Источник

Калоиоанн

Калоиоанн (Καλοϊωάννης) – наименование византийского императора Иоанна II Комнина (1118–1143 г.), данное ему византийцами за его высокие внутренние качества. Сын замечательного императора Византии Алексея Комнина, Иоанн не менее отца был неутомим в своей царственной деятельности, умен и очень образован, проводил чистую и незапятнанную частную жизнь, был набожен без всякого ханжества, отличался мягкосердечием и великодушием даже в отношении к врагам. Он с успехом вел войны с турками, печенегами, сербами, мадьярами, восстановил добрые политические отношения с венецианцами и пизанцами. Твердо сплотил свою обширную разноплеменную монархию, обеспечив безопасность границам империи, создал благоприятные условия для внутреннего процветания государства в разных отношениях, особенно же для развития специфически византийской умственной культуры, которая в проявилась в расцвете литературы, науки и искусства, – покровительственно относился к деятельности византийских ученых и вообще, как государь, оставил по себе благословенную память среди своего народа. И отношение Иоанна II к византийской церкви, представляющее для нас наибольший интерес, вполне соответствует эпитету καλός – «прекрасный», который упрочился за ним в исторической литературе. Церковная политика Калоиоанна основывалась на двух принципах: равноправности государственной и церковной власти – каждой в своей сфере – и согласном их действовании. Об этом хорошо свидетельствует письмо Калоиоанна к римскому папе Гонорию II. „В продолжение моего царствования, – писал царь, – я признавал два предмета совершенно отличными один от другого: один есть власть духовная, данная, как благо неизменное, Великим Первосвященником, Владыкою мира, Христом Его апостолам и ученикам и сообщившая им, по божественному полномочию, власть вязать и решить всех людей; а другой предмет – эго власть мирская, заведующая временными и обладающая, по божественному установлению, одинаковым правом в своей сфере, согласно заповеди Господа (Мф. 22:21. Мрк. 12:17. Лк. 20:25): воздадите кесарева кесареву – эти две, господствующие в мире, власти разделены и различны, но действуют к обоюдной пользе в гармоническом соединении, вспомоществуя и восполняя одна другую. Их можно сравнить с двумя сестрами – Марией и Марфой, о которых повествуется в Евангелии. Из согласного действия этих двух властей проистекает общее благо, а из враждебных их отношений происходит великий вред“. В духе этого письма Калоиоанн издал (в апреле, индикт 2–1124 или 1139 г.) и новеллу о том, чтобы церкви, – в случае смерти епископа, – не подвергались никаким взысканиям и притеснениям со стороны гражданских чиновников. „Какое дело для царя может быть выше и важнее того, как охранять церкви от всякого беспокойства и вреда и не причинять им никакого лишения или убытка? – пишет царь. – И вот до нашего слуха дошло нечто несообразное: гражданские чиновники, в случае смерти епископа, берут в свою пользу все, что оказывается в епископии, – вещи и деньги, – а другие присваивают даже церковные предметы». Осудив такие поступки, император определил, чтобы впредь никто из архонтов, – по смерти митрополита, архиепископа или епископа, – не смел ничего брать в их помещениях и монастырях, „ни вещей, ни денег, ни животных, и никому из подчиненных им лиц не приказывали сюда являться. Всякий архонт, осмелившийся войти в церковь или монастырь, – пославший сюда своих слуг, подвергается денежному штрафу в их пользу и подлежит царскому гневу. Если же это сделает кто-либо из низших чиновников, то он, как нарушитель царского приказа, подвергается телесному наказанию и денежному штрафу. Клирик за похищение церковных или монастырских вещей: лишается священной степени, как святотатец. Если же на епископии, – по смерти епископа, – окажется долг в пользу казны, то уплату его должны произвести клирики, без всякого посягательства на ее имущество со стороны светской власти. Вообще, Калоиоанн своею новеллой оградил неотчуждаемость церковного имущества. И фактическое отношение этого царя к византийской церкви было полною иллюстрацией к той типичной „симфонии“, которая ярко очерчена царем в его письме к папе Гонорию II. С патриархами Иоанном IX и Львом он находился в наилучших отношениях, оказывал им свое полное внимание, высоко чтил и уважал их, пользовался их советами в государственных делах. К церкви царь относился покровительственно, как истинный ее „епистимонарх“, ограждал ее права и привилегии при столкновении представителей духовенства с светскими властями, гарантировал неприкосновенность церковных имуществ при заключении договоров, напр., с венецианцами, сочувствовал идее единения между восточною и западною церквами, но когда увидел, что во время переговоров об унии в 1135 г. интересы православных отодвигались на последний план, то прекратил переговоры, – и попытка заключить унию не увенчалась успехом. Далее, Калоиоанн питал большое расположение к византийскому монашеству. Он не редко беседовал с монахами и просил у них молитв и благословения. Во время частых своих военных походов он имел в лагере монахов, с которыми и советовался даже в критические моменты военных обстоятельств. Своему расположению к монахам царь остался верен до конца жизни. Когда он лежал на смертном одре в одном местечке Киликии, вдали от столицы и родных, то приказал позвать к себе одного монаха, родом из Памфилии, мужа святого, и просил непрестанных его молитв перед Богом. Вместе со своею набожною и добродетельною супругой Ириной царь построил в Константинополе прекрасный мужской монастырь Пантократора или Вседержителя. В 1136 г. император написал для него устав, которым регулировалась вся его внутренняя жизнь. Монастырь был объявлен свободным и независимым от духовных и светских властей, наделен селами, виноградниками и усадьбами. В зависимости от него находились шесть столичных монастырей, доходы которых поступали в пользу Пантократора. По уставу в монастыре должно быть 80 монахов и 50 священно- и церковнослужителей, но в действительности их было гораздо больше (до 700, по свидетельству Анзельма, епископа гавельбергского). При монастыре были устроены больница и богадельня, содержавшиеся на его средства. Больница была замечательным в Византии учреждением. Она была устроена на 50 кроватей и назначена исключительно для бедных мирян. Здесь было пять врачебных отделений: хирургическое на 10 кроватей, отделение для страдающих острыми и тяжкими болезнями глазными, желудочными и т. п.; два отделения (в 20 кроватей) для обыкновенных больных, женское отделение на 12 кроватей. Во главе больницы стояли два врача, да на каждое отделение полагались по два врача, по пяти фельдшеров и по два служителя. При больнице была бесплатная амбулаторная лечебница с двумя хирургами, двумя врачами и 8 фельдшерами. Больные не только ничего не платили за содержание и лечение в монастырской больнице, которые отпускались даром, но и получали небольшие деньги от монастыря. Что касается богадельни, то здесь находили приют и пропитание 24 старца, которые бесплатно получали хлеб, вино, овощи, сыр, масло, дрова и деньги. Щедро благотворя в пользу монахов и духовенства, Калоиоанн был истинным благодетелем (%εὐεργέτης]) η δλя ναροδα. Κροτκηй η νεζλοβηβый, cτρογηй κ cαμομυ cεβε η cνηcχοδητελьνый κ δρυγημ, эτοτ цαρь οτληчαλcя βыcοκοю ρεληγηοζνοcτηю. Ηcτορηκ Νηκητα Χονηατ c υμηλενηεμ ραccκαζыβαετ οβ οδνοй ρεληγηοζνοй προцεccηη, υcτροεννοй Καλοηοαννομ πρη βъεζδε β Κονcταντηνοπολь ποcλε ποβεδы ναδ περcαμη. Στοληцα βыλα τορжεcτβεννο υκραшενα. Δλя цαρя βыλα πρηγοτοβλενα βεληκολεπναя τρηυμφαλьναя κολεcνηцα, κοτορυю βεζλη шεcτь βελыχ κονεй. Νο цαρь νε cελ β κολεcνηцυ, α πομεcτηλ να νεε ηκονυ Βογοματερη, κοτορυю ημελ β ποχοδαχ, cταλ βπερεδη προцεccηη c κρεcτομ β ρυκαχ η ναπραβηλcя β Σοφηйcκηй χραμ. Κογδα προцεccηя πρηβыλα κ Σβ. Σοφηη, цαρь βοшελ β χραμ η πρεδ ληцομ βcεγο ναροδα βοζδαλ βλαγοδαρενηε Βογυ ζα ποβεδυ. Эτο προηζβελο ναηλυчшεε βπεчατλενηε να βηζαντηйцεβ. Βοοβщε, Καλοηανν, – πο οτζыβυ ηcτορηκα, – η цαρcτβομ υπραβλяλ πρεβοcχοδνο, η жηλ βογουγοδνο. Εγο βcε προcλαβλяλη χβαλαμη, cчηταλη κακ βы βενцομ βηζαντηйcκηχ цαρεй ηζ φαμηληη Κομνηνοβ. Δα η ηζ δρεβνηχ λυчшηχ цαρεй ον c οδνημη cραβνяλcя, α δρυγηχ δαжε πρεβζοшελ (Νηκητα Χονηατ). Βηζαντηйцы γορьκο οπλακαλη εγο κονчηνυ να 55 γοδυ οτ ροжδενηя, προηcшεδшυю οτ νεcчαcτνογο cλυчαя να οχοτε.

И. И. С-в


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle