Камертон
Камертон – прибор (обыкновенно стальной), издающий всегда один и тот же звук и служащий для определения нормальной высоты тона в певческих хорах и при настраивании музыкальных инструментов. В прежние времена, когда не знали абсолютной высоты тона, она была различна: для органного строя, обязательного и для хоров, в XVI-XVII веках она была на целый тон выше современного нам камертона. Еще выше был строй городских и военных трубачей. С течением времени музыкальный и хоровой строй стали постепенно понижаться, в особенности с тех пор, как вне церкви развилась самостоятельная музыка – светская, называвшаяся первоначально намерною или придворною, у которой образовалась своя собственная нормальная высота тона; в отличие от высоты органного строя и хортона, эта высота называлась камертоном (камерным тоном). Тот и другой тоны существовали долгое время совместно, то повышаясь, то понижаясь параллельно; даже после того, как хоровой тон вышел из употребления, камертон еще долго подвергался колебаниям, пока парижской Академией в 1858 году не был установлен нормальный строй или тон (Diapazon normal), согласно которому за основную музыкальную единицу было принято 870 простых пли 435 двойных звуковых колебаний в секунду. Этот „парижский“ камертон, называвшийся также „низким строем“ в отличие от употреблявшегося дотоле более высокого, с течением времени распространился почти повсеместно в Европе. Известный оперный композитор Сарти, приглашенный в 1784 г. в Россию в качестве придворного капельмейстера, ввел здесь так называемый „Петербургский камертон» в 436 двойных колебаний в секунду, обозначаемых нотой „а“, который таким образом почти не отличался от парижского. Наконец, в 1885 г. на международной конференции, заседавшей в Вене для установления однообразной высоты строя, было решено присутствовавшими представителями держав парижскую высоту строя принять для всеобщего пользования и употребления. В настоящее время употребляются камертоны в „ля“ и „до“ с обозначенными на них буквами: „а“ и „с“, из коих первый употребляется большею частию при настраивании музыкальных инструментов, а второй – при хоровом пении, как более удобный и издающий звук основной гаммы.
Протоиерей Алексий Митропольский