Индульгенции
Индульгенции (Indulgentiae) или отпущения – в древней церкви название сокращения срока покаяния, которое мог давать епископ по ходатайству исповедников или общины, или же вследствие собственного убеждения в достоинстве кающегося. Этот обычай в западной церкви послужил началом целого ряда злоупотреблений, допущенных Римом, главным образом, по финансовым соображениям. История И., несмотря на целый ряд трудов, посвященных ей, и важное значение вопроса, выяснена недостаточно. В XI веке И. встречается лишь в форме смягчения церковных наказаний (relaxatio secundae, tertiae, septimae partis de injunctu poenitentia) и лишь в конце века – в форме отмены наказания (tota poenitentia) епископом под условием исполнения известного обета, напр., посещения в известное время церкви, пожертвования на постройку церкви или монастыря и т. д. Мало-помалу при назначении И. перестали обращать внимание на нравственное достоинство известного лица и И. сделались учреждением, применяемым ко всем кающимся. Спорный вопрос – в каком отношении стоят И. к практиковавшимся в англо-саксонской и ирландской церквах и перешедшим в начале X века на материк так называемым редемпциям (redemptio) и коммутациям (commutatio), состоявшим в замене священниками жестоких церковных наказаний другими, более мягкими. Тогда как Гиншиус (Kirchenrecht, V, 153), Гарнак (Dogmengesch. III, 303, 537) и Люфс (Dogmengesch., 263, – ср. словарь Брокгауза XXV, 174) видят здесь один из корней И., Карл Мюллер (D. Umschwung in d. Lehre von d. Busse, 308) и Бригер (Herzog’s, R. E., 3 Aufl. IX, 77) считают их самостоятельной, аналогичной И., формой облегчения церковных наказаний, право на которую имели священники, между тем как И. составляли исключительное право епископов. Первоначально И. появились в южной Франции и древнейшей, дошедшей до нас, является И., выданная около 1016 года епископом Арлесским Понтием. Вообще, в XI веке И. выдавались крайне скупо. Число подлинных епископских И. крайне незначительно. Папские И. появляются лишь в конце столетия и почти все папские И. до 1100 года или сомнительны, или прямо подложны. Только И. Урбана II от 12 октября 1091 г. (Analecta juris pontif. X, 528; Jaffa 5452), которою всем благотворителям Monasterium Paviliacense обещается сложение четвертой части наказания, наложенного епископом или пресвитером, не дает повода для подозрения и, исключая И. Урбана II крестоносцам, является первою известною нам папскою И. Если исключить отмену Иннокентием II в 1130 г. седьмой части наказания для иоаннитов, возобновленную Иннокентием III в 1199 г. для иоаннитов и тамплиеров, то до половины века можно насчитать едва 10 папских И., а до конца – еще 20. Большею щедростью в этом отношении отличались епископы, бесстыдство которых в раздаче И. обличает Абеляр (Elhica, с. 25; Минь, Ser. Lat. CLXXVIII, 672). Но на Латеранском соборе 1215 г. право епископов давать И. было значительно ограничено (см. Mansi XXII, 1050). Право давать полное разрешение от церковного наказания принадлежало исключительно папам. Уже в 1063 г. Александр II обещал полную отмену poenitentia за участие в войне против сарацин в Испании. Урбан II в 1095 г. установил полную И. для крестоносцев, и его преемники охотно пользовались этим могучим орудием, постепенно расширяя сферу его приложения. Уже Пасхалис II поставил на одну ступень с путешествием в Св. Землю борьбу против сарацин в Испании. Его примеру последовали Геласий II, Калликст II, Целестин III, Иннокентий III. Ту же награду обещал Евгений III в 1147 г. за поход против славян, Алексадр III в 1171–72 г. за завоевание эстов, Иннокентий II в 1135 на соборе в Пизе за войну с Рожером Сицилийским и антипапой Анаклетом II. В 1199 г. Иннокентий III приравнял войну с императорским наместником Марквальдом к крестовому походу, а в 1207 г. – войну с сектой кафаров. Урбан II дал полную И. лишь тем лицам, которые лично предпринимали путешествие в Иерусалим, но вполне естественно было применение И. и к тем лицам, которые оказывали денежную помощь делу крестоносцев, что и было сделано Геласием II в 1118 г., Климентом III в 1188 г. и Целестином III в 1195 г. Более широко поставил дело Иннокентий III, объявивший в 1198 г., что тот, кто отправит в Св. Землю на свои средства известное число воинов, получит полное отпущение, и кто лишь помогает крестоносцам, получит разрешение от известной части наказания. В ХIII веке И., по-видимому, не претерпела изменения, но только по-видимому. Прежняя форма получила теперь новое содержание. Виновниками этого изменения были не раздаватели И., а их истолкователи. Теория здесь предшествовала практике и видоизменила практику. Эта теория возникла в связи с развитием р.-католического учения о таинстве покаяния. По воззрению богословов того времени, в таинстве покаяния следует различать три момента: раскаяние (contritio), исповедь (confessio) и удовлетворение (satisfactio). Особенное внимание обратили богословы во главе с Абеляром, Робертом Пуллом и Ричардом фон С-т Виктором на последний момент. Тогда как крещение освобождает от всякой вины и наказания, покаяние освобождает лишь от вины и наказаний вечных, но не от временных наказаний за грехи, между которыми мучения чистилища занимают главное место. Чтобы избежать этих наказаний, грешник должен принести за них удовлетворение Богу (poena satisfactoria, sufficiens pretium ad solvendum debitum). Таким образом, сатисфакции (молитва, пост, милостыня) являются единственной защитой от огня чистилища. А так как с самого начала роль И. заключалась в замене этих сатисфакций, то теперь И. приобретают новую сферу приложения: освобождение не от церковных наказаний, как прежде, а от определенных Богом временных наказаний, как в этой, так и особенно в потусторонней жизни. Это учение впервые было развито Александром Галесом (см. Энц. I) и Фомой Аквинатом, и подробно разработано позднейшими схоластиками. Но средневековые богословы не остановились на этом. Они задались вопросом: может ли один за другого приносить удовлетворение? – и решили его утвердительно. Церкви оставалось лишь найти лиц, заслуги которых могли бы заменять сатисфакции грешников. И они были найдены: сверхдолжные заслуги Христа, Богоматери и святых перед Богом, по мысли схоластиков, образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел (opera superrogationis), которая предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным. Это воззрение схоластиков и было утверждено в 1343 году буллою Климента VI «Unigenitus». Освобождение от мучений чистилища сделало индульгенции гораздо более ходким товаром, чем прежнее освобождение от церковных наказаний, и тогда как прежде на целое столетие приходилось несколько десятков И., теперь лишь в два первые года правления Николая IV (1288–90) было выдано около 400 И., занявших почетное место в числе источников доходов курии. В конце XIII века появляется новая форма И. – И. «полная», дающая разрешение не только от наказания, но и от вины, от греха (I. a poena et a culpa, I. omnium delictorum). Одною из первых И. такого рода была И., данная Целестином V в 1294 году. Преемник Целестина Бонифаций VIII объявил эту И. опасною для спасения души, но при Клименте VI, Урбане VI и особенно Бонифации IX, превзошедшем бесстыдством торговли И. всех своих предшественников, такие И. снова появляются. Злоупотребления Иоанна XXIII И. от наказания и вины вызвали попытку Констанцского собора уничтожить их и вследствие этого Мартин V в акте о реформе отменил те индульгенции, «quae dicuntur de poena et culpa sive de plena remissions». Ученый Бенедикт XIV пытался опровергнуть факт существования И. «и от вины», но факт этот установлен прочно и признается даже такими р.-католическими учеными, как Беллярмин и иезуит Суарец. Позднейшие схоластики различным образом пытались оправдать существование таких И. Одни отрицали самое существование И. от вины и от наказания, и считали выражение «от вины и от наказания» неправильною простонародною заменою выражения «от наказания за вину». Другие под «виной» разумели лишь peccata venialia. Наконец, третьи пытались поставить в связь разрешение от вины в И. с таинством покаяния. Особенно откровенно является эта форма И. в инструкциях относительно продажи И., появившихся незадолго до появления Лютера в Германии. В одной из этих инструкций архиепископ Майнцский и Магдебургский Альбрехт, взявший на откуп торговлю И., объяснял, что И. дает, во-первых, – полное прощение всех грехов, возвращение божественной благодати, освобождение от огня чистилища, во-вторых – освободительную грамоту, которая давала возможность владетелю избирать себе, по желанию, духовника, который мог прощать и вину, и наказание, и мог заменять одни обеты другими, в-третьих – возможность участвовать во всех благах церкви, в молитвах, паломничествах и других добрых делах, всех членов церкви, в-четвертых – наконец, полное отпущение грехов душ умерших и находящихся в чистилище. Лютер в своем первом протесте восставал не против И. вообще, а лишь против И. «от вины», думая, что он делает угодное папе, возводя И. к их прежней форме – «relaxatio poenae canonice impositae» (тезисы 5, 20, 34). Вооружился Лютер и против другой, последней по времени, формы И. – индульгенции умершим. Начиная с XIII века, схоластиков занимал вопрос, простирается ли «власть ключей» (potestas clavium) и на умерших, находящихся в чистилище. Александр Галес решал этот вопрос так, что папа может давать И. и умершим, но не в силу своего права (judiciaria absolutio), а в виде заступничества за умершего (per modum suffragii sive impetracionis), что не составляет разницы в результате, так как церковь никогда не просит понапрасну. К Александру Галесу примкнули Бонавентура, Альберт Великий и Фома Аквинат. Другого взгляда держались кардинал Гейнрих из Остии и Франциск Марон, утверждавшие, что умершие подлежат не суду церкви, а суду Божию. К концу XV века первое мнение восторжествовало. Тем не менее папы не спешили применять его на практике. Если Альберт Великий и Фома Аквинат и упоминают об И. умершим, то эти И. по указанию Гейнриха из Остии были лишь злоупотреблениями продавцов И., выгоды которых в данном случае шли навстречу желаниям народа. Три первые И. умершим приписываются Калликсту IV, но факт этот не установлен твердо и первою, дошедшею до нас, И. умершим является И. Сикста IV, данная 3 августа 1476 г. церкви св. Петра в Сенте (Saintes). Это нововведение было встречено с удивлением во Франции. Особенное неудовольствие возбуждали рыночная торговля такими И. и утверждение папского комиссара Раймунда Перроди, что для умерших, снабженных такими И., молитвы уже более не нужны. В защиту И. Раймунд поручил двум французским богословам Иоанну Фабрицию и Николаю Рихарду написать сочинения, и большая распространенность этих сочинений как во Франции, так и позднее в Германии, свидетельствует об интересе, возбуждаемом этим вопросом. Так как выражение «per modum suffragii» многими понималось в том смысле, что по своей действенности для умерших И. стоят на одной ступени с молитвой и милостыней, то Сикст IV буллой 27 ноября 1477 года выяснил смысл этого выражения, относя его не к папе, а к верующим, которые должны ходатайствовать за умерших, тогда как папа приходит на помощь умершим в силу полноты своей власти (plenitudo potestatis). Таким образом, граница, положенная папскому полновластию Александром Галесом, была уничтожена, и францисканец Иоанн Ангелюс имел право сказать: «Все, находящиеся в чистилище, души подчинены юрисдикции папы, и, если он захочет, может освободить все чистилище».
Литература. А. W. Dieckhoff, «Der Ablasstreit», Gotha 1886; Th. Brieger, «Das Wesen d. Ablasses am Ausgange des Mittelalters», Leipzig 1897; Anton Kurz, «Die katholische Lehre vom Ablass vor und nach Auftreten Luthers», Padeboru 1900. См. также в «R. E.» Герцога и Гаука, изд. 3-е, т. IX, стр. 76; П. Беляев, «Римско-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека», Казань 1878; Робертсон и Герцог, «История хр. церкви», т. II, стр. 250, 546.
С. В.