Источник

Иуда Галилейский

Иуда Галилейский из галилейского города Гамалы, гавланитской (голанской) области, вблизи озера Геннисаретского (ныне Джамле в расстоянии дневного пути от последнего на восток?) сын Езекии – того самого, над которым Ирод, будучи правителем в Галилее, учинил свою короткую расправу, казнив его помимо всякого суда Синедриона. Это одно уже делало Иуду заклятым врагом не только Ирода с его фамилией, но и самого Рима, под покровительством которого Ирод безнаказанно терзал порабощенный им иудейский народ. Когда умер Ирод и Иудее открылась не менее неприятная перспектива попасть под кровожадную руку его «наследника» – Архелая, страна возбужденно зашумела всеобщим недовольством Иродианами, а вместе и римлянами. На почве этого недовольства разыгралась мимолетным подвигом деятельность Иуды, воспользовавшегося для возбуждения народа особенно известной переписью Квириния, устроенною римлянами для подготовления Иудеи к обращению в провинцию. Самые основы восстания, упоминаемого в книге Деян.5:37 были, однако, далеко серьезнее и коренились гораздо глубже. Это было проявление грандиозного национально-религиозного движения в народе, ставшее, так сказать, прочным зародышем разразившегося впоследствии всеобщего ожесточенно-отчаянного восстания за свободу и заветы отцов. Что народ весь находился под обаянием этого движения, можно судить уже потому, что правой рукой Иуды были фарисеи, имя одного из которых – Садок – увековечено Иосифом Флавием. Ближайшим плодом восстания, охватившего всю Иудею, но улегшегося пока в горячей лихорадке подготовительной деятельности, явилось образование из фарисействующих элементов особой строго фанатической партии зилотов (ревнителей), отличительною чертой которых были напряженное ожидание исполнения мессианских чаяний политического свойства и стремление – в борьбе с ненавистным игом Рима ускорить и содействовать этому исполнению. Иосиф Флавий называет Иуду прямо родоначальником этой партии, которую он рассматривает, как «четвертую философскую школу», наряду с фарисеями, саддукеями и ессеями. Впрочем, учение зилотов он почти ничем не отличает от учения фарисеев, называя отличительной чертой их только «ничем не сдерживаемую любовь к свободе». «Единственным руководителем и владыкою своим они считают, – говорит Иосиф, – Господа Бога. Идти на смерть считают за ничто, равно как презирают смерть друзей и родственников, лишь бы не признавать над собою главенства человека»... Все последующие бедствия Иудеи и окончательную гибель ее после последнего восстания Иосиф относит, главным образом, к вине этой партии, что можно, однако, принять лишь с большими ограничениями и оговорками, в виду тех личных счетов, какие имел Флавий с представителями этой партии. Судьба самого Иуды недостаточно ясна. Два сына его – Иаков и Симон, принимавшие большое участие в возбуждении народа во время Квириниевой переписи, были казнены, по свидетельству Флавия, при прокураторе Тиверие Александре (пригвождены ко кресту). Можно думать, что и Иуда погиб той же участью, как дается понять и в (Деян.5:37) кн. Деяний, [где – в речи Гамалиила – все это движение освещается лишь с религиозной точка зрения по его трагическому концу, между тем у Иосифа Флавия оно описывается в исторической обстановке].

Архим. Иосиф (Петровых)


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle