Исаия имя нескольких библейских личностей
Исаия (евр. – спасение Господне) – имя нескольких библейских личностей, из которых известнейшею является И. пророк. О жизни его мы знаем немного. Он был сын Амоса (но не пророка этого имени), жил в Иерусалиме, был женат и имел двух сыновей. На пророческую деятельность был призван видением, о котором он сам рассказывает в 6 главе своей книги. Он всецело отдался своему высокому призванию и действовал в течение 60 лет в правление иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии и Манассии (с 758 г. до Р. Хр.). В течение этого времени он видел несколько перемен в царстве иудейском, и, если при царе Езекии замечается сравнительный подъем религиозно-нравственного состояния иудейского народа, то это, несомненно, было результатом неутомимой деятельности пророка, который подобно прежним великим представителям пророческого звания смело и безбоязненно говорил правду царям. По преданию, он потерпел мученическую кончину и по повелению нечестивого царя Манассии был распилен деревянною пилою. Пам. 9 мая. Под его именем известна особая книга, которая стоит в Библии во главе так называемых четырех великих пророков. Книга пророка И. состоит из 66 глав и представляет собою богатый материал для ознакомления с современным состоянием не только еврейского, но и других народов. Содержание ее составляют, главным образом, пророчества о судьбе как еврейского, так и других народов. Особенную знаменитость в христианской церкви он приобрел своим пророчеством о Мессии (Еммануиле: гл.7:9); пророк так точно и наглядно изображает события земной жизни Христа, что получил название пятого евангелиста. Новейшая критика пытается разъяснить эту книгу, и последние 27 глав приписывает другому И., который, будто бы, жил уже во времена плена вавилонского (с целью придать пророчествам о Вавилоне и Кире естественный характер). Но это предположение встречается с большими затруднениями, и главнейшее из них заключается в самом стиле и языке книги. Писатели, жившие во время плена вавилонского, не могли избегнуть влияния языка и культуры Вавилона, и потому в их произведениях замечаются следы халдейского языка (как это заметно у прор. Иеремии и особенно у Иезекииля). Между тем, вся книга И., не исключая и последних глав, написана чистейшим, можно сказать классическим, еврейским языком, каким он именно был в лучший период его развития, до плена.
Литература. Главные исследователи книги: Гезениус (1821 г.), Гитциг (1833), Эвальд (2 изд. 1867–68 г.), Делич. См. нов. монографию Driver, «Isaiah his life and times» из серии «Men of the Bible»). В нашей литературе обстоятельное истолкование книги пророка Исаии дается в V томе «Священной летописи» Г. Пластова.