Кафизма
Кафизма («сидение» от καθι’ζω – сижу) – название, усвояемое каждой 20-ой части Псалтири, как богослужебной книги, и говорящее, по-видимому, за то, что время исполнения данных отделов назначается для сидения. Но такое понимание не имеет для себя оснований. Древний способ исполнения псалмов состоял, как известно, в пении. Так, у Кассиана он прямо обозначается выражением «саntаrе» (De coenobiorum institutis 2 кн., гл. 11–12). О том же самом свидетельствует одно место из жития Саввы Освященного, в котором рассказывается, что однажды ранним утром он услыхал пение псалмов в соседней келлии и подумал, что началась утреня (Cotelerius, Monumenta ecclesiae graecae IV, стр. 287). В некоторых местах, как видно из Apophtegmata Patrum, пение велось таким образом, что монах исполнял по шести псалмов за один прием и каждое отделение сопровождал «аллилуия» (Migne, Patr. gr. LXV, стр. 277). И так как во время пения обычно стояли (И. Ветринский, Памятники древн. VI, стр. 121), то и псалмы исполнялись стоя, о чем и свидетельствует Василий великий (63 письмо к Неокесарийцам), Иоанн Златоуст (14 беседа на послание к Тимоф.) Сообразно с этим те самые отделы Псалтири, которым в настоящее время усвояется имя кафизм, в древности назывались «στα’σεις» – стояниями (†проф. И. Д. Мансветов, Церковный Устав, стр. 28), «статиями» по современной терминологии (Последование Великой Субботы). И если, тем не менее, известные отделы Псалтири называются кафизмами, то подобное наименование перенесено, как думают, на них со следовавших за их исполнением чтений (17-ое прав. Лаодикийского собора; житие св. Стефана младшего: Cotelerius, Monumenta Ecclesiae graecae IV, стр. 410). Предназначенные, по словам Вальсамона, для отдохновения верующих, утомляемых продолжительным пением Псалтири, они выслушивались сидя.
Попытки богослужебного разделения Псалтири встречаются уже в V и следующих веках, но установленные в это время отделы далеко не соответствуют современным кафизмам. Так, в монастыре Нила синайского она делилась на три части, по 50 псалмов в каждой; у египетских монахов каждый отдел заключал, по свидетельству Кассиана, по 12 псалмов. В современном количестве кафизмы становятся известными не ранее IX в. Первый памятник, насчитывающий их в числе 20-и, это – греческая Псалтирь 862 г. †преосвященного Порфирия (Успенского). К тому же IX-X в. относятся и первые по времени свидетельства о годичном распределении кафизм. Так, по уставу Афанасия афонского и краткому Начертанию Студийского устава, от недели Фоминой до Воздвижения полагается на утрени и вечерне по одной кафизме, а с этого времени до великого поста – по две; в великий пост, по уставу Афанасия, – три кафизмы, а по Начертанию, – четыре. В Пасху и большие праздники кафизм совсем не бывает (проф. А. А. Дмитриевский, Описание литургических рукописей I, стр. 229, 230, 231 и пр. 7.; 247–249). Позднее в Уставе Великой церкви положено по одной кафизме на утрени Р. Христова, Крещения, Преображения, Воздвижения, Вознесения, Сошествия Св. Духа, Успения Богородицы (Горский и Heвoструев, Описание славянских рукоп. III, 273). Указанный распорядок чтения кафизм воспроизводится и в уставах позднейшего времени, – Типиконе константинопольского Евергетидского монастыря по рукоп. XII в. № 788 библиот. Афинского Университета, Типиконе XII-XIII в. Туринской университетской библ. 216 и т. п. По предписанию первого, с недели антипасхи до 17-го сентября пополняется на утрени и вечерне по одной кафизме, с 17 сентября до предуготовительных к великому посту недель – по две, а в этом последнем по три (А. А.Дмитриевский, ibid., стр. 567, 278, 518, 522, 525, 529). Второй памятник чтение одной кафизмы назначает на время от недели антипасхи до 22 сентября, а с этого числа до недели пред мясопустом полагаются две кафизмы (А. А. Дмитриевский, ibid., стр. 797; ср. Студийский устав по рукоп. москов. Синод, библ. № 330. И. Д. Мансветов, Церковный Устав, стр. 164, 387). Современный устав держится следующего порядка в чтении кафизм: от Фоминой недели до отдания Воздвижения, от предпразднства Р. Хр. до отдания Богоявления и в недели мясопустную и сыропустную на утрени полагаются две кафизмы; от отдания Воздвижения до предпразднества Р. Хр., от отдания Богоявления до субботы пред неделей о Блудном сыне – три кафизмы; в великий же пост, кроме трех кафизм утрени, читается еще одна кафизма на часах. Для вечерен всего года назначено по одной кафизме.
Свящ. А. Петровский.