Иоанн (Ян)
Иоанн (Ян) из Рокицан, из предместья рокицанского (в юго-зап. Чехии), просто – Рокицан, или тоже – Рокицана, один из главнейших участников или духовных вождей чешского утраквизма в гуситском движении после мученической кончины И. Гуса на констанцском костре, известный в частности своими униональными стремлениями к православному востоку. Магистр И. Рокицана родился ок. 1397 г., в 1415 г. получил в пражском университете степень бакалавра и в 1430 г. сделался магистром свободных искусств. Выступив на общественное поприще в самый почти начальный момент гусатокого движения, он примкнул к партии маг. Иакова или Якубка Стржибрского (см. выше «Иаков из Стржибра»). Более широкую, выдающуюся роль в дальнейшем ходе гуситского движения Рокицана стал играть с тех пор, когда под его влиянием в 1424 г. вождь воинственных гуситов, знаменитый полководец Иоанн (Ян) Жижка примирился с пражанами и пощадил от разрушения г. Прагу. В 1425 г. Рокицана становится проповедником и священником при церкви Тынской Божией Матери в Праге, где защищал не только «чашу» для мирян, но и вообще другие главнейшие положения более строгого утраквизма вопреки умеренной партии утраквистов Пржибрамовой партии. Вместе с Якубком и другими единомышленниками Рокицана своими действиями парализовал униональные стремления Пржибрамовой партии к соединению с Римом при политическом участии князя Сигизмунда Корибута. В 1428 г. Рокицане поручено было управление духовными делами в Старой части г. Праги, а в 1429 г. он стал генеральным викарием у архиепископа Конрада. Теперь общественно-церковная роль его стала еще заметнее. Противодействуя стремлениям умеренных утраквистов Пржибрамовой партии к сближению с Римом, он, однако, не допускал крайностей радикальных таборитов. Наоборот, с 30-х годов XV стол. он энергичнее выступал против таборитов, в догматических вопросах разделяя точку зрения умеренных утраквистов. Это сказалось уже в переговорах чехов-гуситов с легатами базельского собора, когда Рокицана, защищая «чашу» и другие главнейшие положения утраквизма, содействовал заключению т. н. компактатов (в I главе 5 июня 1436 г.), утвержденных затем в Базеле на соборе и ставших известными под именем базельских компактатов. Это знаменитые четыре члена гуситских требований для примирения с рим.-католической церковью: допущение для мирян «чаши», свобода проповеди для священников, лишение духовенства мирской власти над богатствами и искоренение всех смертных грехов в королевстве чешском. После неискреннего примирения чехов с базельским собором на этих условиях, Рокицана был избран (21 окт. 1435 г.), но никогда не был утвержден Римом, в должность пражского архиепископа. Мало того, вследствие нарушения королем Сигизмундом компактатов, Рокицана вынужден был бежать из Праги, будучи лишен даже своего тынского прихода, и находился в этом изгнании из Праги с 1437 по 1448 г. В этот промежуток Рокицана все-таки не переставал действовать вне Праги под покровительством и в общении с своими единомышленниками (напр., в чалавском округе, где он был избран в высшие управители местного духовенства утраквистской партии), продолжая в то же время борьбу против крайностей таборитизма (напр., на кутногорском сейме 1443 г., где было отвергнуто учение таборитов, а на сейме 1444 г. принято было учение Рокицаны и осуждена была снова доктрина таборитов).
Но со времени вступления в Прагу в 1448 г. (2 сент.) Юрия Подебрада, который, будучи сначала правителем, избран был в короли в 1458 г. после смерти предшественника – короля Ладислава, Рокицана достиг еще большего авторитета и силы. Не получая утверждения в звании архиепископском, он, все-таки, действовал в согласии с королем Юрием, как энергичный защитник утраквизма и против р.-католиков, и против чешских братьев. Мало того, в 1452 г. он принимал участие и в сношениях чехов-гуситов с православною восточною церковию. Но вследствие падения Константинополя в 1453 г. сношения эти прекратились, и таким образом чешская утраквистская церковь, руководимая в то время гл. обр. Рокицаной, вынуждена была в одиночестве вести борьбу со своими врагами. Во время неустанной борьбы с внутренними противниками Рокицана скончался 22 февраля 1471 г. и погребен в пражской тынской церкви, откуда потом смертные останки его были выброшены врагами и сожжены. Кроме энергичной защиты утраквизма на поле практической деятельности, Рокицана немало подвизался и на поприще литературной полемики. От него осталось немало сочинений – проповедей (постиллы), речей и богословских трактатов на латинском и чешском языках в защиту «чаши» и других главнейших положений утраквизма, в защиту трансубстанциации и иных догматических вопросов против протестантствующего направления крайних гуситских партий. Но, соглашаясь с римско-католической церковью в догматических вопросах, он все-таки расходился с нею в учении о причащении под обоими видами и в стремлении преобразовать церковь по образцу первобытной апостольской церкви согласно с требованиями нравственной евангельской морали: нравственно-практическое направление его реформаторской деятельности ясно сказалось не только в его практической деятельности, но и в его литературных произведениях. Эти сочинения, довольно многочисленные, далеко еще не приведены в известность. Но известные перечислены, напр., в соч. проф. И. С. Пальмова: 1) Гуситское движение: вопрос о чаше в гуситском движении (Спб. 1881); 2) Чешские братья в своих конфессиях до начала сближения их с протестантами в конце первой четверти ХVІ столетия (Прага 1904), где указаны и исследования о Рокицане в научной исторической литературе, напр., новейших чешских ученых – Иречка, Палацкого, Томка и др. (см. полные заглавия этих авторов выше, напр., под словом Иаков Стржибрский в «Энц.» VI, 140 – 143).
И. Пальмов