Источник

Иов (Иоанн) Княгиницкий

Иов (Иоанн) Княгиницкий, схимонах и подвижник († 1621 г.). И. К. замечателен своею деятельностью по обновлению или оживлению православного западно-русского монашества в начале ХVІІ в. Кроме того, он и сам был основателем нескольких иноческих обителей в Галиции. И. К. родился (неизвестно с точностью, когда) в Галиции, на так называемом Покутье, в г. Тисмянице от благородных родителей, первоночальное воспитание получил в Уневском монастыре, а закончил свое образование в Острожском училище. В молодых летах, по поручению князя Острожского, И. К. должен был отправиться на св. Афонскую гору для передачи княжеской милостыни разным святогорским обителям. Монашеская жизнь на Афоне так полюбилась молодому и религиозному человеку, что он, отдавши отчет кн. Острожскому в исполнении данного ему поручения, добровольно отправился во второй раз на Афон. Здесь он принял монашество в Ватопедском монастыре с именем Иезекииля. После 12-летней подвижнической жизни на Афоне, И. К. был отправлен в Россию для сбора милостыни. Поручение это было исполнено им с успехом, и потому вскоре он вторично был послан в Россию. Но здесь тогда происходили великие смуты на Москве, почему И. К. остался на родине, в Галиции. По просьбе своих родственников – львовского епископа (Гедеона Валабана) и Уневского архимандрита (Исаии Балабана) – И. К. трудился над устроением монашеской жизни в Уневе по афонскому образцу. И. К. собирался уже было возвратиться на Афон, но болезнь задержала его на родине. Выздоровевши, он принял схиму с именем Иова и в 1603 г. в Угорнике, имении Адама Балабана, положил начало монастырю Угорницкому. Он принимал участие также в устроении иноческой жизни и в Дерманском монастыре. Окончательно упрочив Угорницкий монастырь и передав управление им своему ученику, И. К. в 1607 г. удалился на р. Баторсову около Манева и там положил начало новому общежительному монастырю – Воздвиженскому, известному в истории под именем «Великого скита», или «Нового Ватопеда в России».

И. К. был не только подвижник и ревнитель православия, но также и книжно-образованный человек. Сохранилось, между прочим, послание его к известному южно-русскому духовному писателю Кириллу Транквиллиону, с обличением и опровержением неправильных мыслей в составленном им «Исповедании веры». Известно и послание на имя самого И. К. его современника и сподвижника Иоанна Вишенского. И. К. скончался в своей любимой скитской обители 30 декабря 1621 г.

Протоиерей Ф. Титов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle