Источник

Керенский

Керенский Владимир Александрович – профессор Казанской Духовной Академии, доктор богословия. Сын священника Александра Керенского (теперь протоиерей г. Симбирска), он родился в 1868 г. в Симбирской губ.; первоначальное образование получал в Симбирском Духовном Училище, откуда в 1883-м году поступил в Симбирскую Духовную Семинарию, , где окончил курс в 1889 г. первым студентом. Отправленный на казенный счет в Казанскую Духовную Академию, он поступил туда вторым студентом и через четыре года, т. е. в 1893 г., окончил курс Академии (также вторым студентом); в течение 1893/94 учебн, года состоял профессорским стипендиатом при покойном профессоре и своем учителе Н. Я. Беляеве по кафедре истории и разбора западных исповеданий. Курсовое сочинение Владимира Александровича: «Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедном отношении» было признано обоими рецензентами (Н. Я. Беляевым и Е. А. Будриным) прямо достойным степени магистра богословия, в силу чего уже в 1894 г. оно было напечатано и в том же 1894 г. Керенский получил степень магистра богословия. С 23 сент. 1894 г. до 11 мая 1895 г. он состоял преподавателем в Пензенской Духовной Семинарии по истории и обличению раскола и по истории и разбору западных исповеданий. 11 мая 1895 г. Керенский был избран и утвержден в Казанской Академии в звании доцента по кафедре истории и разбора западных исповеданий, после смерти проф. Н. Я. Беляева. Через два года, т. е. в 1897 г., Советом Академии он был послан с годичной командировкой за границу для изучения западных исповеданий, причем Св. Синод ассигновал ему, в дополнение к доцентскому жалованию, еще 600 руб. на расходы по поездке. По прибытии за границу Керенский восемь месяцев занимался в Берлинском Университете, где изучал новейшее лютеранство, слушая проф. А. Гарнака, Ю. Кафтана, Пфлейдера и др. Тут же он начал обрабатывать свою будущую докторскую диссертацию о ричлианском богословии. Из Берлина Керенский двинулся в Бонн для ознакомления с немецким старокатолицизмом и занимался при боннском Университете, слушая проф. Лянгена. Пробыв в Бонне месяца 1 ½, он переселился в Берн для ознакомления со швейцарским старокатолицизмом и для этого посещал лекции проф. Герцога, Мишо, Тюрлингса и Викера. Во время этой же командировки Владимир А-ч посетил) четвертый интернациональный старокатолический конгресс в Вене 1897 года. В следующем 1898 г. Керенский снова взял на вакационное время командировку (без денежной субсидии) в Берлин для продолжения своих работ о ричлианстве. После этого за границу он ездил еще дважды – в 1902 г. на пятый старокатолический конгресс и в 1904 г. на шестой старокатолический конгресс, – оба раза с денежными субсидиями от Св. Синода. В 1904 г. он утвержден в степени доктора богословия за свое сочинение «Школа ричлианского богословия в лютеранстве. Исследование из области новейшей лютеранской догматики».

Учено-литературные работы Керенского носят двоякий характер: одни из них посвящены изучению старокатолицизма, другие – протестантства. Из первых следует указать: 1) Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедном отношении, Казань 1894 г. (магистерская диссертация); 2) Старокатолический епископ Иосиф Рейнкенс, Казань 1896; 3) Старокатолический вопрос в новейшее время, Казань 1897; 4) Четвертый интернациональный старокатолический конгресс и его значение в истории старокатолического движения, Казань 1898; 5) Три месяца в центре старокатолицизма (в Бонне и Берне), Казань 1898; 6) Пятый интернациональный старокатолический конгресс и современное (внешнее и внутреннее) состояние старокатолицизма, Харьков 1902; 7) К старокатолическому вопросу: по поводу ответа А. А. Киреева, С. Петербург 1904; 8) Как пишет критику проф. П. Светлов? Казань 1904; 9) Шестой интернациональный старокатолический конгресс и развитие старокатолицизма в последние годы (1902–1904 г.), Казань 1904. (10) Армия спасения в «Прав. Собеседнике» за 1905 г.; 11) Американская епископальная церковь там же за 1906 г.; 12) Старокатолицизм под защитой о. И. Светлова в «Страннике» за 1906 г.] и др.

Из работ Керенского, посвященных изучению протестантства, нужно отметить: 1) «Школа ричлианского богословия в лютеранстве. Исследование из области новейшей лютеранской догматики, Казань 1903 г. (докторская диссертация); 2) На Западе (Очерки внутреннего состояния современного лютеранства), Казань 1899 г. и пр. – Перу К. принадлежит еще несколько журнальных статей, напр.: К вопросу о действительности англиканских посвящений («Прав. Собеседн. № 5 за 1897 г.), статья о боннских конференциях в «Богословской Энциклопедии», издававшейся под редакцией проф. А. П. Лопухина, а по поручению новой редакции им изготовлена статья о Лютере и лютеранстве. С обширною эрудицией, молодой и энергичный – он, можно надеяться, обогатит русскую богословскую науку новыми серьезными и ценными исследованиями. [По вопросу же о старокатоличестве и теперь известный авторитетнейший проф. Ал. П. Лебедев справедливо называет его «лучшим специалистом»: см. «Душеполезное Чтение» 1907 г. № 1, стр. 58.]

Свящ. Н. В. П-в.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle