Иуда патриарх и Иудино колено
Иуда патриарх и Иудино колено – происшедшее от Иуды, сына патриарха Иакова, отдельное племя. У Иуды было пять сыновей: Ир, Онан, Шела, Фарес и Зара; но первые два умерли бездетными (Быт.46:12), и он имел потомство от трех сыновей и двух внуков, сыновей Фареса, – Есрома и Хамула (Быт.46:12). Сообразно с этим колено Иудино разделялось впоследствии на пять поколений – Шелы, Фареса, Зары, Есрома и Хамула (Числ.26:19–21, 1Пар.2:3–4), насчитывавших при первом исчислении у Синая 74,600 человек (Числ.1:27), а при втором (пред вступлением в Ханаан), 76,500 (Числ.26:22), Как старшее и многолюднейшее, колено Иудино во время путешествия по пустыне шло под начальством Наассона (Числ.1:7, Числ.2:3) впереди других (Числ.2:3) и в силу того же самого старшинства первым получило удел при разделении земли обетованной (Нав.14:6–15, Нав.15:1–12). Доставшиеся ему на юге Ханаана участок с 125 городами граничил на юге с Идумеею и пустыней каменистой Аравии, на востоке – с Мертвым морем, на западе – с Средиземным и на севере – с уделами колен Данова и Вениаминова (Нав.15). В указанных границах – колено Иудино получило ту именно землю, какую обещал ему Иаков, – землю, обильную виноградным вином и молоком (Быт.49:11–12). Из доставшихся ему в удел местностей ставились виноградниками и другими плодовитыми деревьями долина Есхол, где соглядатаи сорвали виноградную ветвь (Числ.13:24), окрестности Хеврона, Ен-Гадди (Песн. 1, 13), и Кириаф-Иорима. В участке колена Иудина находилась и пустыня Маон, в которой пас свои многочисленные стада Навал (1Цар.25:1 сл.). Присвоенное колену Иудину право старшинства признавалось за ним и в период Судей (Суд.1:1–2, Суд.20:18), но во все это время оно не принимало почти никакого участия в общественной жизни народа еврейского, жило изолированно, замкнуто. Завоевание в союзе с коленом Симеоновым нескольких городов (Суд.1:1–20), участие в свержении ига Хусарсафема (Суд.3:8–11) и в войне с Вениамитянами (Суд. 20) – вот и все, в чем проявилась его совместная с другими коленами деятельность. Если не считать ничем не замечательного судьи Есевона (Суд.12:8–9), то колено Иудино не дало в данный период и сколько-нибудь замечательных общественных деятелей. При Сауле оно, не отделяясь всецело от других колен, о чем говорит его участие в войне против Нааса, царя Аммонитского (1Цар.8), и против Амаликитян (1Цар.15), все же поддерживает свою обособленность. Воины колена Иудина исчисляются отдельно от израильских и притом являются в таком незначительном количестве (1Цар.11:8, 1Цар.15: 4), что становится несомненным нежелание Иуды тратить свои силы на такие дела, в которых он лично не заинтересован. Вполне поэтому понятно, что подобного объединения и хватило только на время царствования Саула. С его смертью колено Иудино избирает своим царем Давида (2Цар.2:1–4) и отделяется от остальных колен на 7 1/2 лет (2Цар.2:10–11), – до воцарения Давида над всем народом. При нем оно жило общей с другими коленами жизнью, хотя своей близостью к царю и вызывало в них зависть и неудовольствие (2Цар.19:41–43). Самым же решительным образом племенная рознь колена Иудина с Израилем сказалась при Ровоаме. После известного разделения царства (3Цар.12) оно уже не объединялось с ним, а в союзе с коленом Вениаминовым (3Цар.12:20) образовало самостоятельное иудейское царство (см. это слово ниже столб. 531).
Свящ. А. Петровский