Источник

Ипсистариане

Ипсистариане. В 374 г. Григорий Богослов в надгробной речи над своим отцом описывает секту, к которой тот принадлежала до перехода в христианство. Учение этой секты представляло смесь язычества и иудейства. И. заимствовали от язычества почитание огня и света, а от иудейства хранение субботы и заповеди о пище. Вместе с тем, они отвергали изображения божества, жертвы и обрезание. Молились они только Всемогущему, но не называли Его отцом и отличались этим от христиан. О них же упоминает и Григорий Нисский. По-видимому, эта секта существовала только в Каппадокии. Очень сходны с ними эвфимиты и мессалиане (см. Мессалиане), описанные Епифанием, и θεοσεβεῖς, описанные Кириллом Александрийским (см. Минь, Ser. Gr. LXVIII, 282). При скудости известий неудивительно, что существуют очень различные взгляды на эту секту. Ульман считает ее синтезом иудейских и персидских элементов, Бемер – остатком собеизма, Шурер и Кумонт доказывают, что тут имело место, кроме того, египетское и сирийское влияние и что, вообще, почитание высшего Бога было очень распространено (θεὸς ὕψιστος).

См. F. Schürer, «Die Juden» в «Sitzungberichte d. Berl. Akad.» 1897, 200–225; F. Cumont, «Hypsistos», Brüssel 1897; Gesenius, «Monumenta Phoenica, I, 135; II, 384.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle