Источник

Исаак Сирин

Исаак Сирин – св. отец церкви. В высшей степени отрывочные сведения о житии св. И. восполняются отчасти открытым в 1896 г. J. В. Chabot творением Иезудены, епископа Басры, жившего в VIII веке. И. родился в Ниневии. В молодых годах он удалился вместе с братом в монастырь Мар-Матфея, где принял иноческую одежду, а затем, удалившись в пустыню, обрек себя на более строгие подвиги. Несмотря на просьбы брата, сделавшегося начальником упомянутого монастыря, он не хотел вернуться в монастырь и оставил пустыню только тогда, когда жители Ниневии упросили его быть у них епископом. По твор. Иезудены, И. был посвящен патриархом Георгом (660–680) в монастыре Беф-Абэ в преемники Моисею, но пробыл в Ниневии лишь пять месяцев. Почему он оставил свою епархию, Иезудена не говорит. Позднейшие писатели сообщают, что поводом к оставлению И. кафедры был отказ одного заимодавца потерпеть, следуя евангельскому завету, уплату долга. Из Ниневии И. удалился сначала в горы, а потом в монастырь Раббан Шабор. Здесь он и умер, незадолго до смерти ослепнув от занятий и постов.

Св. И. писал сочинения на сирском языке. По словам Эбед-Иезу он оставил семь томов об управлении духовном, о божественных тайнах, о судах и благочинии. Списки творений И. на сирском языке указываются у Ассемани (Вibl. Orient., t. I, p. 160) и у Анжело Майо (Coll. vel. aut., t. V, p. 242). Большая часть поучений св. И. сохранилась в арабском переводе под именем Монашеского правила в 4 книгах. Первая книга содержит 24 поучения, вторая – 45, третья – 44, четвертая – 20. Существует и ефиопский перевод. Греческий перевод 99 поучений сделан иноками палестинской обители Мар-Саба (св. Саввы) и содержит в себе только вторую и третью книгу, и письмо к Симеону (изд. у Миня, S. Gr., LXXXVI, 799–888). Сиризмы перевода показывают, что сделан он с сирского текста. Латинский перевод 53 поучения напечатан под именем И. Антиохийского пресвитера в Biblioteca Magna (Col. 1618 VI, 2, 688; Gallandi XII, 3–35, 1778 г.). Под Симеоном, к которому адресовано письмо И., разумеют (напр., Филарет) Симеона Столпника Дивной горы. Но в лучших рукописях стоит не «ἐν τᾠ θαυμαστᾠ ὅρει», а «ἀπὸ Καισαρείας». Письмо это интересно по сообщаемым в нем сведениям относительно мессалиан и некоторых апокрифических произведений. По словам преосв. Филарета, «св. И. всю жизнь свою посвятил уединенному изучению души своей, и ничьи поучения не исполнены таких глубоких психологических сведений, как поучения св. И.; прошед сам степени духовной созерцательной жизни, св. И. представляет наставления о созерцаниях возвышенных и основанных на твердых опытах. Духовная жизнь изображена в его поучениях в приложении к самым неуловимым состояниям души». Пам. его 12 апреля.

Выдержки из творений И. в «Воскресном Чтении» за 5 год, в «Твор. Св. о.» за 1854 год, в «Христ. Чтении» за 1821, 1823, 1824, 1825, 1828, 1829, 1849 годы (издано 30 слов св. И. и письмо его к Симеону). «Слова подвижн.», Сергиев Посад 1893, в 1812 году в Пименском монастыре старцем Паисием издан был древний славянский перевод 91 поучения, исправл. по греческому изданию Никифора Феотокиса (Lipsiae 1770); Филарет, «Историческое учение», § 236; еп. Иустин «Нравственная жизнь человека по изображению св. И. Сирина», «Хр. Чтение» 1859, и отдельно под заглавием «Нравственное учение св. отца нашего И. Сирина» – Спб. 1874, изд. 2-е – Спб. 1902 (отзыв А. А. Бронзова об этом исслед. в «Церк. Вестн.», № 44 за 1901 г.).

С. Т.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle