Канизий Петр
Канизий Петр. Это был первый немецкий иезуит, учредитель иезуитского ордена в Германии, Австрии и Швейцарии, „обратная сторона Лютера“, как его называли почитатели-католики, „молот на еретиков“, „второй апостол Германии“. Родился Канизий в Нимвегене 8-го мая 1521 года; дома получил тщательное, гуманистическое образование, 14-ти лет поступил в кельнский университет; в 1540 г., получив звание магистра философии, посвятил себя строжайшей, самоуглубленной жизни – и в феврале этого года произнес обет безбрачия. В 1543 году, в день своего рождения, вступил в иезуитский орден: в этом ордене сначала в течение пяти лет, под руководством самого Игнатия Лойолы, основателя и главы иезуитов, подготовлялся к деятельности. По окончании подготовительного периода он состоял преподавателем в ингольштадтском университете (в 1549 году), затем придворным проповедником в Вене (1552 г.); в качестве соборного проповедника действовал на регенсбургском. рейхстаге (1556 г.), принимал участие в вормском съезде по делам религии (1557 г.), на аугсбургском рейхстаге (1559 г.), на Тридентском соборе (1547 и 1562 г.), на рейхстаге регенсбургском (1576 г.), основал орденскую коллегию в Фрейбурге, в котором и скончался 21-го декабря 1597 г.
Это был человек богато одаренный, искусный и решительный, обладавший увлекательным красноречием, ученый и строгий; мистик до экстаза, „апостол молитвы“. Его достойная удивления неутомимая и многосторонняя церковно-государственная деятельность, поставлявшая своею целию возвращение католичеству его прежнего значения, поколебленного протестантизмом, продолжалась до конца его жизни. Лютер был для него злейшим еретиком, протестантство – губительною язвой, исчадием ада. Он защищал применение внешней силы в делах веры, инквизицию. Однако же это не мешало Канизию быть искренним и горячим поборником реформ внутри церкви, народного образования, просвещения, улучшения воспитания клира и прогресса богословской науки. Он заявил себя и литературною деятельностию, большею частию, на латинском языке, – изданием свв. Отцов (издал творения св. Кирилла александрийского, „письма» Бл. Иеронима, „Речи и проповеди» папы Льва в. и др.), – гомилетическими (изъяснение Евангелий, которые читаются в течение года на богослужении), катехизическими, аскетическими и полемическими трудами, в которых он показывает свое довольно широкое знакомство с Библиею, со святоотеческою письменностию и схоластическим богословием. В своих произведениях Канизий преследовал собственно те же практические цели, как и в своей деятельности, – назидание и просвещение народа в духе католичества. Наиболее широкое распространение и особенную известность из его литературных трудов получили произведения катехизические.
Катехизис Канизия собственно один, хотя и известен в разных переработках (см. подробнее о них ниже статью „Катехизисы католические“). Катехизисы Канизия были напечатаны во всех странах Европы и переведены на многие языки. Его „малый катехизис“ оставался главным катехизисом в католической церкви почти в течение двух столетий. До 1683 года он успел уже выдержать до 400 изданий. Катехизис Канизия – по своим особенностям и задачам – представляет собою противовес знаменитому катехизису Лютера и может быть рассматриваем в качестве главного памятника реакции против реформации в Германии. Катехизис Канизия, а равно и его гомилетические труды вызвали в протестантском лагере оживленную полемическую отповедь.
В 1864 г. Канизий был причислен к лику святых. День церковной памяти его – 27 апреля. Папа Лев XIII своим окружным посланием предписал католическому миру праздновать 1-го августа 1897 года, как день юбилейной памяти Канизия, по случаю истечения 300 лет со дня его кончины. Это было несомненным ответом на таковое же празднование в протестантском мире памяти Меланхтона.
С. Зарин