Иовиниан, римский монах
Иовиниан, римский монах, выступивший после 385 г. в Риме со своим своеобразным учением, отрицавшим значение безбрачной и аскетической жизни. До этого времени он проводил строго аскетическую безбрачную жизнь, ходил босым в черной старой одежде и питался хлебом и водой, а потом изменил этот образ жизни, за что Иероним называет его Эпикуром христиан. В брак Иовиниан, однако, не вступил. По-видимому, он был вполне достойным человеком, вопреки нападкам Иеронима, так как ни Августин, ни другие его противники не находят в его жизни ничего предосудительного и объясняют успех учения влиянием его личности. Но успех этот был настолько велик, что многие мужчины и женщины даже в преклонном возрасте стали вступать в брак; среди же духовенства Иовиниан, по словам Августина, не нашел приверженцев. В 390 г. римский собор под председательством Сириция отлучил Иовиниана и уведомил об этом других епископов, а в особенности Амвросия медиоланского. Такому постановлению содействовал влиятельный монах, бывший сенатор, Паммахий, друг Иеронима. Когда Иовиниан с своими верными приверженцами отправился в Медиолан, Амвросий собрал около 390 г. собор, на котором также отлучил Иовиниана (см. Н. В. Малицкий, Борьба галльской церкви против пап за независимость, Москва 1903, стр. 29 – 30). После осуждения Иовиниана Иероним в 392 г., по убеждению своих римских друзей, принесших ему в Вифлеем Иовиниановы сочинения, написал две книги против него. Впоследствии Иероним смягчил слишком полемический тон этих книг (см. 48–50 письма). Спустя некоторое время в Медиолане спор возгорелся снова. Сармаций и Барбациан, монахи основанного Амвросием монастыря, покинули последний, а когда потом пожелали возвратиться в него, получили отказ. Тогда они отправились в Верчелли и стали собирать себе приверженцев. Амвросий написал верчельской церкви послание, в котором предостерегал от учения Иовиниана, проповедуемого монахами. Августин же выпустил против Иовиниана книгу «о благе брака», не называя его. Из сочинения Иеронима против Вигилянция в 406 г. видно, что Иовиниан в это время уже умер.
Учение Иовиниана. известно только по сочинениям его противников, которые, сообщая отдельные тезисы его учения, ничего не говорят об их внутренней связи и заставляют о ней лишь догадываться. Суждения протестантских ученых, начиная с Флация и кончая Гарнахом и Галлером, превозносящих Иовиниана и видящих в нем протестанта своего времени, глубокого, оригинального и решительного защитника древнего евангелического протестантского принципа, не обоснованы достаточно. Из письма Сириция мы узнаем о двух отличительных мнениях Иовиниана, которые, по-видимому, составляют зерно его мировоззрения. Во-первых, по мнению Иовиниана, девство, вдовство и брак одинаково приятны Богу, в доказательство чего Иовиниан ссылается на Быт.1:28; Быт.2:24, на пример ветхозаветных людей Божиих, на Ап. Петра и первое послание к Тимофею. Однако, против целибата клира Иовиниан не говорит ничего. Во-вторых, по нему пост и проникнутое благодарностью пользование пищей имеет одинаковое нравственное достоинство, рассуждая таким образом: Бог все создал на службу человеку (ср. 1Тим.4:4); сам И. Христос на браке в Кане не постился и не отказывался от какой-либо пищи, как нечистой, а на тайной вечери употребил не воду, но вино; и Ап. Павел советует Тимофею употреблять вино (1Тим.5:23); постом христиане якобы уподобляются язычникам, жрецам Цибелы и Изиды и пифогорейцам. На медиоланском соборе Иовиниан был обвинен еще в двух заблуждениях: он отрицал приснодевство Богоматери и различие в небесной награде праведных. Но Иовиниан не отрицал безмужного зачатия, а только утверждал, что вследствие рождения Мария перестала быть девою, думая этим нанести решительный удар защитникам девства. Своих противников Иовиниан обвинял в манихействе и дуализме, так, как, если Мария осталась девою, то тело Христа есть лишь кажущееся, а не действительное. По-видимому, из одинаковой ценности брака и девства вытекало и четвертое положение Иовиниана, что все возрожденные, сохранившие благодать крещения, брачные и безбрачные одинаково наследуют царствие Божие. Существует лишь два класса людей – праведники и грешники – и впоследствии не будет никакого различия в наградах и наказаниях. Всякий, истинно крещенный, не может ничего больше приобрести усовершенствованием христианской жизни, а должен сохранять лишь то, что уже дано ему. Но крещение, которое Иовиниан считал истинным, отличалось от таинства церковного, а идею видимой церкви он, по-видимому, отвергал. По нему, истинное крещение есть крещение от Духа, сообщающего неизгладимую благодать, так что крещеные уже не могут быть побеждены диаволом; если кто после крещения впал в грех, то это доказывает, будто он никогда не принимал внутреннего крещения.
С. Троицкий