Источник

Ирвингиане

Ирвингиане – секта, получившая свое название от Ирвинга, сами же ирвингиане называют себя кафолическо-апостольскою церковью. Эдуард Ирвинг (1792–1834) был сын кожевника, родом из Шотландии. Сначала он был учителем математики и, вместе с тем, усердно занимался богословием, затем долгое время был проповедником. Благодаря своему ораторскому таланту, он скоро приобрел большую известность, тем более, что его проповеди гармонировали с довольно распространенным тогда, вследствие политических смут, ожиданием второго пришествия. Еще большую известность приобрел Ирвинг тогда, когда он выступил со своим учением, что природа Христа, как и наша, была причастна первородному греху, и что сам Он не грешил только вследствие обитания в Нем Св. Духа. На церковь он смотрел, как на погибающую и порочную, и причину этого видел, во-первых, в том, что недостаточно часто проповедуется в ней о втором пришествии, во-вторых, в том, что в ней нет должностей и учреждений апостольской церкви, а вследствие этого нет и церковного единства, и духовных дарований. Обязанность каждого истинного христианина молиться о новом излиянии Св. Духа. Вскоре стали появляться между слушателями Ирвинга случаи экзальтации, сопровождаемые бессвязными восклицаниями, потоками непонятных речей. Эти речи своих слушателей Ирвинг отождествлял с даром языков и с даром пророчества, о которых говорится в 1 посл. к Коринф. и в Деян. ап. (Деян.2:4). Рассказывали и о нескольких случаях исцелений. Так как Ирвинг не стремился уничтожить беспорядок, происходящий от такого поведения своих слушателей, но, напротив, поощрял его, то в 1832 г. он был лишен своей должности, а в 1833 г. он был отлучен от шотландской церкви. Тогда Ирвинг устроил собственную церковную общину, состоявшую из 800 человек. В этой-то общине он и учредил все древние церковные должности, о которых упоминается в послании к Ефесянам (Еф.4:11–13). Уже осенью 1832 г. адвокат Кардал пророческим голосом был назначен апостолом, а постепенно набралось и целых 12 апостолов. Сам Ирвинг стал «ангелом общины» (ср. Откр.2:1). Организация общины закончилась уже по смерти Ирвинга. Во главе общины стали апостолы; пророки были вдохновенными возвестителями тайн Божиих; евангелисты должны были распространять учение ирвингизма в «Вавилоне церкви»; пастыри или ангелы были предстоятелями отдельных общин. Эти четыре должности служили четырьмя столпами церкви, соответственно четырем столпам скинии. В каждой общине ангелу были подчинены шесть старейшин и шесть диаконов, так что клир каждой общины состоял из тринадцати лиц, в воспоминание Христа и 12 апостолов. В Лондоне было семь общин, по примеру семи церквей Апокалипсиса (Откр.1:20).

Восстановление должностей первоначальной церкви И. оправдывали таким образом. Вследствие развращения церкви, Господь отложил Свое второе пришествие, которое должно было произойти еще при жизни первых апостолов, и прекратил второй ряд апостолов, назначавшийся для язычников, первыми представителями которого были ап. Павел и Варнава, и только теперь, по истечении 1800 лет, во время которых церковь, как библейский Вавилон, уготовила себя для суда, этот второй ряд апостолов заканчивается в ирвингианских апостолах. Второе пришествие будет еще при жизни этих апостолов. Смерть их заставила ирвингиан прибегать к таким же уловкам, к каким прибегают наши раскольники в учении о пришествии антихриста. Некоторые И. избрали новых апостолов, чем вызвали разделение в ирв. общине. Исполнение времен, по мнению И., начнется воскресением почивших во Христе праведников (это первое воскресение, Откр.20:5) и одновременным изменением еще живущих святых (мудрых дев, т. е. ирвингиан), которые, выйдя навстречу Христу в воздух, будут скрыты Им в безопасном месте, тогда как остальные христиане (неразумные девы) будут преследуемы антихристом, а иудеи будут вынуждены бежать в Палестину. После кратковременного господства антихриста Господь видимо явится на земле среди воскресших. Царство антихриста будет разрушено, сатана связан и начнется тысячелетнее царство на земле, в котором праведники будут жить и царствовать со Христом. Обратившийся Израиль будет управляем в Новом Иерусалиме двенадцатью апостолами. После этого сатана будет снова развязан и произведет великое отпадение. Тогда Господь явится снова, чтобы навсегда уничтожить могущество сатаны, воскресить мертвых (второе воскресение) и устроить страшный суд. Желая, чтобы как можно больше людей участвовало в первом воскресении, И. всеми силами стремятся «собрать расточенных по всей земле чад Божиих воедино», т. е. завлечь их из других церковных обществ в свою общину. Они считают себя посланными не к неверующим и не к язычникам, а лишь к верующим.

Источниками вероучения у И. служат Св. Писание и откровения их пророков, причем и то, и другое имеет равный авторитет. Толкование Библии апостолами обязательно. Библию, по их мнению, должно не читать, а проповедовать. Поэтому они смотрят на библейские общества как «на проклятие, распространяющееся по земле и буквами убивающее Духа Божия». На крещение они смотрят как на возрождение; после конфирмации совершается акт возложения рук для сообщения даров Святого Духа. Обряд этот называется запечатлением. Кто получил запечатление, тот принадлежит к числу 144 000, упоминаемых в Апокалипсисе (Откр.7:4), и будет избавлен от скорбей последнего времени. Посвящение в иерархические должности так же совершается возложением рук. Евхаристию они считают жертвой, но не жертвой за грех, а жертвой хвалы и благодарения, «великой жертвой, постоянно приносимой в воспоминание той жертвы, которую один раз на все время принес Иисус Христос на кресте». Для причащения они употребляют хлеб и вино, смешанное с водой; участвуют в причащении все, не исключая детей; перед причащением часть освященных даров отделяется и полагается в особом ковчеге, чтобы в течение всей недели во время вечернего и утреннего богослужения они лежали перед Господом, как древние хлебы предложения, и служили напоминаниям жертвы Христа. Центром тяжести в учении об оправдании у них служит не вменение праведности Христа, а участие в ней; они учат о возможности достичь личными усилиями почти совершенной святости. Уже Ирвинг сказал, что всякий верующий может быть так же свят, как и Христос, и должен быть таковым, а один из руководителей секты сказал даже, что он надеется сделаться более святым, чем был Христос на земле. С обрядовой стороны они очень многое заимствовали от англиканской и р.-католической церкви, напр., продолжительные литургии, святая вода, пышная одежды духовенства и др. Все члены общины должны были уплачивать десятину в пользу духовенства на основании Евр.7:4. Уже на первом соборе в Лондоне в 1834 году все ирвингиане были разделены на двенадцать колен и каждое было названо именем одного из колен евреев, а во главе каждого колена стал особый апостол, напр., Кардал стал во главе колена Иудова (т. е. ирвингиан Англии) и т. д.

Первое путешествие апостолов на проповедь было в 1836 году. В этом же году было отправлено И. послание к патриархам, епископам, предстоятелям Христовой церкви во всех странах, так же, как к императорам, королям и князьям всех крещеных народов, но это послание, как и второе в 1856 году, было оставлено без внимания. В Англии И. нашли себе сначала сочувствие, но скоро интерес к ним ослабел. Большой успех имели И. в Германии, особенно во время политических смут 1848 года, которые истолковывались апостолами И., как признаки близости второго пришествия. Точные сведения о распространении И. получить трудно, так как И. смотрят на себя не как на особую церковную общину, а как на избранных всех христианских церквей, и сами не выходят из той церкви, к которой они принадлежали до вступления в число И. В Англии число И. не доходит до 10 тысяч, гораздо больше их в Германии, где по данным официальной статистики в 1895 г. было 22, 610 И. Есть много ирвингиан в Голландии, северной и южной (Буэнос-Айрес) Америке и даже в Австралии. В р.-католических странах ирвингианство имело меньше успеха, чем в протестантских. Есть И. и в России.

Литература. Символических книг у ирвингиан нет и источниками для изучения И. могут служить их литургия, катехизис, послания и следующие сочинения вождей ирвингизма. Irving, «Die Kirche mit ihrer Ausstattung von Macht und Heiligkeit», Stutgart; Rothe, «Die gute Sache der apostolisch. Gemeinden», Caird, und Lutz, «Ueber der Ratschluss Gottes mit der Menschheit und der Erde» и др. Лучшая биография Ирвинга: Th. Kolde, «Edward Irwing, ein biographischer Essay», Leipzig 1901; И. T. Осинин, «Ирвингианство» («Христ. Чтениe» за 1839 г.); Н. Орлов, «Ирвингизм» («Православное Обозр.» за 1875, 1876 и 1877 гг.); М. П. Фивейский, «Шотландский проповедник Эдуард Ирвинг и его последователи» («Прав. Обозрение» 1886 г., 7, 8, 10, 12; 1887 г., 9, 11); «Христианское Чтение» 1861 г., 11, 12; 1864, 9.

С. В.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle