Источник

Иоанн или Ян Непомуцкий

Иоанн или Ян Непомуцкий (Jan z Роmuka или Nepomuka в западной Чехии, в пильзенском округе), мученик и патрон королевства чешского, живший в ХIV в., но причисленный римскою церковью к лику святых только 19 марта 1729 г. при папе Бенедикте XIII. В легенде, приложенной к канонизационному акту этого «святого», говорится, что он пострадал мученической смертью 15 мая 1383 г. за нежелание открыть чешскому королю Вячеславу IV тайну исповеди его жены Иоанны, духовной дочери Непомуцкого. В знамение этого подвига «святого» и сохранился будто бы нетленным его язык, который теперь благоговейно чтится верными католиками в пражском кафедральном Свято-Витском храме. Но точная история не знает такого святого подвижника. Она знает другого И. Непомуцкого, жизнь и деятельность которого обыкновенно рассказывается в следующих общих чертах. В первый раз этот И. Непомуцкий упоминается в 1372 г., как сын Вольфлина из Помука, клирик пражской епархии, публичный королевский нотарий. После посвящения в сан священника, он исполнял обязанность алтарника при кафедральном соборе св. Вита, потом занял место приходского священника у св. Гавла в Старой части г. Праги. В 1380 г. известен, как секретарь и нотарий архиепископа Иоанна из Енштейна. В 1383 г. отправился для своих научных студий в падуанский университет, где в 1386 г. становится ректором «ультрамонтанов», т. е. народов не – итальянских, а в 1387 г. возведен в степень доктора прав. По возвращении домой, ставши каноником у св. Юлии, он снова записался в 1387 г. в пражский университет, а в 1389 г. стал генеральным викарием архиеп. Иоанна из Енштейна, в следующем же 1390 г. – каноником у св. Вита. Когда в 1393 г. король Вячеслав IV разгневался на архиепископа Иоанна, между прочим за утверждение аббата монастыря кладрубского, то гнев короля обрушился в числе других советников архиепископа и на генерального викария И. Непомуцкого, который после истязаний был брошен в Праге с моста в реку Влтаву, где утонул и откуда потом был извлечен и положен у церкви св. Вита.

Этот исторический Иоанн Непомуцкий, мученически пострадавший за оборону материальных и политических интересов духовенства, совсем не тот, который будто бы пострадал в 1383 г. за сохранение тайны исповеди королевы Иоанны, о чем рассказывает вышеупомянутая канонизационная легенда и о чем в первый раз упоминает кратко чешский хронист XVI в. Гаек, а на основании его в XVII в. подробнее иезуит Бальбин, за ним и другие пропагандисты памяти несуществовавшего собственно «святого» исповедника королевы Иоанны. Уже в XVIII в. стали высказываться сомнения в существовании этого последнего святого И. Непомуцкого, а в настоящее время один из лучших и беспристрастных чешских историков проф. В. Томек в своей «Истории города Праги» (Dejepis mesta Prahy, т. III) пишет между прочим следующее: «Ясно, что изложение (о смерти Яна из Помука) не согласуется ни с старинными, ни с новейшими писателями, которые генерального викария Яна из Помука признают святым, т. е. святым Яном Непомуцким. Не могу согласиться с этим, по той причине, что канонизация Яна Непомуцкого предназначалась папским престолом не для его особы, равно как и благоговейное настроение народа в начале прошедшего (т. е. XVIII) столетия, на что обращено было внимание при канонизации, относилось не к этому Яну из Помука, а к другому лицу». К какому же лицу относилась эта канонизация, – по этому вопросу другие ученые высказывали и высказывают более определенные предположения. Причисленный римской церковью к лику святых Иоанн Непомуцкий – лицо мифическое, а исторически известная личность генерального викария И. Непомуцкого не имела в действительности ореола святости, так что его именем подменили особенно чтимого чешским народом с XV в. констанцского мученика Иоанна Гуса. Чтобы заглушить в народе память об этом святом, столь ненавистном Риму и австрийским Габсбургам, последние общими силами возвели на пьедестал святости другого Иоанна (смешав историческое лицо генерального викария с мифическим – исповедника королевы Иоанны), к которому и отнесены были все прерогативы: чести и славы великого констанцского мученика. Иоанну Непомуку стали воздвигать многочисленные алтари, статуи и пр. во всех местах Чехии и Моравии, а в день 16 мая, мнимый день смерти мнимого святого И. Непомуцкого, тысячи богомольцев стекаются в Прагу для поклонения его статуе на Карловом мосту, «чудотворному» его языку и мощам. Так восторжествовали иезуиты над священными воспоминаниями чешского народа об И. Гусе!

И. Пальмов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle