Источник

Иоанн салисбюрийский

Иоанн салисбюрийский (Sаresberiensis, Sa lisb., de Sаrеsbеriа, Sеvеriаnus), иногда называвшийся Малым, епископ шартрский, р. в 1110 г. и в молодых годах для научных занятий отправился во Францию, где был учеником Абеляра, Альбериха реймского, Жильберта порретанского и др. В 1151 году вернулся в Англию и сделался капелланом архиепископа Теобальда кентербюрийского. По поручению Теобальда и Генриха II совершил несколько путешествий по Англии, во Францию и Италию. У папы Адриана II он пользовался большим значением. По влиянию Иоанна, Англия стала на сторону папы Александра III и против антипапы Виктора IV. Несмотря на услуги, оказанные королю, Иоанн впал в немилость у Генриха II, как человек, ставивший папские интересы выше интересов короля, почему даже хотел покинуть Англию, но остался в Англии благодаря заступничеству канцлера Фомы Беккета (см. «Энц.» II, 359 – 364), и по смерти Теобальда был правою рукой и опорой этого знаменитого деятеля, присутствовал при его умерщвлении и сам был ранен при этом. Некоторое время Иоанн скрывался от приверженцев короля, а потом поступил на службу к новому примасу Ричарду Доверу. В 1176 году он возведен был в сан епископа шартрского; присутствовал в 1179 году на латеранском соборе и умер в 1180 (1181 или 1182) году в Шартре. Свои философские взгляды Иоанн развивает в трех сочинениях: 1) Роliсrаticus, seu de nugis curialium et vestigiis philosophorum, lib. VIII, – сочинение философско-политического содержания, в котором выясняются нравственные нормы, обязательные для всякого общественного деятеля; 2) Меtаlоgiсus, – изложение истинной и ложной науки, в особенности диалектики, и 3) Еnthelicus – поэтическое изложение учений древних философов.

К главным вопросам схоластического богословия Иоанн относится скептически. Будучи чистым англичанином, он более обращает внимание на практическое направление в науке. По его убеждению, прежде всего мы должны изучать то, что необходимо для нашей политической жизни и для здоровья нашего тела или нашей души; наука должна вытекать из высших нравственных стремлений – из любви к Богу и из любви к истине – и все научные изыскания должны быть направляемы к усилению и возвышению любви к Богу и через это к исправлению жизни христиан; все, что не служит этой цели, суетно. В определении отношения между верой и знанием Иоанн идет по следам Августина и Анзельма, доказывая, что всякое знание основывается на вере. Свои церковно-политические взгляды Иоанн развивает на основании классических писателей. Свящ. Писания и богатого личного жизненного опыта. Яркими красками рисуя со временное бедственное состояние общества, он противопоставляет ему идеал христианской жизни, который будет достигну т тогда, когда Церковь окажется достаточно сильной для того, чтобы быть защитницей божеских законов и человеческой справедливости и через это положить конец греху и глупости. Роlicraticus Иоанна, будучи первой в средневековой литературе теорией государства, пользовался особым вниманием как его современников, так и позднейших писателей, напр., Фомы Аквината, Винценция Бовэ и др. Высказанная здесь мысль о дозволительности убийства тиранов и революции была усвоена позднейшими схоластиками и смело защищалась Иоанном Малым [† 1411 г.; см. это слово ниже стлб. 100]. Иоанном написаны, кроме того, три исторические сочинения: Historia pontificalis (сохранился отрывок, обнимающий 1148 – 1152 годы), Vita S. Аnselm u vita et passio S. Thomae. Очень ценны для истории того времени его письма, числом 327. Ему же приписываются: Роеnitantiale, De malo exitu tyrannorum, De statu rimanae curiae, De mathematica duplici, о которых критика еще не сказала последнего слова. Полное собрание его сочинений издал J. А. Giles. в 5 томах, Оксфорд 1848; перепечатано у Миня ser. lat., том 99 (Париж 1855).

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle