Камерониане
Камерониане (Саmeronians), партия шотландских пресвитериян, строгих и непримиримых последователей ковенантов 1638 и 1643 гг., получившая свое название от имени предводителя ее Ричарда Камерона (Richard Cameron). Движение „камерониан“ представляет собою продолжение ковенанторского движения и возникло по следующему поводу.
В 1669 г. в царствование кор. Карла II (1660–1685 г.), появился первый „акт снисхождения» (indulgence) пасторам ковенанторам, которые были лишены своих приходов в 1661 г. Эти пасторы могли возвратиться на свои места под известными условиями (если приходы свободны; признание со стороны патрона прихода; поставление от епископа епархии; признание королевской супремации в делах церкви и др.). Из огромного числа пасторов-ковенанторов лишь 42 человека приняли эти условия, хотя и из этих большинство протестовало против супремации (главенства) короля. В 1672 г. вышел второй „акт снисхождения“, еще более стеснительный по своим условиям. Оба эти акта вызвали разделение среди ковенанторов, – и строгая, непримиримая часть выделилась в особую партию – „Камерониан“. Камерон был родом из Фалклэнда (Falkland), в графстве Файф, и по профессии был сельским учителем. Сначала по убеждениям епископал, он вскоре, – под влиянием странствующих сельских проповедников, – сделался горячим сторонником пресвитерианства и ковенанторского движения. Названные выше „снисхождения“ не преминули вызвать страшную оппозицию Камерона, которая в конце концов завершилась знаменитою Санкухарскою декларацией 1680 г. Последней предшествовал новый акт правительства, коим запрещались на полях (под открытым небом) собрания и сходки, а пасторы, их собиравшие, назывались изменниками и предателями. Строгая партия ковенанторов восстала против этого акта, и под предводительством Ричарда Камерона и Дональда Карджилля (род. 1610 г.) публично провозгласила свою декларацию в Санкухаре в 1680 г., в которой открыто отвергалось подданство королю Карлу II, возвещалось ему о лишении его престола, и объявлялась война, как тирану и узурпатору. (Вообще же стремление Карла II ввести епископство и главенство короля в церкви они называли прелатизмом и ерастианизмом (см. „Энц.“ V, 488–489) и считали глубочайшим оскорблением божественного порядка; ковенанторы боролись против короля за the headship of Christ (главенство Христа); введение епископами некоторых англиканских церемоний они считали возобновлением папского идолопоклонства. Они не были республиканцами и если боролись против короля, то только потому, что король попирал права народа, права, которые столь же соответствуют божественному порядку, как и права короля. Они требовали, чтобы пресвитерианство было не только дозволенною религией в Шотландии, но и господствующею). Но все протесты повели только к гонению со стороны правительства на „Камерониан“, которые были нечаянно захвачены у Ауrsmoss и совершенно уничтожены; Камерон пал на поле битвы (в июне 1680 г.), а год спустя и его сотрудник Карджилль был захвачен и казнен в Эдинбурге. Но движение не умерло. На сцену выступил новый деятель – знаменитый Джемс Ренвик (James Renwick). В 1684 г. камерониане издали новый документ „Apologetic Declaration and Admonitory Vindication“, также направленный против короля Карла II; правительство ответило на это угрозами, и вновь начались гонения на строгих ковенанторов; наступило так называемое „killing time“ (убийственное время). Захваченных наскоро судили и вешали. В 1685 г. на престол Англии вступил Иаков II (или VII в Шотландии), при котором положение дел еще более ухудшилось [см. „Энц.“ VI, 169]. Попытка лорда Аргайльского – помочь делу ковенанторов путем восстания – кончилась неудачно. Партия ковенанторов – „ Камерониан», строго говоря, и не поддерживала этого восстания, по причине несогласия их слордом Аргайлем. В 1688 г., 17 февраля, был казнен последний борец за ковенанты – Ренвик; но заря свободы была уже недалека: в том же году Иаков II был низвержен, и для Шотландии наступили лучшие дни. Пресвитерианство при короле Вильгельме III было восстановлено (1690 г.), однако, идеи „Камерониан“, строгих ковенанторов, не нашли полного применения в этом реформационном устроении Шотландской церкви. Это вызвало отчуждение „Камерониан“. Еще ранее реформации, в 1687 г. они издали свой документ „The Informatoru Vibdication», коим заявлялась их приверженность к принципам и устроению Шотландской ц. в период времени между 1638 и 1649 гг. (решительное осуждение папства и прелатов, повсюдная обязательность пресвитерианства, полная духовная независимость церкви и обязательность ковенантов 1638 и 43 гг.). Не видя осуществления своих идеи на деле, „Камерониане“ порвали сношения с церковию. Сначала они испытывали большие трудности в организации, ибо их пасторы были взяты в пресвитерианскую государственную церковь, – и таким образом паства осталась без руководителей. Это испытание продолжалось до 1706 г., когда на их сторону перешел пастор Шотландской церкви John MacMillan; позднее присоединился к „Камеронианам“ другой пастор John MacMillan. Чтобы сплотить паству и заявить свои принципы, названные два пастора торжественно возобновили (в 1712 г.) ковенанты, в Аuchensauch Нill. В 1743 г. „Камерониане“ переорганизовались вновь и стали называться „реформированным пресвитерианством“. Последователей этой фракции было довольно много в Шотландии и на севере Ирландии, а в 1774 г. они появились и в С. Америке.
Политическое положение „Камерониан“ всегда было крайне странное. Строго настаивая на проведении принципов ковенанта 1643 г., они отказывались давать присягу верности короне и во многих случаях должны были лишаться гражданских прав и привилегий. Так дело продолжалось до 1860 г., когда вопрос о присяге получил особенную остроту. В 1860 г. началось движение к созданию армии волонтеров; многие „Камерониане“ примкнули к этому движению; возник вопрос о присяге. Синод „реформированного пресвитерианства“ решил (1863 г.) дело компромиссом, рекомендуя воздерживаться от присяги, но запрещая отлучать давших ее. Это решение привело к расколу среди „Камерониан“. 42 прихода стали на сторону синода, а 12 отделились. В 1876 г. большая часть „реформированных пресвитериан“ присоединилась к „Свободной Шотландской церкви“ (The Free Church of Scotland, отделившаяся от господствующей Шотландской пресвитерианской церкви в 1843 г.). Так обр. принципы чистого камеронианства поддерживают лишь те приходы, которые отделились в 1863 г. по вопросу о присяге.
К. Фаминский (и С. Троицкий)