Каноны церковные
Каноны церковные (собрания их). Греческое слово κανών в первоначальном (материальном) смысле означало прямую палку, которая служит для опоры, или для измерения и взвешивания (как коромысло у весов), или для проведения прямой линии, или для уравнения плоскостей (как линейка, угольник); в позднейшем и переносном смысле оно получило значение образца, руководства, правила (геgula); наконец, в церковной терминологии, первый пример которой встречается в одном из посланий Ап. Павла (Галат. 6,15.16), слово это стало означать правило христианской веры и жизни и в особенности – дисциплинарные постановления церковных соборов, в отличие, с одной стороны, от догматических соборных определений (ὁροι δόγματα), с другой – от светских или гражданских законов (vόμοι, leges). Со времени Никейского соб. 325 года, издавшего 20 дисциплинарных правил, т. е. таких определений, которые относились не к вероучению, как установленный тем же собором против Ария догмат о божестве И. Христа, а к разным сторонам церковной дисциплины, или внешнего церковного порядка, слово κανών стало применяться к отдельным дисциплинарным определениям соборов. В первые три века под каноном разумелось вообще все то, что для церкви служит руководящею нормой, как согласующееся с преданием; но не было примера, чтобы постановления какого-либо отдельного собора были названы канонами. Следующие за Никейским вселенские соборы Константинопольский 381 года, Ефесский 431 года и Халкидонский 451 года, кроме установления догматов вероучения, постановляли также правила для регулирования внешнего церковного порядка, т. е. каноны. Император Юстиниан окончательно придал канонам четырех вселенских соборов значение общеобязательных церковных норм, предписав почитать догматы, установленные на четырех соборах, как Свящ. Писание, каноны же соблюдать наравне с императорскими законами. Следующий вселенский собор 553 года, состоявшийся при Юстиниане, равно как 6-ой вселенский собор, собиравшийся в 680 году при Константине Погонате, занимались исключительно догматическими вопросами и никаких дисциплинарных канонов после себя не оставили. Пробел этот был восполнен созванным в 692 году (императором Юстинианом II Ринотметом) собором, обыкновенно называемым Трулльским, так как он заседал ἐν τρούλλῳ, т. е. в зале императорского дворца со сводами (он же не редко называется пято-шестым и просто шестым). Трулльский собор, как созывавшийся специально для установления дисциплинарных канонов, издал их более, чем все вселенские соборы вместе взятые, включая сюда и каноны 7-го вселенского собора (Трулльский собор издал 102 пр., тогда как вселенские соборы издали: 1-ый – 20, 2-й – 7, 3-й – 8, 4-й – 30 и 7-й – 22 пр.). Только названные 7 вселенских соборов признает православная церковь.
Кроме вселенских соборов, каноны были установлены и на некоторых т. наз. поместных соборах (τοπικαἰ σύνοδοι). Каноны поместных соборов [первоначально имели значение только в тех церквах, пастырями которых они были составлены: но так как основания церковной жизни были тогда повсюду одинаковы, то впоследствии каноны некоторых поместных соборов были признаны обязательными для всей церкви. Такое значение получили соборы: Анкирский 314года, издавший 25 канонов, Неокессарийский 314 года, издавший 15 канонов, Антиохийский 341 года, издавший 25 канонов, Сардикийский 344 г., издавший 20 канонов, Гангрский (362–370 г.), издавший 21 канон, Лаодикийский (343–381 г.), издавший 60 канонов, Карфагенский 419 года, под именем которого в афинской Синтагме помещены 133, а в славянской Книге правил 147 канонов, принадлежащих соборам – Карфагенским 390, 397, 401, 402, 405 годов, Иппонскому 393 года и др., Константинопольский 861 года, издавший 17 канонов, и Константинопольский 879 года, издавший 3 канона.
Несколько канонов было составлено не соборами, а отдельными отцами церкви, которые писали их обыкновенно в виде ответов на вопросы, кем-либо предложенные. Эти ответы или пастырские послания сначала имели значение частного мнения или местного распоряжения; но Трулльский соб. 692 года усвоил им значение правил обязательных, наравне с правилами соборными. 2-м правилом Трулльского соб. такое значение дано правилам св. Дионисия александрийского († 265 г.), Григория неокессарийского († 270), Петра александрийского († 311 г.), Афанасия александрийского († 373 г.), Василия вел. († 379 г.), Тимофея александрийского († 385 г.), Григория Богослова († 389 г.), Амфилохия иконийского († 395 г.), Григория нисского († 395 г.), Феофила александрийского († 412 г.), Кирилла александрийского (И 444 г.), Геннадия константинопольского († 471 г.); впоследствии сюда же отнесено послание Тарасия константинопольского к папе Адриану († 809 г.).
Кроме того, Трулльский собор включил в число канонов правило Константинопольского соб. при патриархе Нектария 394 г., а также постановление Киприана карфагенского и бывшего при нем Карфагенского соб. 255 г.
Во главе всех канонов Трулльским собором поставлены правила, „преданные именем святых и славных Апостолов». Апостольские правила представляют собою кратко формулированные дисциплинарные нормы, обыкновенно с обозначением того дисциплинарного наказания, которым должны быть подвергаемы нарушители этих норм. По своему содержанию многие Апостольские правила могут быть рассматриваемы, как выражение древнейшего предания, непосредственно связанного с апостольским временем, но нельзя отрицать и того, что некоторые из них принадлежат, – без всякого сомнения, – не апостольскому, а позднейшему времени. Апостольские правила первоначально не были известны всем церквам в полном своем составе и сохранялись в разных церквах по частям. О времени происхождения дошедшей до нас редакции Апост. правил существуют различные мнения, причем спорным является вопрос о взаимном отношении между правилами Апостольскими и правилами Антиохийского соб. 341 г., имеющими между собою большое сходство. По всей вероятности, Антиохийский соб. заимствовал некоторые свои постановления из Апостольских правил. Вообще, надо сказать, что составление сборника Апост. правил принадлежит не одной руке и эпохе; это видно уже из того, что в первоначальном сборнике церковных правил, переведенном Дионисием малым в конце V века на латинский язык, содержалось только 50 правил. Но уже во второй половине следующего столетия автор систематического сборника церковных правил Иоанн Схоластик знал все ныне принятые восточною церковию 85 Апостольских правил. Трулльский собор признал их каноническими также в количестве 85. С этого времени Апост. правила занимают первое место в составе канонического кодекса восточной церкви.
Что касается соборных канонов, то на Востоке канонический материал первоначально собирался без всяких попыток систематизации, в хронологическом порядке, причем делалось то отступление от строгой хронологии, что каноны Никейского соб. ставились па первом месте, хотя Анкирский и Неокесарийский соборы собирались и издали свои каноны раньше Никейского.
Первый систематический сборник в восточной церкви относится к началу VI века. О нем упоминает в предисловии к своему сборнику Иоанн Схоластик. Сборник этот был разделен на шестьдесят титулов и содержал каноны: апостольские, первых четырех вселенских соборов и поместных, до Сардикийского включительно; канонов св. отцов в нем не было. По примеру этого сборника, сделал такой же, т. е. систематический, свод общепризнанных церковных правил Иоанн Схоластик, бывший сначала адвокатом (отсюда его прозвание – Схоластик), а впоследствии пресвитером антиохийским и (с 557 г.) патриархом константинопольским († 578 г.). Около 550 г., в бытность антиохийским пресвитерем, он составил систематический канонический сборник, носящий заглавие: συναγωγὴ κανόνων ἐκκησιαστικῶν εἰς ν´ τίτλους διῃφημένη, т. е. собрание церковных канонов, разделенное на 50 титулов. К тому каноническому материалу, который содержался в прежнем сборнике (в 60 титулах), Иоанн Схоластик прибавил два канонические послания (2-е и 3-е) Василия в. к Амфилохию, разделив их на 68 правил. Эта прибавка сообщила прежнему каноническому кодексу греческой церкви местный характер, так как канонические послания отцов восточной церкви были неизвестны на Западе так же, как на Востоке были неизвестны декреты римских пап. В своем сборнике Иоанн Схоластик расположил правила не по порядку соборов, а по сходству содержания канонов, разместив весь канонический материал под 50 рубриками или титулами. Сборник этот был во всеобщем употреблении на Востоке, а также известен был и на Западе.
Вскоре после сборника Иоанна Схоластика появился в Константинополе новый сборник канонов: Ζύνταγμα κανονικόν в 14 титулах или отделах, с подразделением каждого отдела на главы. Автор этой канонической Синтагмы неизвестен. В сравнении с трудом Иоанна Схоластика, этот сборник имеет преимущество как в материальном, так и в формальном отношении. Кроме 85 Апост. правил, 10 соборов и 2-х канонических посланий Василия в. (разделенных на 68 правил), принятых Схоластиком, неизвестный автор нового сборника внес в него деяния и каноны собора Карфагенского 419 г., определение Константинопольского поместного собора, бывшего при патриархе Нектарии в 394 г., еще одно послание Василия в. (разделенное на 16 правил), а также каноны других отцов церкви. В формальном отношении сборник имеет то преимущество, что соединяет выгоды систематического и хронологического порядка изложения канонов. Автор разделил свой сборник на две части – систематическую и хронологическую; в первой он не приводит полного текста канонов, а только цитирует их цифрами; таким образом эта часть является указателем ко второй части, где приведен полный текст канонов в хронологическом порядке. Время составления сборника неизвестно, но надо полагать, что он появился после Иоанна Схоластика († 578 г.) и раньше Трулльского соб. 692 г. В IX веке каноническая Синтагма в ХIV тит. была дополнена канонами позднейшего происхождения, а именно канонами соборов Трулльского 692 г., Никейского II (7-го вселенского) 787 г., Константинопольского т. наз. Двукратного 861 г. и Константинопольского в храме св. Софии 879 г. Труд дополнения усвояется знаменитому константинопольскому патриарху Фотию21.
Одновременно с полным кодексом, в греческой церкви развивался другой – сокращенный кодекс, так наз. синопсис, в котором каноны излагались не в первоначальном полном тексте, а в кратком извлечении, Не представляя той обширности, которою характеризуется полный кодекс, «синопсис“ был очень удобен при применении его на практике, и вследствие этого достиг общего распространения. Составление „синопсиса“ не было делом одного лица: „синопсис“ образовывался постепенно, по мере роста полного текста церковных правил. На некоторых из дошедших до нас списков синопсиса со хранились имена лиц, бывших, по всей вероятности, авторами тех редакций, которые носят их название (синопсис Стефана ефесского, Симеона магистра). Для нас „синопсис“ церковных правил важен потому, что, – снабженный в XII веке толкованиями известного канониста Аристина, – он положен был в основание нашей печатной Кормчей.
Из позднейших канонических сборников восточной церкви наиболее известны: Алфавитная Синтагма греческого иеромонаха Матфея Властаря, изданная в 1335 г. В начале помещено обширное предисловие, содержащее исторический обзор источников церковного права; затем следует Синтагма, разделенная на 24 отдела, по числу букв греческой азбуки; каждый отдел, в свою очередь, делится на столько глав, сколько имен, начинающихся с известной буквы. Всех глав в 24 отделах 303. Здесь приведены сначала каноны, относящиеся к предмету содержания главы, потом соответствующие гражданские законы.
Весьма большое количество дошедших до нас рукописей Синтагмы Властаря указывает на самое широкое распространение ее во всем православном мире. С XV века она делается известною и в России.
Сборник Константина Арменопула (номофилакса и судьи в Фессалониках), под заглавием: ἐπιτομὴ τῶν θείων καὶ ἱερῶν κανόνων, составленный около 1345 г. и разделенный на 6 отделов (1-й о епископах; 2-й о пресвитерах, диаконах и иподиаконах; 3-й о клириках; 4-й о монахах и монастырях; 5-й о мирянах; 6-й о женщинах), в которых помещен сокращенный текст церковных правил, к ним относящихся. Сборник этот представляет собою дополнение к главному сборнику того же автора, известному под именем Шестокнижия или руководства к познанию гражданских законов (ἑξάβιβλος, πρόχειρον νόμων). Πηδάλιον, что совершенно равно русскому названию: книга Кормчая. Это название взято с символического изображения церкви в виде корабля, управляемого среди волн житейского моря правилами св. Апостолов, соборов и отцов церкви. Символ этот, встречающийся уже в христианских катакомбах II и III столетий и объясненный в Апостольских Постановлениях (кн. III, гл. 58), изображен на обороте заглавного листа книги с подробным объяснением. Пидалион представляет собою официальное издание константинопольской церкви, состоявшееся по распоряжению константинопольского патриарха и напечатанное в Лейпциге в 1800 г. Издание этой книги было вызвано многими неисправностями бывших до того времени в употреблении рукописных сборников церковного права. Составителями Пидалиона были монах Агапий и иеромонах Никодим; труд их, по распоряжению патриарха и его синода, просмотрен и исправлен был учителем и проповедником Дорофеем. В состав Пидалиона вошли церковные правила, изложенные на древне-греческом языке, с толкованиями Зонары и Вальсамона, частью Аристина, изложенными на ново-греческом диалекте, и, кроме того, каноны Иоанна Постника (582–595 г.), Никифора Исповедника (806–815 г.) и Николая Грамматика (1084–1111 г.), имевшие большое практическое значение в восточной церкви. Из гражданских законов взяты только совершенно согласные с церковными канонами и помещены в виде примечаний к последним. В конце Пидалиона помещено несколько статей церковно-юридического содержания. В 1841 г. вышло 2-е, а в 1864 г. 3-е издание Пидалиона.
Так назыв. афинская Синтагма представляет собою новейшее частное издание источников права восточной церкви, предпринятое в Афинах (1852–1859 г.) президентом афинского кассационного суда (ареоuara) Раллисом и адвокатом и профессором Потлисом. Труд Раллиса и Потлиса, носящий название σύνταγμα τῶν θείων καὶ ἱερῶν καvόvων..., заключает в 6 томах все памятники церковного права восточной церкви, а именно в 1-м томе – Номоканон Фотия, во 2-м – правила Апостольские и семи вселенских соборов с толкованиями Зонары, Аристина и Вальсамона; в 3-м – поместные соборы; в 4-м – канонические послания св. отцов, в 5-м – постановления византийских императоров и решения патриархов, и в 6-м – алфавитную Синтагму Матфея Властаря. Характер этого издания не практический, а научно-исторический.
М. Красножен
* * *
[См. о сем предмете солидное исследование В. Н. Бенешевича, Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 88г. К древнейшей истории источников права греко-восточной церкви. Спб. 1905. – Н. Н. Г.].