Источник

Евагрий

Евагрий – имя четырех церковных писателей. Из них

1) Евагрий Понтийский родился после 400 года. Был сын пресвитера в Иборе, маленьком городке Понта. Василий Великий поставил его чтецом. По смерти Василия, Григорий Богослов посвятил его во диакона Константинопольской церкви. Когда Григорий оставил Константинополь, Е. не последовал за ним, а остался при его преемнике Нестории. Из Константинополя Е. около 385 года уехал в Иерусалим, а потом в Нитрийские пустыни, где он и жил до самой смерти, последовавшей в начале V века. Все его сочинения касаются монашества. Составить о них вполне ясное понятие пока трудно, так как греческие сочинения, изданные под его именем, в лучшем случае составляют лишь выдержки из его творений. У Геннадия Массилийского (Devirisill., II, 187–188) дается следующий перечень сочинений Е: а) Против восьми греховных мыслей, в 8 книгах; б) Собрание из ста изречений для необразованных анахоретов и из пятидесяти для образованных; в) Руководство для совместной жизни монахов; г) Сочинение, посвященное деве, посвятившей себя Богу; д) Изречения, назначенные для монахов.

Евагрий принадлежал к тем немногим аскетам, которые старались оправдать аскетизм философским путем. Очень большое влияние на него имели произведения Оригена. Поэтому, когда возникли споры об Оригене, учение Евагрия подверглось осуждению (Zöcrler, Evagrius Ponticus, 1893; Казанский, История правосл. монашества в Египте).

2) Евагргий пресвитер Антиохийский, избранный в 388 году во время мелетианского раскола епископом партии евстафиан, тогда как другая партия избрала Флавиана. После смерти Е. в 393 г. Флавиан был признан Римом. Е. был друг Иеронима. Из приписываемых Е. Иеронимом сочинений (De viris illustribus c. 125) ни одного не сохранилось. Вероятно, ему принадлежит помещенный у Миня (Patr. graeca XXVI) латинский перевод жития св. Антония.

3) Евагрий Младший (монах), живший в V веке. Ему приписываются три сочинения: a) «Sententiae» для монахов и монахинь, б) Altercatio Simonis Judaei et Theophili Christiani, в) Altercatio Zacchaei cum Apollonio ethnico philosopho, – все произведения апологетического характера. Принадлежность третьего сочинения Е. сомнительна. Все они напечатаны у Миня (Patrol. latina XX). Русский перевод его сочинений см. в «Добротолюбии» М. 1822 г., т. 2-й, и 1877 г., издание Пантелеймонова монастыря.

4) Евагрий Схоластик, церковный историк, родился в 536 или 537 году в г. Епифании, в так называемой второй Сирии. Он получил хорошее образование и занимался адвокатурой в Антиохии. Между прочим, он успешно защитил антиохийского патриарха Григория, обвиняемого на соборе в Константинополе в позорной связи со своей сестрою. Писал он для Григория официальные донесения императору, письма и т. п. За свою речь, написанную по поводу рождения сына у императора Маврикия, Е. получил почетный титул префекта. Вообще, Е. был близок к высшим гражданским и церковным сферам, и, благодаря этому, мог хорошо знать церковную и гражданскую политику своего времени. Умер Е., вероятно, в конце VI века. Церковная история Е. состоит из шести книг и обнимает время с 431 до 594 года. Источником для него служили многочисленные мемуары, Евстафий Епифанийский, Прокопий Кесарийский, Менандр, Зосима и другие светские историки. У него были под руками также многие очень ценные памятники церковно-исторической науки, напр., все акты IV Вселенского Собора; но, в то же время, многие важные сочинения, напр., «Жизнь Константина» Евсевия, остались ему неизвестны. Наконец, многое он слышал и видел сам. Замечательна попытка Е. видеть в ересях не одно зло для церкви, а лишь неправильно направленное стремление раскрыть истину, которое косвенным путем приводит к благу для церкви – «к утверждению правых и неукоризненных догматов». Но эта новая точка зрения не выдержана у Е. Он не ограничивается одним рассказом события, имевших место в жизни отдельных лиц и в жизни церкви, а пытается дать характеристику исторических деятелей и указать значение церковно-общественной жизни. Несмотря на то, что история Е. носит название церковной, он уделяет слишком много места повествованиям характера чисто гражданского. По своему миросозерцанию Е. не возвышается над уровнем суеверных народных понятий. С полною верою заносит он на страницы своей истории рассказы о всякого рода предзнаменованиях, которыми сопровождались все более или менее значительные события его времени. Несмотря на все эти недостатки, история Е. имеет крупное значение, как один из самых подробных источников для изучения эпохи III, IV и V Вселенских Соборов и, в особенности, для изучения монофизитских волнений после Халкидонского собора и истории Антиохийской церкви. Сочинения Е. изданы Минем – Греч. серия, т. LXXXVI, 2, 2415-­2886. Русский перевод – в «Христианском Чтении» за 1853–54 г.

См. А. П. Лебедев, Церковная историография в главных ее представителях с IV в. до XX, изд. 2-е, стр. 240–249, Петербург 1903.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle