Источник

Кахикст Георг

Кахикст Георг имеет особое значение в истории науки „Нравственного богословия“. Последнее до ХVI-го столетия преподавалось и на Западе Европы совместно с „Догматическим богословием“. Обе области были перемешаны и сколько-нибудь отчетливо не обособлялись, что крайне вредно отзывалось и на той, и на другой научных богословских отраслях, – тем более, что они по своему существу отличны одна от другой, хотя и не лишены взаимной связи. Нравственное, в особенности, богословие вело безличное существование. Нравственные вопросы, – в виду того, что Нравственное богословие было только составною частию Догматического, – раскрывались лишь попутно и потому без желательной обстоятельности в их раскрытии не было надлежащей систематичности; тормозилось и дело выяснения самих догматических вопросов и т. д. Серьезную попытку обособить эти две научных отрасли впервые сделали – реформатский богослов Ламберт Дапэй и лютеранский богослов Георг Калипст. Данэй – автор сочинения „Еthices Christianae libri III“ (1577). До его времени имелись только философские (языческие) моральные системы, как самостоятельные, обособленные явления, а, благодаря ему, видим и христианскую. „Как в собственном смысле этическая наука, – говорит Кюбель (в Christiche Ethik I, Мünchen 1896, 8. 39), – и, при том с сознанием различия от философской этики, христианская этика выступает на сцену у Данэя“ (см. мою статью: „Забытый юбилей: 300-летняя годовщина смерти Ламберта Дано, отца науки христианской этики, как особой в ряду других“ в „Христ. Чтен.“ 1896 г., сент. – окт., стр. 272–278). То, что сделал на реформатской почве Данэй (или Дано), на лютеранской осуществил (до некоторой степени) Георг Каликст, но уже после эпохи Данэя. Он – автор сочинения; „Ерitomes theologiae moralis“... (Неlmst. 1634), известного именно с отмеченной стороны – и только. Само же по себе сочинение представляет „труд неполный, только фрагмент, мало систематичный, не остающийся верным своему богословскому характеру, предлагающий смешение богословской и философской морали“ (см. мою книгу: „Нравственное Богословие в России в течение 19-го столетия“, Спб. 1901, стр. 22). Как бы невысоко ни ценили мы труд Георга Каликста с его научной стороны, – тем не менее заслуга этого богослова для Нравственного богословия сомнениям не подлежит. Отныне и на лютеранской почве данная научная богословская отрасль стала разрабатываться самостоятельно к пользе не только для нее, но и для Догматического богословия. Каждая из этих наук, отныне развиваясь самостоятельно, благодаря этому вскоре же сделала быстрые шаги вперед, о чем красноречиво свидетельствует их история; для Нравственного специально богословия см. в особенности труды: D. Chr. Ernst Luthard'tа, Geschichte der christlichen Ethik, IÏ Geschichte der christlichen Ethik seit der Reformation, Lpzg 1893; f Dr. О. Gass'a, Geschichte der christlichen Ethik, II, 1: Sechszelmtes und siebzehntes Jahrhundert; Die vorherrschend kirchliche Ethik (Berlin 1886); II, 2: Achtzehntes und neunzehntes Jahrhundert; Die philosophische und Die theologische Ethik (Berl. 1887); Dr. Theobald Ziegler'а. Geschichte der christlichen Ethik (2 Aufl. Strassburg 1892). А так как Нравственное богословие в России развивалось под влиянием систем западноевропейских, то отсюда ясно, что успешный рост последних был не безразличен и для русских богословов (см. подробности в цитов. моей книге „Нрав. Богословие в России“...).

Проф. А. Бронзов

f


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle