Источник

Казань в религиозно-церковном отношении

Казань в религиозно-церковном отношении

I. Название города, основание его и образование Казанского царства. – Название «Казань» татарское – от слова «казан»: котел – котловина, в которой находятся важные части нынешней Казани, расположенной при устье р. Казанки, обильной омутами и котловинами. По реке получила свое название «Старая Казань» (татар. ,,Иски-Казань»), находившаяся в 45 вер. к сев.-вост. вверх по р. Казанке или Казани, вблизи нынешней дер. Князь-Камаевой. От Старой Казани сохранились только ров и высокий вал (земляные укрепления). По другому мнению (Рычков, ориенталист В. В. Радлов, проф. Н. П. Загоскин) Казань получила свое название от основателя старого города Казани: ордынск. хана «Туда-Мену» или «Казан-Хана», занимавшего престол с 1282 – 1288 г. Самое имя «казанец» в русск., летописях встречается еще в 1162 г.

Возникновение Старой Казани стоит в связи с разгромом волжско-камского царства болгар тюркской национальности, исповедовавших мусульманство. Несмотря на то, что Болгарское царство существовало несколько веков и вело обширную торговлю с христианским востоком и древней Русью, оно оставалось мусульманским 15. Горячим проповедником христианства среди волжских болгар явился их единоплеменник крещеный купец Авраамий, четвертованный (1223 г.) соотечественниками за свою проповедь. В 1230 г. его прах из Болгар перенесен на Русь во Владимир. Памятниками столицы Болгарского царства г. Болгары (ныне село Успенское-Болгары, спасск. у. казан. губ.), в 100 вер. от Казани, вниз по Волге, остаются немногие каменные здания (большой минарет, судная или черная палата, греческая палата, каменные погреба, остатки стен и некот. др.).

Монголо-татары-шаманисты, победившие болгар, скоро от побежденных приняли ислам и стали распространять его среди северных и сев.-восточн. финских языческих племен – вотяков и черемис, давно входивших в соприкосновение с болгарами. Так. обр. подготовилась почва для того этнологического элемента, который лег в. основание вновь образовавшегося мусульманского казанского царства, первой столицей которого явилась старая болгаро-татарская Казань, основанная около 1288 г. Находясь в глуши, она не могла возвыситься над приволжскими болгарами, скоро оправившимися после разрушения Батыем, и просуществовала только 104 года, уступив место новой нынешней, также мусульманской, Казани, возникшей в конце ХIV в. Предания связывают основание Новой Казани с разгромом болгаро-татарского царства Тамерланом (1391 г.), когда погиб царь Абдуллах, а спасшиеся его два сына увезены в Старую Казань, куда началось переселение из вновь разгромленных Болгар. Там зародилось собственно Казанское царство. В 1399 г. зародившееся было Казанское царство с Старой и Новой Казанью и совершенно обессиленное Болгарское царство подверглись новому разгрому московской рати при Василии Димитриевиче. Старая Казань окончательно погибла, а Новая почти запустела на 40 лет. С воцарением в Новой Казани золото-ордынского изгнанника Улу-Махмета в 1437 г., наконец, устраивается сильное Казанское царство: Новая Казань процветает, мусульманство усиливается и более ста лет ведется упорная борьба мусульманского царства с московским государством, кончившаяся покорением Казани при Иоанне Васильевиче Грозном, в 1552 г. октября 2 дня.

II. Русская и христианская Казань. Первые ее храмы и монастыри. – С 1552 г. Казань сделалась не только русским, но и христианским городом. В день покорения Казани на месте служения первого благодарственного молебна поставлена обыденная церковь во имя Нерукотворенного Спаса, изображение которого было на царском знамени, ныне военная, вошедшая в кремлевские стены (см. рис. 1). Внутреннее убранство церкви состоит из различных принадлежностей военной арматуры. При церкви имеется часовня, в которой хранится образ Нерукотворенного Спаса, точно списанный на дерево с изображения на казанском знамени Иоанна IV 16. Вторая обыденная, ныне каменная, церковь во имя Киприана и Устиньи, память которых празднуется в день взятия Казани; 4 октября положено основание кафедральному Благовещенскому собору на месте разломанной мечети; крест на месте соборного престола поставлен самим царем. В 1562 г. собор перестроен в каменный (см. рис. 2). На месте последней царской стоянки «на русском кладбище» основан первый Казанский Успенский м-рь; в 1559 г. он размыт весенней водой и перенесен на вершину Зилантовой горы, где по преданию водились змеи – зиланты (казанский герб); по горе самый монастырь стал именоваться Зилантовым. На прежнем месте м-ря поставлена часовня, а в 1823 г. вместо нее памятник над братской могилой воинов, павших при взятии Казани (см. рис. 3). В памятнике устроен храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя. Сюда бывает крестный ход 2 окт. из Зилантова м-ря и совершается заупокойная литургия. Наконец, сам царь указал место для нынешнего Спасо-Преображенского м-ря, ос-нов. в 1556 г. Чрез 15 лет после присоединения Казанского царства к русской державе и Церкви в Казани было уже более 20 храмов, в том числе во имя Сергия Чудотворца у Тюменских ворот и теплая ц. во имя живоначальной Троицы или Троице-Сергиевский м-рь, приписанный к Московск. Тр.-Серг. м-рю и упраздненный в нач. ХVІІІ в., когда в Казани насчитывалось уже 40 церквей.

Рис. 1. 1. Памятник Императору Александру II-му. 2. Спасо-Преображенский монастырь. 3. Спасская башня и военная церковь с часовней Нерукотворенного Образа. 4. Кремлевская главные ворота.

Рис. 2. Кафедральный собор.

Рис. 3. Памятник по воинам, убиенным при взятии Казани в 1552 г., с храмом во имя Спаса Нерукотворенного.

Рис.4. Иоанно-Предтеченский монастырь.

Рис. 5. Вид Казанского Богоридицкого девичьего монастыря

Рис. 6. Кремль: 1. Губернаторский дом. 2. Церковь при губернаторском доме. 3. Башня Сумбекки. 4. Благовещенский собор. 5. Архиерейский дом.

В конце XVI в. основаны еще два муж. казанские м-ря Иоанно-Предтеченский (см. рис. 4), некогда приписной к архиер. дому, ныне заштатный, в устройстве которого принимал живейшее участие св. Герман, и Феодоровский «на Старом городище». Основание последнего (между 1595 – 1607 г.) связывают с именем царевича Феодора, сына Бориса Годунова. В 1900 г. м-рь преобразован в женский. Древнейшим женским монастырем в Казани остается первоклассный Богородицкий м-рь, основанный в 1579 г. по случаю обретения в том году 8 июля иконы Божией Матери, именуемой Казанскою (см. рис. 5). До половины XVIII ст. в Казани существовал еще Николаевский женск. м-рь, при Николо-Ляпуновской ц. В конце ХVІІ в. основан в 2 1/2 вер. к сев.-зап. от Казани Кизический м-рь, где в настоящее время пребывает второй казанский викарий, епископ чебоксарский. Ныне в г. Казани и ближайших ее окрестностях имеется пять мужских монастырей, включая в то число Воскресенский (Новый Иерусалим) при загородном архиер. доме, основанный в полов. ХVІІ в., и два женских. Соборных, приходских и домовых (бесприходных) храмов ныне 60, в том числе два единоверческих – во имя четырех Евангелистов и св. Николая. Четырех-Евангелистовская ц. передана единоверцам самим Императором Павлом Петровичем в бытность его в Казани в 1798 году. Часовен в Казани 6.

III. Церковное устройство Казани и открытие архиерейской кафедры. – Русское гражданское устройство покоренная Казань получила тотчас: в 1552 г. сам Грозный оставил в ней наместником кн. Горбатого-Шуйского с товарищем кн. Серебряным. После них, до учреждения губернии в 1708 г., назначались воеводы с товарищами, а затем губернаторы. Для управления делами Казани были выстроены «государева светлица», «дьячья изба», введены судебные учреждения и т. п. В церковном отношении Казань сначала управлялась из Москвы. Местное церковное управление Казани и всего Казанского края введено в 1555 г. вместе с учреждением архиерейской кафедры в Казани. Первым архиепископом в Казань назначен Гурий, игумен тверского Селижарова м-ря. Ему была дана особая «наказная память», которою определялись задачи служения самого Гурия и его преемников по кафедре не только в качестве церковных деятелей и просветителей-миссионеров, но и государственных сановников. Св. Гурию поручалось наблюдение даже за самим наместником и охранение казанского кремля, особенно в ночное время (см. рис. 6). В качестве кафедрального города, Казань была поставлена на третьем месте после Москвы и Новгорода и сохраняла такое высокое положение в продолжение XVI-XVIII вв. После учреждения кафедры, Казань около полустолетия являлась церковно-административным центром для среднего и нижнего Поволжья до Каспия и части Прикамья с Приуральем, пока в 1602 г. не была открыта особая кафедра в Астрахани.

IV. Церковно-миссионерское и просветительное значение Казани. – Сделавшись русским и кафедральным городом, Казань оставалась в значительной мере населенной татарами-мусульманами и окруженной инородческими иноверными племенами, – кроме татар, – язычниками черемисами, вотяками, чувашами и др. Все понимали, что внешнего покорения казанских инородцев недостаточно для прикрепления их к России; необходимо было внутреннее покорение или просвещение их светом христианства. Эта высокая задача всецело возлагалась на казанскую иерархию и была главной мыслью «наказной памяти» св. Гурию, от которого требовалось ласково обходиться с иноверцами, заступаться за них, тихо убеждать их к принятию христианства и крестить только добровольно желающих и убежденных. Со времени дарования такого наказа св. Гурию, Казань делается просветительно-миссионерским центром всей восточной и юго-восточной русской окраины. Признавая, что лучшим средством для просвещения и утверждения в христианстве могут служить школы, св. Гурий устраивает их в трех монастырях: Зилантовом, Спасо-Преображенском и Свияжском-Богородицком. В этих школах, как полагают, обучались дети новокрещенных татар, черемис, чуваш и вотяков.

Св. Гурий 8 1/2 лет стоял во главе христианского просвещения в Казани и положил твердое начало казанской миссии. Ближайшими сотрудниками его были прибывшие вместе с ним в Казань архимандриты Спасо-Преображ. м-ря Варсонофий и Свияжского – Герман. Варсонофий, зная татарский язык и обычаи, обладая искусством врачевания, особенно много потрудился для распространения христианства среди татар-мусульман. Устроенный им Спасо-Преображенский м-рь был центром религиозной жизни бывшей мусульманской столицы. В 1564 г. перенес в Казань свою миссионерскую деятельность св. Герман – основатель Свияжского м-ря, где в XVIII в. сосредоточивалось управление новокрещенскими делами (новокрещенская контора); он, по смерти Гурия († 4 дек. 1563 г.), назначен на казанскую кафедру. Казанская архиерейская школа (1706 – 1707 г.) и непрерывно существующая с 1723 г. Семинария также отчасти служили миссионерским целям. Эта цель, между прочим, имелась в виду и при учреждении новой казан. Дух. Академии (1842 г.), в которой в 1845 г. открыты кафедры монголо-калмыцкого языка и турецко-татарского с арабским; в 1854 г. в ней были открыты три специальные отделения: против ислама, против буддизма и против язычества (чуваши, черемисы и др.); к сожалению, последнее чрез год было закрыто.

Новейшим учреждением для утверждения и распространения христианского просвещения среди инородцев является в Казани «Братство св. Гурия», основанное 4-го окт. 1867 г., с особым противо-раскольническим и противосектантским отделением. Призванное продолжать деятельность св. Гурия, оно взяло на себя высокие задачи и наметило широкие цели и, главным образом, занялось устройством школ среди инородцев и иноверцев, приняв под свое покровительство казанскую центральную крещено-татарскую школу для мальчиков и девочек, основанную в 1864 г. по частной инициативе и при неусыпных трудах Н. И. Ильминского, главного деятеля самого Братства. Н. И-чу много помогал свящ. В. Т. Тимофеев, крещеный татарин из крестьян, до самой смерти († 2 дек. 1895 г.) стоявший во главе школы с ее основания. Чрез семь лет в школе насчитывалось более 100 учеников. Эта школа с мужским и женским отделением была рассадником многих сельских инородческих школ. С 1902 г. она преобразована в школу с четверехгодичным курсом: в мужск. отделении четыре класса, в женском два с двухгодичными курсами. Окончившие в ней курс – мальчики поступают в учителя в братские школы, а затем даже во священники, пройдя предварительно должности псаломщиков или дьяконов; девочки идут в учительницы. В школе обращается особенное внимание на изучение русского языка; число учащихся на обоих отделениях ныне доходит до 200 чел. Самая школа помещается в собственном доме на Арском поле, недалеко от Академии. Всех братских инородческих школ, находящихся в ведении «Братства св. Гурия», со включением центр. крещ.– тат. школы, чувашской двухклассной Ишаковской и черемисской Уньжинской, ныне 155, из них крещ. татарск. 66, чувашских – 51, черемисских – 20, вотяцких – 17, мордовских одна. Ныне по какому-то недоразумению крещ.-тат. школа изъята из ведения Братства св. Гурия и вместе с инородческой Семинарией находится в ведении Мин. Нар. Просвещения.

Из центр. крещ.-тат. школы и двух- классных Ишаковской и Уньженской школ выходят кандидаты, глав. обр., в учителя братских, частью цер.-приход. школ в инородческих селах (о задачах и деятельности Братства см. «Казанская епархия» – отд. «Миссия»). Специальным учебным заведением для подготовки учителей в начальные народные инородческие школы всего Казанского Учебного Округа служит инородческая Учительская Семинария, учрежденная в 1872 г. 26 окт. В деле устройства Семинарии и выработки направления в преподавании и задач особенно много потрудился тот же миссионер, педагог и первый директор ее Н. И. Ильминский. Семинария стоит на берегу озера Кабана на том самом месте (в Старотатарск. слободе), где еще еписк. Лукой Конашевичем в 1742 г. была построена соединенная инородческая школа, просуществовавшая до 1800 г. с церковью во имя тех же святых Захарии и Елизаветы, во имя которых построена и нынешняя семинарская церковь. При директоре Н. И. Ильминском († 1891 г.) в семинарии преобладало церковно-просветительное направление в интересах миссии. Число оканчивающих курс в семинарии с каждым годом увеличивается: в 1875 г. в ней окончило курс 18 русских и 4 инородца. в 1904 г. 18 рус. и 29 инородцев.

В 1889 г. при казанской Дух. Академии открыты всероссийские Миссионерские Курсы; до 1898 г. они помещались в здании Академии, а затем переведены в Спасо-Преображенский м-рь, где с 1875 г. существовал, так называемый, миссионерский институт с приютом, закрытый в 1893 г. Ныне Курсы составляют самостоятельное учебное заведение с двухгодичными курсами с особым уставом, утвержденным 24 дек. 1898 г., и штатами начальствующих и учащих, утвержденными 26 марта 1901 года; по правам учащиеся сравнены с семинаристами. Курсы поставлены в близкое отношение к Академии, где издавна существуют два миссионерских отделения татарское и монгольское. Ректор Академии по уставу председатель Педагогического Совета Курсов и ближайший начальник их (§§ 20–21).

Наблюдателем курсов является архимандрит Спасо-Преображенского монастыря, ныне Андрей (князь Ухтомский), его помощник архимандрит (Варсонофий); преподавателями состоят все профессора и преподаватели миссионерских отделений Духовной Академии.

Цель учреждения Миссионерских Курсов в Казани – приготовить священно-церковнослужителей для инородческих приходов Поволжья и отчасти Сибири. Этой цели соответствуют и предметы, изучаемые на Курсах, причем одни из предметов общеобязательны, другие изучаются по группам или отделениям, которых три: татарское, монгольское и с 1903–1904 учеб. года чувашское. Общеобязательные предметы: Свящ. Писание, Богословская Энциклопедия, Практическое Богословие, Церковная история и Литургика. Специальные миссионерские предметы татарского отдела: 1) история и обличение магометанства, 2) этнография татар, киргиз, башкир, черемис, вотяков и мордвы; 3) история распространения христианства между означенными инородческими племенами, 4) арабский и татарский языки; монгольского отдела: 1) история и обличение ламайства; 2) этнография монголов, бурят, калмыков, остяков, самоедов, якутов, чукчей, тунгузов, манчжур, корейцев, гольдов, гиляков, калош, коряков и др. 3) история распространения христианства между означенными племенами, 4) монгольский язык с его наречиями – бурятским и калмыцким; чувашского отдела: 1) чувашский язык, 2) история христианства среди чуваш; 3) этнография чуваш и 4) обличение языческих и мусульманских заблуждений чуваш. Племенной состав курсов в 1904 – 1905 учеб. годах был следующий: на татарском, главн. образ., русские и только частью инородцы: 2 татарина, 1 черемисин и 3 вотяка, на монгольском исключительно русские, на чувашском 5 русских и 8 чуваш. По образовательному цензу большинство курсистов с образованием учительских семинарий и школ (23 чел.), меньшинство с образованием первых 3-х классов духовн. семинарий, учительских институтов, духовных и городских училищ и казанской крещено-татарской школы.

V. Духовно-учебные мужские и женские заведения Казани. Кроме Дух. Академии (см. «Каз. Д. Академия») в Казани существуют Дух. Семинария, муж. дух. училище, женское училище духовного ведомства и женское епархиальное училище. Дух. Семинария, преобразована из архиерейской славяно-латинской школы, основанной в 1723 г. 19 марта при 52 учениках; в 1724 г. в нее поступило 14 инородцев, 25 священ. – служител. детей, в 1726 г. 10 инород., 70 свящ. – сл. детей. Школа помещалась в домовом Феодоровском м-ре. В 1733 г. она получила новых преподавателей из киевской Академии, в том числе Василия Пуцек-Григоровича (впоследствии архиеписк. казанск. Вениамин). С этого времени считают начало устройства настоящей семинарии по правилам Регламента и семинария переведена в Зилантов м-рь. При Луке Конашевиче в 1740–1741 г. для семинарии построено отдельное здание, где она остается поныне (на Воскресенской улице, недалеко от Петропавловской цер., замечательной по своей архитектуре). (См. рис. 7). Лука Конашевич своею «щедротою и рачением» довел семинарию до такого состояния, что она не уступала киевской и московской. Счастливым временем для семинарии было также управление архиеп. Вениамина (1762–1782), увеличившего семинарские средства и библиотеку. В конце ХVІІІ в. каз. семинария находилась в цветущем состоянии и число ее учеников доходили до 500 чел., при архиепис. Амвросии в 1797 г. она возведена на степень Академии, в которую должны были присылаться из других семинарий лучшие ученики для усовершенствования в высших науках. В 1800 г. в ней впервые открыта кафедра татарского языка. Чрез 18 лет она опять преобразована в семинарию и подчинена московской Дух. Академии. Из казан. семинарии вышло немало лиц, известных в истории русской науки, напр. известный проповедник времени Елизаветы Петровны Гедеон Криновский, известный синолог Иакинф Бичурин, филолог Билярский, профессор С.-Петерб. Акад. – Вениамин (Василий) Весновский, Иван Дьяконов, Петр Вигилянский и др. Ныне в семинарии обучается до 350 челов.

Рис. 7. Церковь во имя свв. Апп. Петра и Павла

Муж. Дух. училище открыто и преобразовано по новому плану в 1818 г.; оно помещалось в корпусе семинарии, будучи тесно слито с семинарией по управлению, хозяйству и житью-бытью. В 1831 г. для училища приобретено собственное помещение на Покровской ул., дом г-жи Геркен, за 55,000 руб. После страшного пожара 1842 г. 24 авг., когда семинария сгорела, в училищное здание переведены семинаристы, а училищные ученики размещены были по другим епархиальным училищам (свияжское, чебоксарское, чистопольское). Ректор и учителя училища уволены в епархиальное ведомство. Так. обр., училище временно прикрыто. В 1854 г. свияжское училище переведено в Казань и стало именоваться Казанским, скитаясь по наемным квартирам, пока в 1870 г. снова не вступило в давно принадлежавшее ему здание, после перевода семинарии в свое здание на Воскресенской ул.; в 1875 г. в училище на средства купца П. В. Щетинкина построена церковь, освященная 17 дек. 1875 г. Ныне училищное здание значительно расширено; в училище обучается более 200 чел. Кроме смотрителя и его помощника, в училище семь преподавателей, три надзирателя, почетный блюститель, врач и эконом.

Два других мужских дух; училища находятся в уездных городах Чебоксарах и Чистополе.

Чебоксарское училище открыто 17 ноября 1818 г. в домах, принадлежащих Благовещенской церкви, пожертвованных училищу в 1816 г. Училищное здание было тесно, так что архив и библиотека хранились в придельном храме Благовещенской церкви. В 1820 г. здание ремонтировано, но к началу сороковых годов слишком обветшало. В 1848 г. на средства духовно-училищного капитала (16033 р. 11 коп.) построено новое училищное здание, каменное, а прежние дома возвращены Благовещенской церкви. В 1887 году устроено новое здание общежития, стоившее 3600 руб. 38 коп. Ныне в училище кроме смотрителя и помощника, семь преподавателей, 4 надзирателя, врач, эконом, почетный блюститель; учеников в 1904 г. было 152 челов. Попечительство открыто 30 апреля 1904 года.

Чистопольское училище учреждено в 1829 году, по ходатайству архиепископа казанского Филарета, в доме, купленном у купца Мешкичева; открыто 8 сент. 1829 года; для инспектора и трех учителей тогда же построен особый флигель на каменном фундаменте. В 1858 году здания училища ревизором найдены весьма ветхими. В конце 1860-х годов построено новое каменное здание училища. Кроме смотрителя и помощника в училище 6 преподавателей, 2 надзирателя, врач и эконом; учеников в 1904 году было 205 чел. Попечительство при училищной церкви открыто 22-го сентября 1897 г.

Женское училище Духовн. Ведомства в Казани учреждено по образцу Царскосельского общим указом Имп. Николая I от 10 июня 1852 г. для дочерей священнослужителей трех епархий: казанской, вятской и пермской. Первой начальницей была назначена еще с 26 мая 1852 г. вдова статск. совет. Софья Ив. Чеславская, а благочинным проф. богословия каз. Унив. прот. А. П. Владимирский. Самое открытие училища состоялось 22 июля 1853 г. при 15 ученицах. Ныне начальница А. Е. Стройкова, служит в училище с 1860 г., начальницей с 1874 г. В 1903 г. 25 июля училище преобразовано из трехклассного с двухгодичными курсами в шестиклассное с годичными курсами по уставу, утвержд. 14 июня 1901 г. В 1903 г. оно отпраздновало 50 л. юбилей, выпустив из своих стен более 500 учен. Собственное здание училища ныне значительно расширено.

Епарх. жен. училище с сиротским приютом учреждено в 1889 г. 8 сент., преобразовано из трехклассного в шестиклассное в 1901 г. При полном составе классов в нем обучается в 1906 г. 280 учениц. Здание собственное.

Церковно-учительская Семинария близ Кизического монастыря. Здание устроено; содержание по штату определено в 55.300 руб.; но Семинария еще не открыта.

При всех дух.-учеб. заведениях Казани открыты попечительства о бедных учениках и ученицах: при Семинарии – в 1883 г. 16 янв., при Дух. муж. училище 29 окт. 1882 г., при жен. епарх. учил. 7 дек. 1897 г., при учил. Дух. Вед. в 1903 г. 23 ноября, при миссионер. курсах в 1900 г. 25 сент.

VІ. Святыни. Первые просветители Казани канонизованные святые и святыни ее. – Останки св. Гурия († 1563 г.) и Варсонофия († 1576 г.) обретены (4 окт. 1595 г.) почти нетленными при постройке каменной ц. в Спасо-Преобр. м., где они были погребены. Переложенные в раки, они поставлены были у южной двери большой монастыр. церкви. Мощи св. Варсонофия поныне остаются в Спасо-Преобр. м-ре, а мощи св. Гурия в 1630 г. 20 июня перенесены в Благовещенский собор, где почивают и ныне17. Одновременно с мощами св. Гурия и Варсонофия, обретены гробы с останками служивших Гурию бояр Застолбских – отца и сына, иноков Ионы и Нектария; снова погребенные, они почитаются поныне. Вместе с ними в пещере-склепе в ограде Спас.-Преобр. м-ря покоится прах казан. митр. Ефрема († 1614 г.), после патр. Гермогена правившего делами Рус. церкви и короновавшего в 1613 г. первого царя из дома Романовых – Михаила Феодоровича. В часовне находятся могильные плиты погребенных здесь архиеписк. иерусалим. Епифания, еписк. андрусского (пелопонского) Арсения. Митр. казанский Гермоген (впоследствии патриарх) особою грамотой от 9 янв. 1592 г. испросил у п. Иова разрешение о церковном поминовении людей, «которые храбрствовали и побиты под Казанью». Гермоген указал и на мученически погибших от казанских татар за христианскую веру: Иоанна, Стефана и Петра; из них двое первых из крещеных татар. Все трое местно почитаются святыми и воспоминаются в храмах вместе с Авраамием Болгарским, хотя и не канонизованы. Память Иоанна 24 янв., Стефана и Петра – 24 марта.

Особо почитаемою иконой в Казани была чудотворная икона Божией Матери, явившаяся в 1579 г. На месте явления ее построен жен. м-рь и храм, где хранилась явленная икона, святотатственно похищенная под 29 июня 1904 г.; в том же м-ре особо почитается чудотворная икона св. Николая (тульского). В настоящее время чтится икона Божией Матери Παμμακαρίστη – «Всеблаженной», присланная в м-рь в утешение вселенским патриархом Иоакимом III в 1905 г.; праздник в честь ее 1-го сентября (церковное новолетие). Другие чтимые иконы: в кафедрал. соборе Авраамия Болгарского, Господа Вседержителя, Бож. Матери Одигитрии, св. Николая, св. Гурия, Нерукотворенного Спаса в часовне при Спасской башне; в Гостинодворской ц. – св. Николая, в Успенском соборе – Печерской Б. М., в Троицкой ц. – Корсунской Б. М., в Тихвинской – Тихвинской Б. М., в Феодоровском м. – Феодоровской Б. М., в Кизическом м. – девяти кизическ. мучеников, в Зилантове м. – Смоленской Б.М,, Господа Саваофа, Собора Богородицы с надписью «О тебе радуется» и др.

В Казани до последнего времени существовало до 10 крестных ходов; из них особенно торжественны 2 окт. в память взятия Казани – два к памятнику на братской могиле воинов из Зилантова м. и в ц. св. Киприана и Устиньи в кремле из собора, 26 июня в день встречи в Казани Смоленской иконы Б. М., приносимой из Седмиозерной пустыни и пребывающей в Казани месяц, и в день проводов ее 27 июля: 20 июля по старым границам русского города Казани.

Рис. 8. Главная мечеть.

VII. Население Казани по этнографическому составу – русских ок. 117 тыс., татар ок. 23 тыс., евреев ок. одной тысячи, поляков тоже, немцев, французов ок. 500 чел.; черемис, чуваш и мордвы более 100 чел., по вероисповеданию – православных более 115 тыс., раскольников до 2-х тыс., католиков более тысячи, лютеран до 500 чел., иудеев с караимами ок. тысячи, магометан до 22 тыс. Римско-католики имеют свой костел, лютеране – кирку с церковным училищем. У татар-мусульман в г. Казани имеются 13 мечетей; при каждой из них устроена приходская начальная школа («медресе»). Главная или соборная мечеть называется Юнусовской (см. рис. 8). Настоятелем ее состоит местный мусульманский ахун. У евреев своя синагога, у раскольников – молельная.

Церковно-приходских школ в Казани 15.

VIII. Благотворительность и общественное призрение.

1) Попечительный о бедных Комитет открыт 16 июля 1816 г. по инициативе местного масона первой четверти XIX стол. В. В. Романовского. Комитет числится в ведомстве Императорского человеколюбивого общества и располагает домом имени Александра II с 62 бесплатными квартирами для бедных семейств, начальным училищем для сирот, дешевой столовой; при комитете дамское отделение попечительного о бедных комитета с хозяйственно-рукодельной школой, убежищем для женщин и детей. 2) Попечительный о тюрьмах Комитет с 1833 г. 3) Губернское попечительство детских приютов ведомства Императрицы Марии с Николаевским детским приютом, открытым в 1844 г.; второй детский приют с 1845 г. Александровский 18. 4) Местное отделение Мариинского попечительства о слепых с 1885 г. с училищем для слепых детей, ныне на Арском поле. 5) Местный Отдел Красного Креста с 1876 г. с общиною сестер милосердия и больницей. 6) Отдел Православн. Палестин. Общества с 1895 г. 7) Общество попечения о бедных и больных детях с 1889 г. со школой-приютом в Плетенях. 8) Общество призрения и образования глухонемых с 1887 г. со школой. 9) Общество трезвости с 1892 г. и др.

Богадельни: 1) Ложкинская для неимущих и престарелых граждан с 1847 г. 2) Крупениковская – городская, 3) Мариинская с сиротским отделением, мещанского общества, 4) Богадельня и сиротский дом губернского земства, 5) Богадельня Павловых и Прибытковых, 6) Александро-Чемесовская для дворян 7) Богадельня А. И. Фон-Финк для дворян, 8) Цехового общества, 9) Богадельня духовного ведомства, открытая И. О. Кривоносовым 12 окт. 1886 г. с особым уставом для проживающих в ней лиц духовного звания, 10) ночлежный приют Журавлевых с 1886 г. и некот. др.

Иван Покровский

* * *

15

Камско-волжские болгары еще князю Владимиру, задумавшему крестить Русь, предлагали принять их магометанскую веру.

16

В 1905 г. Спасская часовня заново переделана и стиль ее совершенно изменен.

17

Память св. Гурия 4 дек., Варсонофия – 11 апр.; кроме того 4 октяб. празднуется обретение честных мощей иже во святых отцов наших Гурия и Варсонофия. Мощи св. Германа почивают нетленными в Свияжск. Богородицком м-ре, куда перенесены из Москвы, где святитель мученически сконч. в 1591 г.; память его 6 ноября.

18

Подобный приют для детей мусульман открыт в Плетенях казанскими купцами (татарами) братьями Юнусовыми.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle