 188 воспитанников при 69 иносословных и 76 живущих в общежитии, в приготовительном классе 2 отделения – старшее и младшее («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1902 г. № 15–16); в библиотеке до 600 названий и до 1.300 томов.

Епархиальное Иоанникиевское женское училище в Тифлисе ведет свое начало с 5 сентября 1866 г., когда в г. Мцхете, при Самтаврском монастыре, открыто было первое в экзархате «грузинское училище девиц духовного звания». В 1879 г., при экзархе Иоанникие (сконч. 7 июня 1900 г. митрополитом Киевским: см. «Энц.» VI) училище переведено из Мцхега в Тифлис (открыто здесь 21 сентября); названо Иоанникиевским по постановлению съезда депутатов духовенства грузинской епархии в 1899 г. в ознаменование 50-летнего юбилея преосв. Иоанникия (тогда уже митрополита Киевского) в священном сане. С 1900 г. училище преобразовано из трехклассного в шестиклассное. При училище существует с 1899 г. образцовая школа. В 1902 г. в училище было 213 воспитанниц, в том числе 27 иносословных, в школе 36 учениц. В общежитии живет до 120 воспитанниц («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1902 г. №№ 7–8, 13–16).; Содержание училища обходится свыше 32.000 р. в год. (См. и у еп. Кириона, Краткий очерк истории Грузинской церкви и экзархата за XIX стол., стр. 208–212.)

Просветительные благотворительные и взаимно вспомогательные епархиальные учреждения.

Братство во имя Пресвятой Богородицы при тифлисском кафедральном Сионском соборе учреждено экзархом Павлом 10 ноября 1885 г. Братство ставило своею задачей организацию внебогослужебных религиозно-нравственных собеседований, распространение книг Свящ. Писания, издание религиозно-нравственных книг на русском и грузинском языках в удовлетворение религиозных потребностей местного населения, распространение свящ. изображений, устройство церковных библиотек, охранение и изучение памятников православно-христианской древности. Братство с годами перестало публиковать сведения о своей деятельности. (Ср. и у еп. Кириона, Краткий очерк…, стр. 143–150.)

Епархиальное миссионерское духовно-просветительное братство в г. Тифлисе учреждено экзархом Владимиром (ныне митрополитом Московскими см. о нем «Энц.» III) 17 октября 1897 г. с целью распространения и утверждения в обществе истинных понятий о св. православной вере, православном богослужении и христианской нравственности; средства для достижения цели обычные: чтения, собеседования, беседы, распространение брошюр и книг, устройство библиотек, книжных складов, читален. Общество ведет главным образом собеседования, а (также занятия с детьми в послеурочное время в помещении одной из церковных школ, имеет 2 библиотеки-читальни. Устав напечатан в «Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1897 г. №23. Братство в последнее время собирает пожертвования на постройку своего храма, для которого приобрело уже участок земли; имеет домовую церковь и школу на окраине Тифлиса, именуемой Колючая балка. К 1902 г. братство имело 267 членов; управляется советом («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1902 г. № 9). (См. и у еп. Кириона, Краткий очерк…, стр. 150–160.)

Закаспийское братство святого Креста в г. Асхабаде своей целью поставило развитие и укрепление православной веры и русской народности на иноверной и иноплеменной окраине. Своим возникновением братство обязано главным образом начальнику закаспийской области генерал-лейтенанту А. А. Боголюбову. Устав составлен священником Колобовым («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1900 г. № 2), напечатан в № 1 «Дух. Вестн. Груз. Экз.» за 1901 г. Открыто 23 декабря 1900 года («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1901 г. № 5).

Бакинское Кирилло-Мефодиевское братство, в г. Баку, учреждено 24 апреля 1887 г., открыто 27 сентября. Подсчитывая свои заслуги за 15 лет, братство указывало на улучшение церковного пения (и не без некоторой гордости вспоминало, что в братском хоре в бакинском соборном храме пел всю зиму 1894 г. известный ныне оперный артист Шаляпин, получая до 40 руб. в месяц), открытие 18 церковно-приходских школ, приют детский при 1-й бакинской школе, заложенный в 1894 г., 3 библиотеки, 1 библиотеку-читальню, распространение религиозно-нравственных изданий на 13.000 р. За 15 лет братство собрало частных пожертвований 127.000 руб., израсходовало 109.000 руб. на школы, 7.000 р. на хор, 11.000 р. на детский приют, 34.000 р. на постройку доходного дома при одной из школ. Братство имеет своих 11 школьных зданий, 2 школьные церкви, дом трудолюбия, дом-приют и доходный дом. Капитала в 1902 г. было 5000 р. («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1902 г. № 18).

Бакинское братство законоучителей – сведений о себе не печатает.

Общество любителей православного церковного пения в городе Тифлисе, открыто 10 марта 1902 г.; цель – «ознакомление жителей Кавказского края с пением истинно-православным церковным, особенно же с древними напевами русской и грузинской церкви, а также улучшение постановки его в местных церковных хорах» («Дух. Вестн. Груз. Экз.м 1902 г. № 7–8; устав напечатан в № 15–16 за 1901 г.).

Имеются в епархии и церковно-приходские попечительства.

Хотя в 1810 г. Высочайше было положено завести в Грузии грузинскую церковную типографию, но до 1863 г. грузинские церковные книги печатались в московской синодальной типографии, при которой имелось особое грузинское отделение. После 1863 г. печатание отдавалось частным типографиям в Тифлисе и Кутаисе с торгов грузино-имеретинскою конторою. 29 ноября 1899 г. съезд духовенства постановил завести свою типографию – на капитал, собранный обложением каждого причта по 10 р. (См. и у еп. Кириона, Краткий очерк…, стр. 220–228.)

В № 17 «Дух. Вестн. Груз. Экз.» за 1894 г. напечатан устав кассы и общества взаимного вспомоществования лиц духовного звания грузинской епархии.

Попечительство о бедных духовного звания грузинское в г. Тифлисе, открыто 30 августа 1833 г. и первоначально обслуживало весь экзархат, в настоящее время, – с открытием епархиальных попечительств во всех епархиях экзархата, – осталось только для грузинской епархии. В 1900 г. попечительство имело на приходе свыше 2.600 р., израсходовало свыше 1.300 р., к 1901 г. имело капитала до 38.000 р. Главную статью расхода составляюсь постоянные пособия вдовами и сиротам духовного звания. Приход попечительства слагается из ежегодной субсидии из грузинского церковного казначейства, доброхотных пожертвований в церковные кружки и штрафов, налагаемых епархиальным начальством на священно-церковно-служителей за (разные) проступки. (Ср. и у еп. Кириона, Краткий очерк…, стр. 272–275.)

Тифлисский епархиальный свечной завод открыт в 1866 г. грузино-имеретинской конторой во дворе дома конторы в бывшем монетном дворе грузинских царей; в 1878 г. завод передан конторой духовенству грузинской епархии и перешел в другое, наемное помещение. По положению 1899 г. завод состоит при грузинском епархиальном попечительстве о бедных дух. звания и целью имеет, – кроме снабжения церквей чистыми свечами, – «увеличение средств к удовлетворению духовно-училищных и других обще-епархиальных нужд, а чрез то облегчение и даже прекращение вовсе взносов от священно-церковно-служителей епархии» («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1899 г. № 1). В 1900 г. завод обзавелся собственным помещением. Вырабатывается на заводе до 2.500 пуд. белых свечей и до 500 пуд. желтых. Завод имеет 8 складов. Из своих доходов завод дает в контору до 15.000 р. взамен процентного сбора с церквей и за помещение складов, на женское училище 13.000 р. и на церковный музей по 1.000 р. (См. и у еп. Кириона, Краткий очерк…, стр. 277–287; ср. его же, Восковая свеча в греко-грузинской церкви, Тифлис 1901.)

Для «Кахетинской и Карталинской епархии» см. еще Л . Н. Дурново. Судьбы Грузинской Церкви. 3 книжки, Москва 1907–1908; это – тенденциозный пасквиль, о чем см. статью «Грузинские клеветы и домогательства» в Спб. газете «Колокол» 460 и 463 за 18 и 22 августа 1907 года.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle