Казимир I
Казимир I – «Восстановитель«, называемый еще иногда »монахом», »миролюбивым«, король польский из династии Пястов, сын Мечислава (Мешка) ІІ-го и второй жены его Риксы (Рихезы), дочери пфальцграфа рейнского Эзона и Матильды, дочери Оттона II. Точных данных о времени рождения его, равно и о воспитании история не сохранила. Большинство историков, следуя Длугошу, полагают, что он родился 21 июля 1016 г., а воспитание первоначальное получил под руководством монахов и был богословски образован. После смерти отца своего Мечислава II († 15 марта 1034 г.) Казимир остался несовершеннолетним, и именем его управляла Польшей Рикса, стремившаяся обуздать произвол магнатов и разнузданность черни, открыто бунтовавшей при Мечиславе II. Разумеется, Рикса встретила неудовольствие со стороны магнатов и черни. Скоро это неудовольствие перешло в положительную ненависть со стороны всего народа. Риксу поляки ненавидели уже прежде всего потому, что она была немкой по происхождению и еще при муже оказывала большое внимание своим соотечественникам, а сделавшись правительницей, она вела себя гордо и недоступно в отношении к полякам, прямо покровительствуя немцам, раздавая им высшие должности и потворствуя произволу своих любимцев. Ненависть народная перешла в открытое восстание. Внешним поводом к восстанию послужил сбор «дани к праздниках для королевского стола», введенной при Мечиславе II и ложившейся тяжелым ярмом на всех граждан.
Рикса, устрашенная грозящей опасностью, предварительно выслав в Германию короны, драгоценности и казну, переодевшись в чужое платье, убежала (1036 г.) с несколькими приближенными в Саксонию к родственнику Конраду II, а потом поселилась навсегда в Брюнвиллерском монастыре. По удалении Риксы правление досталось Казимиру, но через год он сам должен был бежать из Полыни, где тогда наступила полная анархия. В стране началась борьба между магнатами, стремившимися провозгласить себя князьями отдельных земель («дельниц»), между высшими классами и чернью, между восточным обрядом и римским и между христианством вообще и язычеством, снова ожившим в народе. Смутой в Польше воспользовался чешский король Бретислав, напавший прежде всего на Силезию (1037 г.), потом на Краков и Гнезно, откуда вывез мощи св. Войтеха и Гау(в)денция и 100 возов различного богатства, в числе коих и был золотой крест и 3 золотых таблицы, увезенные Болеславом Храбрым из Киева и подаренные в Гнезно костелу. «По удалении чехов Польша сделалась пустыней, а в костелах Войтеха и ап. Петра поселились дикие лесные звери». Казимир, после оставления Польши, сперва жил в Венгрии у короля Стефана – «друга поляков», от которого надеялся получить вооруженную помощь для подавления беспорядков в отечестве и для водворения на престоле. Но надежды К. обманули: Стефан, по требованию Бретислава, задержал его в Венгрии. Только после смерти Стефана (18 авг. 1038 г.), преемник его Петр позволил К. ехать, куда угодно, дав для защиты ему 100 рыцарей.
К. поспешил удалиться в Германию, где надеялся получить помощь от своей знатной родни. Но и на этот раз надежды К. не сбылись: от Конрада II ему не удалось получить помощь. Равнодушие Конрада заставило, – по сказанию одних польских историков, – К. стяжать себе славу мужественного рыцаря в войсках германских. По сказаниям же других – он под влиянием советов матери своей Риксы, набожной женщины, поступил в бенедиктинский монастырь в Клюньи (Франция) в 1038 г. Легендарные сказания, пренебрегая хронологией, утверждают, что К. в этом монастыре пробыл 7 лет и был посвящен в сан диакона, Желая же обставить более авторитетно и торжественно посвящение в монахи К., эти сказания прибавляют, что К. ездил за советом относительно поступления в монашество в Италию к св. Ромуальду и подарил будто бы ему белого коня, а тот, согласившись на пострижение К., дал ему монашескую одежду. Впоследствии папа Бенедикт IX не соглашался отпустить К. снова в Польшу на престол и снять с него монашеский постриг и диаконский сан, несмотря на ходатайство польского посольства, и уступил настойчивым просьбам под следующими условиями: 1) чтобы Польша вся поголовно платила «дань св. Петру» на освящение и постройку собора в количестве «динария», – 2) повелел, по обычаю монашества, К. и всем полякам стричь волосы на голове, – 3) чтобы К. по праздникам носил «белую повязку, с левого плеча простирающуюся до правого бока», наподобие диаконского ораря. Цель ношения повязки – всегдашнее напоминание К. об его бывшем монашестве.
До конца XVIII в. польские историки беспрекословно верили этим легендам и обычно в своих трудах К. называли «монахом». На самом же деле возвращение К. в Польшу произошло гораздо проще. Когда вся тяжесть бедствий, порожденных анархией, обнаружилась во всей наготе и пала на страну, тогда более здравомыслящие граждане, духовенство и рыцарство начали объединяться, стали собирать под свои знамена сбитое с толку население и для водворения порядка в стране путем законной власти обратили свой взор на К., жившего, как известно, у матери, и пригласили его к себе. В это время и в самой Германии обстоятельства сложились более благоприятно для К.: Конрад II умер († 4 июня 1039 г.); правление досталось Генриху III, который начал войну с Бретиславом чешским, а Казимиру дал 600 немецких рыцарей, к которым еще присоединились дружины от родственников по матери и польские эмигранты из Германии, для возвращения на родину. С этим отрядом К. и двинулся к границам Польши в 1040 г. По словам «хроники» Мартина Вельского, народ с восторгом и радостью встретил короля и приветствовал словами: «а витай же (здравствуй), витай наш милы господыне]» На самом же деле К. пришлось действовать силою оружия с первых шагов при вступлении в отечество. Все партии, боровшиеся между собою, опасаясь мести возвратившегося короля, соединились вместе для общей защиты. И первый пограничный город в Польше К. взял с боя.
Счастье благоприятствовало К. Энергией в военных действиях, строгостью кар над виновными, хотя не без разумной милости, он поколебал сопротивление самозванных князей, так что к концу 1040 г. вновь объединил всю Польшу под своей властию, исключая Мазовии и части страны, захваченной Бретиславом. В том же году К. коронован в Гнезно архиепископом Стефаном, а 1043 г. (по Нестору, а польск. писат. 1041 г.) женился на сестре Ярослава Великого Марии-Доброгневе, значительным приданым за которой усилил финансы польские, и неоднократно в силу родства получал военное подкрепление от русских. Так это было в войне К. с Мечславом (Маславом, Моиславом – по Нестору), князем мазовецким, который оказывал особо упорное сопротивление К. Маслав, будучи простого рода, возвысился до «чесника» (виночерпий) при Мешке II и, воспользовавшись смутами, объявил себя независимым князем Мазовии, приняв к себе всех мятежников польских и заручившись поддержкой поморян, прусаков и ятвегов. К. в 1042 г. предложил Маславу подчиниться ему; когда приглашение оказалось безуспешным, К. пошел против Маслава с оружием. Целых шесть лет продолжалась эта борьба, когда, наконец, К. с помощью русских и немцев, недалеко от Плоцка, разбил в кровавой битве Маслава, и присоединил Мазовию к Польше (1047 г.). Поражение Маслава содействовало окончательному успокоению Польши, и К. обратил все свое внимание на благоустроение страны, тщательно избегая всяких столкновений с соседями и умиротворяя всякие осложнения с ними, за что и называется часто «миролюбивым». С 1047 г. до кончины К. († 11 ноябр. 1058 г.) польские войска только раз помогали Генриху III в походе против венгров (1051 г.).
Усмирив силой оружия внешних и внутренних врагов, К. всю деятельность свою направлял на заживление тяжелых ран, нанесенных стране тяжкими смутами, и на приведение в порядок и спокойствие в ней. Прежде всего, К. мудрыми систематическими мерами подавил сепаратизм отдельных племен, входящих в состав Польши; и с ограничением племенных традиций, естественно, пала сама собою политическая роль представителей этих племен и княжеских родов. Потеряв возможность выступать в качестве защитников прежних порядков и представителей отдельных племен, княжеские роды теперь замыкаются в сфере собственных интересов и, мирясь окончательно с новым порядком вещей, образуют собой особый класс – «шляхту», или «можновладство», сеть которого впоследствии столь широко раскинулась по всей Польше. Язычество, ознаменовавшее свое оживление разбоями и грабительством святынь и городов, К. совершенно подавил силою физическою сначала, а для укрепления христианства: 1) перенес епископскую кафедру из Бычины во Братиславль, 2) добился согласия папы на «учреждение в Кракове архиепископской кафедры на вечные времена», 3) в 1045 г. посетил Польшу папский нунций с засвидетельствованием радости и удовольствия папы Бенедикта IX по поводу наступившего покоя в Польше и с просьбой о денежной помощи. Казимир исполнил просьбу и, собрав по грошу со всего государства, послал папе; с этих пор «подати св. Петра» выполняются поляками фактически.
Для просвещения страны К. особо усердно собирал бенедиктинских монахов, которые устраивали школы для тогдашней молодежи – духовной и светской. Центром просвещения служил Тынецкий монастырь, куда выписал из Франции К. аббата с 12 монахами, «отлично знавшими математику, астрономию, арифметику, геометрию, музыку, латинский, греческий, еврейский, арабский и другие языки.» Поэтому К. называют «творцом и основателем просвещения» в Польше. Вновь установленные административные власти и должности следили за исполнением правительственных распоряжений, за общественной безопасностью и исполнением судебных приговоров. Для благоукрашения своего отечества К. отстраивал разрушенные города, селения, замки, храмы и монастыри. Таким обр., К. почти за 18-летнее свое правление «воздвигнул все, что рушилось среди потрясений, и ниспровергнул все, что в смутную эпоху дерзнуло возвысить свою голову», почему и носит название «Реставратора или Восстановителя» в истории Польши. По виду К. был высокого роста, плотный, красивый мужчина, статный, с густыми волосами и длинною бородой, с глубокомысленным взором и величественной осанкой. Пред смертью он болел месяц только, оставил после себя двух сыновей: Болеслава и Владислава-Германа, еще дочь – Святославу. Два младшие сына: Оттон и Мечислав умерли в молодых годах. Престол унаследовал Болеслав под именем «Второго».
Подводя итог правлению К., должно сказать, что он, всей душой преданный римскому католицизму, во все время своего царствования был усерднейшим его почитателем и покровителем. Во время правления К. Польша постепенно наполнилась католическими монахами, которые, – помимо благочестивых подвигов и просвещения, – усилили в стране пропаганду в пользу Рима. Такие обстоятельства сделали тягостным положение исповедающих православие, семена которого были занесены в Польшу еще при Земовите и усилились при Мечиславе I до положения господствующего исповедания, подвергшегося сильному давлению при Болеславе Храбром и вновь ожившего со смертью Мечислава II. Угнетение гражданское, неизбежное после анархических смут, сопровождалось и угнетением религиозным: магнаты в союзе с латинским духовенством начали преследовать и всецело подавили носителей грекославянского обряда. О последнем со времени К. уже почти не встречается сведений; христианство в Польше господствует в форме латинства, и самая история польской церкви рассматривается уже с этой точки зрения. Казимир I упрочил в своей стране христианство в форме папизма и по справедливости заслужил у польских писателей наименование «самого ревностного монарха, поборника, защитника и оберегателя польской римско-католической церкви.»
Ф. Кораллов