Источник

Иоанн, легендарный пресвитер-царь

Иоанн легендарный пресвитер-царь. Поводом к возникновению легенды об Иоанне пресвитере, царе могущественного христианского государства в Средней Азии, был действительный факт широкого распространения христианства в Средней Азии, главным образом, несторианами и отчасти иаковитами. Легенда эта держалась около 400 лет и распространилась от восточного Китая до крайнего запада Европы между китайцами, турками, монголами, персами, арабами, индийцами, армянами и всеми европейскими народами, участвовавшими в крестовых походах. Проникла она и в Россию. В частности, в развитии легенды можно различить три периода.

Первый период начинает епископ Оттон фризингенский. В своей летописи под 1145 г. (7, 33) он сообщает, что слышал от епископа габульского (Джебель в Палестине) рассказ, будто Иоанн, происходивший от евангельских волхвов и живший на крайнем Востоке, вел войну против братьев, царей мидян и персов, и, взяв Экбатану, хотел двинуться в Иерусалим, но вынужден был вернуться домой. Это сказание, сообщенное Оттоном папе Евгению III в особой аудиенции, повторяет в своей хронике Альберих, который 1165 г. упоминает еще о многих удивительных письмах Иоанна, короля индийцев, к различным христианским государям, в частности, к Мануилу константинопольскому и Фридриху, римскому императору. Одно такое письмо, содержащееся во многих хрониках и стихотворениях, не имеет никакой исторической ценности; в основе его лежит сказание об Александре Макед. Папа Александр III, задумав созвать вселенский собор, сделал попытку войти в сношение с Иоанном, наслышавшись о нем, между прочим, от своего лейб-медика Филиппа, возвратившегося из Азии. Филипп передавал папе, что, будучи в земле Иоанна или по близости к ней, он узнал, что этот князь, принявший христианство, желал получить более точные сведения о католическом учении, дабы не впасть в инославие, и хотел бы иметь также в Иерусалиме или Риме церковь или часовню, где могли бы находить себе пристанище люди его земли, которых он мог бы посылать для дальнейшего христианского назидания. 27 сентября 1177 г. папа написал из Риальто в Венеции письмо, адресованное Indorum regi, sacerdotum sanctissimo (Jaffé 12,942), в котором просил Иоанна прислать послов и запечатанные письма. Письмо папы было отправлено с Филиппом, но дальнейшая судьба его неизвестна и слух о пресвитере Иоанне замолкает на долгое время. В двадцатых годах XIII века слух об Иоанне возникает снова в Палестине. После взятия Дамиетты, когда положение крестоносцев было довольно затруднительно, получено было известие, что на Востоке явился какой-то могущественный властелин, который победил уже персидское и другие царства и теперь, стоя недалеко от Багдада, намерен ударить в тыл сарацинам. Иаков витлийский, легат Пелагий и другие крестоносцы увидели в этом властелине потомка Иоанна пресвитера и надеялись на быструю помощь от него. Скоро, однако, оказалось, что это был Чингисхан, проникший в 1219 г. к восточной стороне царства халифов. В 1237 г. монголы утвердились в южной России, в 1244 г. заняли Иерусалим и с 1237–1244 вторглись в долину Силезии. Страшная опасность, угрожавшая христианству от монголов, вызвала широкий план обращения монголов в христианство, – и надежда на помощь Иоанна пресвитера занимала видное место в этом плане.

Иннокентий IV в 1245 г. еще до Лионского собора отправил на Восток миссию францисканцев под начальством Иоанна Плано-Карпини и Лаврентия португальского, а затем миссию доминиканцев под предводительством Анзельма. В 1253 г. отправлена была новая миссия францисканца Рубрукиса. Всем миссионерам – кроме обращения монголов – было поручено найти царство Иоанна пресвитера. Донесения миссионеров сходятся в том, что Иоанна пресвитера уже не существует, так как он погиб в борьбе с Чингисханом. Главное место между этими донесениями занимает донесение Рубрукиса: в то время, когда франки завоевывали Антиохию, был в тех северных странах князь, называемый Коирхан. Коир – собственное имя, хан – титул и означает волхва, так как всех волхвов они называют хан (здесь Рубрукис, как почти все средневековые миссионеры, смешивает слово «кам» – священник, волхв с «хан» – князь). Этот Коирхан был Каракатай; кара означает черный, катай – имя одного народа (каракатаи-каракидяне). Эти катаи (т. е. кидяне) жили в горах, а в долине между гор жил влиятельный несторианский пастух, который властвовал над несторианским народом, называемым найманами. Когда Коирхан умер, этот несторианин сделался царем, и несториане назвали его царем Иоанном и рассказывали о нем в десять раз более того, что допускала правда. Так возникло это великое сказание об царе Иоанне. Я проехал его пастбищи и никто про него не знал, кроме некоторых несториан. Этот Иоанн имел брата Унка, могущественного пастуха, который жил на расстоянии трех недель пути от него. Он владел местностью Каракорум и ему были подчинены несторианские народы Крит и Меркит. Между тем их князь отказался от христианства и сделался идолопоклонником. Царь Иоанн умер без наследников; тогда его брат разбогател и велел называть себя ханом, а Чингиз собрал войско, напал на Унка и победил его.

В конце XIII в. папа Николай IV отправил в Азию францисканца Иоанна Монте-Корвино. В 1291 г. последний чрез Персию прибыл к великому хану Тимину и так успешно проповедовал, что папа в 1308 г. нарек его в архиепископа Пекина, где он и умер в 1330 г. В первом из двух своих писем от 8 янв. 1305 г. и 1306 г. И. Монте-Корвино упоминает о царе Георгии несторианине, происходившем из благородного рода знаменитого индийского царя Иоанна пресвитера и царствовавшего в земле Тендух, находящейся на расстоянии двадцати дней пути; этот Георгий, по его словам, был обращен в католичество и, приняв низшее рукоположение, облаченный в царские одежды, прислуживал при совершении мессы; бо́льшая часть его народа также перешла в католичество, но когда он в 1299 г. умер, оставив малолетнего наследника, братья его несториане опять обратили народ к ереси. Марко-Поло называет этого Георгия шестым царем после Иоанна пресвитера. С падением монгольской династии в Китае в 1368 г. эти миссии окончились. Нашествие османских турок и завоевание Персии Тамерланом прекратили связи как с Индией, так и с Китаем. Называя среднюю Индию Абасцией, Марко-Поло дал повод к возникновению третьего – африканского периода легенды. Абасцию смешали с Абиссинией и стали здесь искать пресвитера Иоанна. Католический епископ Иордан Квилон в южной Индии называет царя Эфиопии Иоанном. В 1487 г. португальский король Иоанн II отправил Петра Ковиллания и Альфонса Паиву на новые поиски. Экспедиция прибыла в Абиссинию и признала местного царя Иоанном пресвитером (см. «Энц.» I, 42). Португальский ксендз Альварец, живший в Абиссинии в 1520–26 г., написал об Абиссинии сочинение, извлечения из которого появились в 1540 г. под заглавием: «Достоверное известие о пресвитере Иоанне» (см. «Энц.» I, 27). И до семнадцатого столетия твердо держалось мнение, что пресвитер Иоанн тожествен с царем Абиссинии, как видно из предположения Иосифа Скалигера, что владычество эфиопов, некогда простиравшееся до Китая, было сломлено монголами. Но португальцам Валтасару Теллезию и Альфонсу Мендецу, римскому патриарху в Эфиопии (см. «Энц.» I, 44), в XVII в. удалось раскрыть эту ошибку.

Более тщательное изучение описаний разных путешествий и восточной литературы склонило некоторых исследователей к мнению Рубрукиса, что Иоанн пресвитер был князь кераитов Ункхан. Некоторые видели в Далай-Ламе потомка Иоанна пресвитера (Ла Кроз). Имя Иоанна производили с языка персидского от Presteghani или Friestegiani, т. е. апостольский (Скалигер); от Presterchan, т. е. хан поклонников (Иов Людольф): из presbytero Johanne делают pretiosum Johannem или рreto Johannes (черный). Фишер считает его несторианским католикосом, Жербильон – одним из тибетских царей, Риттер (Erdkunde von Asien I, 283 сл.), следуя Ассемани, допускает несколько Ункханов носителей титула Иоанна пресвитера. Гаммер Пургсталь (Geschichte der Ilchane, Darmstadt 1842) приписывает этот титул князю кераитов Ованг-хану, I. I. Шмидт (Forschungen im Gebiete der ä lteren Bildungdgeschichte der Mongolen und Tubeten, Спб. 1824) указывает на секту Сабеев, особенно почитавшую Иоанна Крестителя, имя которого и было перенесено на баснословного вождя христиан, наконец Брун (Странствования царя пресвитера Иоанна в «Записках новороссийского Университета» т. V) отожествляет Иоанна с грузином Иване, жившим при Димитрии I (1125–1150 г.) из династии Багратидов. Впервые на истинный, по-видимому, путь стал d'Avezac, поместивший в изданном в 1839 г. «Recueil de Voyages et de Memoires publié par la Société de Géographie» т. IV «заметку о древних путешествиях к татарам вообще и о путешествии Иоанна Плано Карпини в особенности» (стр. 339–601), где дал «исторические пояснения о пресвитере Иоанне» (стр. 547–564). В Коирхане Рубрукиса он видит основателя государства Кара-китаев (кара-киданей) гурхана, который, будучи изгнан из своего отечества, Китая, сделался властелином завоеванного им туркестанского государства. Он рассказывает историю этого князя, называемого китайцами Елюй-даши. Хотя, по сообщению восточных писателей, Елюй-даши был буддистом, но среди своих подданных он имел и несториан. Преемниками были сын его и внук (Чжэ-лу-гу у китайцев), который в 1208 г. отдал свою дочь христианку за князя койонов Кушлука, но последний вероломно завладел царством тестя и в свою очередь был разбит и убит в 1218 г. Чингис-ханом. Рубрукис, считая титул гурхана собственным именем, принял трех первых князей за одно лицо, а история Кушлука послужила поводом для рассказа о Ункхане.

Густав Опперт в своей монографии (D. Ргеsbyter Johannes in Sage u. Gesgichte u. Gesshichte 1864, 2-е испр. изд. 1870) независимо пришел к выводу d'Аvеza’а, что из титула гурхан (коркхан) по фонетическим законам образовалось иоркан, которое чрез еврейское иоханан и сирийское иуханан превратилось в иоанн. В предисловии ко второму изданию он ссылается в защиту этого превращения на авторитет знатока восточно-азиатских языков берлинского академика Шотта. В объяснение названия гурхана пресвитером Опперт указывает на распространенность несторианских миссий и на обычай несториан, вследствие громадной отдаленности церквей и редкости духовенства, посвящать во священники почти всех мужчин. W. Germann (в R. Е. v. Herzog-Hauck IX3, 314) объясняет название Иоанна пресвитером уже упомянутым смешением слов хан и кам. Теория Опперта в существенном принята Zarnke Пешелем (Gеsch. d. Еrdkunde, стр. 1.53), Гутшмидом (Кleine Schriften IІІ, стр. 609), Герцогом (см. Литературу) и русским ориенталистом В. В. Бартольдом (О христианстве в Туркестане в домонгольский период в «Записках восточного отделения Имп. Р. Археол. Общества» VIII, вып. I-II, стр. 1–32, Спб. 1893). Последний – согласно с Оппертом – возникновение слухов о пресвитере Иоанне объясняет победой гурхана Елюй-даши, вождя караки-даней над сельджукским султаном Сан-джаром в 1141 г., но в то же время допускает возможность смешения несторианами Елюй-даши с современным ему ханом кераитов, еще в 1007 г. принявших христианство. В таком случае нет нужды в оппертовом производстве слова Иоанн от гурхан: хан кераитов христианин мог носить имя Иоанна, пользовавшееся, вероятно, особенною известностью у кераитов, как имя того патриарха, при котором они приняли христианство. С другой стороны, за признание Елюй-даши и его преемников Иоанном пресвитером говорит факт покровительства, оказываемого ими христианам. Патриарх Илья ІІІ (1176–1190 г.) учредил несторианскую митрополию в столице гурханов Кашгаре, а дочь последнего гурхана, жена Кушлуки и сам Кушлук были христианами и жестоко преследовали мусульман, что́ облегчило монголам победу над ними, а потомки их, также бывшие христианами, царствовали на востоке в Тендухе над христианским народом, как об этом сообщают современники и очевидцы Иоанн Монте-Корвино и Марко-Поло. В русскую древнюю письменность легенда проникла под именем «Сказания об индейском царстве».

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle