Источник

Кассиан, святые русские

Кассиан: 1–6 святые русские (по алфавитному прозванию)

1) Кассиан и Григорий преп. авнежские, основатели ныне упраздненного авнежского Троицкого монастыря, в 60-ти верстах к востоку от г. Вологды, †1392 г. Они были учениками преп. Стефана махрищского (память 14 июля). Препод. Григорий, зажиточный землевладелец, последовал за преп. Стефаном и принял пострижение, когда последний устроил основанный им (около 1358 г.) махрищский монастырь, в 35 верстах от Троице-Сергиевской лавры. Вместе со Стефаном Григорий потом удалился в вологодские пределы и здесь в авнежской области (в нынешнем Тотемском уезде), близ реки Сухоны, у потока Юрьева, они основали монастырь (около 1370 г.). Пришельцам много помогал щедрыми приношениями местный богатый землевладелец Константин Димитриевич, который потом принял пострижение в обители с именем Кассиана. Преподобные Григорий и Кассиан продолжали свои труды и подвиги по устроению авнежской обители и по удалении из нее преп. Стефана, – Григорий в качестве настоятеля, а Кассиан в должности келаря, пока жизнь их не была насильственно прекращена при разграблении и сожжении в 1392 г. авнежского монастыря казанскими татарами, грабившими вологодские пределы. После этого авнежский монастырь долгое время оставался в запустении и, по-видимому, даже память о погребенных здесь св. подвижниках исчезла. Только в XVI в., вследствие явления преподобных во сне местным жителям и совершившихся при их гробах чудес, положено было начало возобновление авнежской обители и началось почитание преп. Григория и Кассиана. Иоанн Васильевич Грозный послал богатые дары в авнежский монастырь, а митроп. Макарий (после поверки сведений о чудесах сначала чрез одного игумена, а потом чрез местного пермско-вологодского епископа) в 1560–61 г. с собором епископов установил празднование преподобным. Вслед за этим составлена была служба, а также написано сказание о явлении мощей преп. Григория и Кассиана авнежских и о чудесах их; см., напр., рукоп. № 635 Троицкой лавры, XVII в. – Память преподобных Григория и Кассиана 15 июня. Мощи их под спудом в авнежской приходской церкви, оставшейся от монастыря, упраздненного в 1764 г.

2) Кассиан и Лаврентий преп. игумены комельские. О жизни их известно только то, что сообщается в житии преп. Корнилия комельского, учениками которого они были. Преп. Кассиан управлял комельским монастырем в течение нескольких лет, во время временного удаления преп. Корнилия в 1529 г. в уединение. Когда Корнилий по воле вел. князя снова возвратился в обитель, преп. Кассиан отказался от игуменства, желая по-прежнему оставаться в послушании св. старцу. Скончался он, – надо полагать, – прежде преп. Корнилия, около 1537 г. Преп. Лаврентий по выбору преп. Корнилия еще при его жизни был поставлен игуменом комельского монастыря, которым управлял в духе своего наставника, вначале пользуясь его устными наставлениями; между прочим, трудился по переписке книг («многи книги написа своею рукою»); скончался в 1548 г. – Память преп. Кассиана и Лаврентия 16 мая. Проф. Е. Е. Голубинский помещает пр. Кассиана в числе усопших, на самом деле не почитаемых (История канон, св., изд. 2-е, стр. 359); преп. Лаврентий у него в числе почитаемых усопших, но не канонизованных (ibid., стр. 332). У преосвящ. Сергия оба препод. также считаются неканонизованными (Полн. месяц. Вост. II-2, прилож. 3-е, стр. 563, 564). Однако они находятся в «Верном месяцеслове всех рус. св.» (М. 1903, стр. 16) в числе святых канонизованных, чтимых молебнами и торжественными литургиями.

3) Кассиан Куезерский, основатель ныне упраздненного муезерского Троицкого монастыря в Кемском уезде архангельской губернии. Упоминается между подвижниками севера; время и обстоятельства жизни неизвестны. Он не канонизован; у проф. Е. Е. Голубинского – в числе почитаемых усопших (История канониз. св., изд. 2-е, стр. 330).

4) Кассиан преп. затворник печерский, постник и чудотворец; полагают, что жил в XIII в.; о жизни его сведений не сохранилось. Мощи почивают в Дальней или Феодосиевой пещере. Память общая с другими святыми 28 августа.

5) Кассиан игумен Спасокaмецского монастыря, на Кубенском озере. Жизнь его богата событиями. Приняв пострижение в Спасокаменском монастыре, он некоторое время жил в; Кирилло-Белозерской обители, еще при и жизни преп. Кирилла, и был здесь потом избран во игумена, – видимо, – как человек достойный и выдающийся. С этой же стороны Кассиан делается известным вел. кн. Василию Васильевичу и митрополиту Ионе, по поручению которых он; дважды путешествовал в Константинополь к патриарху, с вопросами «о церковном исправлении». Щедро одаренный великим князем за выполненные поручения, Кассиан по собственному желанно возвратился на: место своих первоначальных подвигов, в Спасокаменский монастырь, где занял место игумена. От него принял пострижение юный князь Андрей, в монашестве св. Иоасаф (память 10 сентября). – Год кончины преп. Кассиана точно неизвестен, но полагают между 1460–1479 гг. Погребен в южном приделе Спасопреображенского собора Спасокаменской обители. – Кассиан не канонизован: его нет в «Верном месяцесл. всех русск. св.», М. 1903 г. Проф. Е. Голубинский. (Истор. канон, св. Изд. 2-е, с. 330) и преосвящ. Сергий (Полный месяц. Востока II-2, прил. 3, стр. 563) помещают его в числе только «почитаемых усопших».

6) Кассиан преп. угличский чудотворец, в мире Константин, родом грек, из князей Манг(к)упских. По проложному сказанию, он прибыл в Москву «от италийския страны, от аммории», в свите Софии Палеолог, невесты вел. кн. Иоанна III. Преосвящ. Димитрий (Месяцесл. св., 2-го октября: 1893 г., вып. 2, стр. 19) высказывает предположение о происхождении преп. Кассиана не из Морейской (в Греции) фамилии кн. Мангуппи, а от владельца крымского города Мангупа. Проф. Голубинский (Истор. канон, св., изд. 2-е, стр. 126) решительно склоняется в пользу этого мнения, категорически утверждая, что в свиту Софии Палеолог Кассиан-Константин не мог попасть, и вероятно, прибыл в Россию после завоевания Мангупа турками в 1475 г. Знатный иностранец имел возможность устроиться при дворе велик. князя, но он отказался от этой чести. Сначала он жил у Ростовского архиепископа Иоасафа, а потом вместе с последним удалился на Белоозеро в Ферапонтов монастырь, где и принял пострижение. Отсюда он перешел в ростовские пределы и здесь на берегу Волги при впадении Учмы, в 15 верстах от г. Углича, основал свой монастырь в честь Успения Божией Матери. При устроении монастыря ему помогал угличский князь Андрей, расположением которого пользовался преподобный и у которого он воспринимал от купели сына (Димитрия). Скончался преп. Кассиан в старости 1504 г.

Празднование ему установлено в 1629 г. Ростовским митроп. Варлаамом; тогда же написана служба. – Память пр. Кассиана 2 октября и 21 мая. Мощи почивают под спудом в бывшей (упразднена 1764 г.) учемской обители, основанной им.

Кроме краткого проложного сказания, которое печатается в Прологе на 21 мая, известно в рукописях ХVІІ – XVIII в. (напр., Милютин. Ч.-Минея на 21 мая) более пространное житие преп. Кассиана, написанное угличским иноком Сергием.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle