Источник

Индия

Индия (χώρα ἡ ’Ινδική, India). Название Индии произошло от санскритского названия реки Инда – Sindhu, что значит синий. Так называлась эта река по своему синему цвету. Персы и обитатели местности, где течет эта река, называли ее Гинду или Синду, а от персов это название заимствовали греки и римляне. В Библии об Индии и индийцах упоминается лишь мимоходом. Под Геоном и Фисоном, упоминаемыми Моисеем в начале кн. Бытия при описании местоположения рая, некоторые видят индийские реки Инд и Ганг. Под Офиром, куда отправлялись корабли Соломона, некоторые разумеют Цейлон или один из больших островов Индейского моря (см. Офир), так как библейские названия предметов торговли, привозимых из Офира, могут быть объяснены из санскритского языка (см. Макс Мюллер, «Чтения по науке о языке», Спб. 1865, стр. 150–153). Прямые упоминания об Индии в Библии относятся к позднейшему времени. В книге Есфирь границы царства Артаксеркса обозначаются словами: от Индии до Ефиопии (Есф.1:1, 8, 9). Такими же словами обозначаются и пределы царства Дария во второй кн. Ездры (2Ездр.3:2). В 8-й главе 1 книги Маккав. говорится, что Антиох III отдал в залог римлянам индийскую страну (ст. 1Макк.8), Последнее известие, однако, ошибочно, так как несомненно известно, что Антиох уступил лишь свои владения, лежавшие к западу от Тавра. В 6 главе этой же книги упоминается об индийцах, находившихся в войске Антиоха Евпатора (1Макк.6:37).

Индия, включая Цейлон и Барму, занимает площадь около 4 миллионов квадратных километров или площадь всей Европы без России. Население ее доходит до 260 миллионов и состоит: 1) из арийцев индусов, 2) дравидов, живших до арийского нашествия, и 3) остатков колориан – аборигенов страны, живущих в центральной Индии. Религии в Индии сменялись несколько раз, особенно в высших классах общества. Древнейшая религия (демонизм) аборигенов Индии была вытеснена ведизмом (подробнее см. под словом Ведизм, III) арийцев, принявшим впоследствии форму браманизма (см. Браманизм, II). Явившийся в VI веке до Рождества Христова буддизм (см. Буддизм, II) отчасти временно вытеснил браманизм. С половины VII века начались магометанские набеги на Индию (см. Ислам, V), но большого успеха в Индии магометанство не имело. В настоящее время в Индии браманистов около 200 миллионов, магометан более 50 миллионов, демонистов около 6 миллионов, буддистов около 4 миллионов, 85 тысяч парсистов, 12 т. евреев и около 4 миллионов последователей других религий. Начало христианству в Индии было положено еще св. апостолом Фомою. По древнему преданию, по сошествии Св. Духа на апостолов, Фоме выпал жребий идти в восточную Азию и апостол проповедовал евангелие у парфян (Ориген у Евсевия, Ц. ист., кн. III, гл. 1; Сокр. I, 13; Recognit. Клим., гл. 9), персов (Иероним, Auct. орег. iperf. in Matth. Ноm. 11), у которых он крестил магов или волхвов, которые приходили на поклонение Младенцу-Иисусу, и у индийцев, куда он пришел, по свидетельству Григория Назианзина (слово 25), из Парфии и Персии. Впрочем, не нужно забывать, что географическая номенклатура отдаленных стран в то время была неустойчива и все мало известные земли крестились названиями Индии или Ефиопии. Но, если принять во внимание, с одной стороны, апостольскую ревность, побеждавшую расстояния, и с другой – оживленные торговые сношения с Индией, то можно в данном месте разуметь и Индию в собственном смысле. Индийские христиане издревле называются христианами ап. Фомы и начало своей церкви возводят к этому апостолу. По преданию, апостол сошел с корабля в г. Кранганор на Малабарском берегу, долго жил в г. Паруре, лежащем недалеко от Кранганора, где находится древнейшая сирская церковь во имя св. Фомы, и путешествовал отсюда в Мелапур на Коромандельском берегу и в шести верстах от Мелапура на скале Калурмине принял мученический венец. Мощи его отсюда были перенесены, по словам Руфина, в Едессу (кн. II, гл. V), где во имя его был выстроен великолепный храм (Сократ, IV, 18; Созомен VI, 18; см. также под словом Фома). Существовало христианство в Индии и в последующее время. Иероним (письмо 83) пишет, что во II веке в Индию к брахманам путешествовал катехет александрийской школы Пантен, нашел там христиан и привез оттуда Евангелие от Матфея, оставленное здесь ап. Варфоломеем. Так как под Индией нередко разумеется Счастливая Аравия и так как сюда, а не в Индию в собственном смысле, путешествовал ап. Варфоломей, то думают, что это свидетельство к Индии не относится. Но Иероним говорит, что Пантен путешествовал именно к брахманам, а Евангелие ап. Варфоломея могло сохраниться у христианской колонии из аравийских иудеев. Арнобий свидетельствует (Adv. gentes, lib. ХI), что в его время христианство существовало в Индии. На Никейском соборе 325 года присутствовал Иоанн, епископ Персии и великой Индии. Филосторгий в своей Церковной истории (кн. III, гл. 4 и 5, русск. пер. «Хр. Чт.» 1854 г.) рассказывает и об арианине Феофиле, родом из Индии с острова Див (Δίβους), при входе в Персидский залив. Феофил был в качестве заложника в Риме, получил здесь диаконство и епископство, и предпринял путешествие к древним сабеям или омиритам, а оттуда – на свою родину и в другие места Индии. По словам Феофила, на востоке Индии есть сирийцы, поселенные там Александром Македонским. Они доселе употребляют отечественный язык и издревле исповедуют иносущие (ὑπεροούσιον). Сообщение Феофила относительно формы христианства у индийцев Филосторгий считает ложным. Таким образом, в IV веке христианство в Иидии существовало. В VI веке Козьма Индикоплевст нашел христиан в Тапроване, т. е. Цейлоне, в Мале (Малабаре?) и в Каллиане (Калькутте?). В последующее время здесь явились несториане и монофизиты, сильно теснившие сирских христиан, но последние все же сохранили свою литургию, обряды, символ веры и сиро-­халдейский язык богослужения. Васко-де-Гама в 1503 г. нашел на Малабарском берегу христиан, имевших много церквей, ничего не знавших о папе и управлявшихся епископом, получавшим рукоположение от Антиохийского патриарха. Богослужение у них было очень просто, таинств они признавали только два, икон у них не было, духовные были женаты. Португальцы пытались подчинить их Риму, но безуспешно. В настоящее время число сирских христиан вместе с монофизитам и несторианами простирается до 600, 000. С открытием пути в Индию здесь начала энергично, и не стесняясь средствами, действовать p.-католическая миссия в лице ордена иезуитов. Местопребыванием миссии был город Гоа, центр португальских владений. Из р.-католических миссионеров выделяются Франц Ксавер, называемый р.-католиками апостолом Индии, обративший с 1542 года около 200, 000 индийцев, и Роберт-де-Нобили, путешествовавший в одежде брамана и пытавшийся обратить в христианство высшие касты путем приспособления христианских понятий к браманскому мировоззрению. Результат р.-католической миссии нельзя назвать блестящим. После четырехсотлетней напряженной работы в настоящее время едва насчитывается миллион индийцев-католиков. Протестантскую миссию начал в 1706 году Цигенбальд. В 1792 году сюда отправили миссию баптисты. Много новых миссий появилось в течение девятнадцатого века. Нет ни одного протестантского народа, который бы не послал сюда несколько миссий. На Индию приходится почти треть всех протестантских миссий, и число их в И. достигает до 40. Внешняя причина такой многочисленности их лежит в той свободе и безопасности, какую дает миссионерам английское правительство, внутренняя – лежит в значении Индии для мира язычества: здесь возникали важнейшие религиозные системы язычества, сюда направляются взоры всех язычников Азии. Но успех и протестантской миссии очень незначителен: протестантов-индийцев насчитывается всего около полмиллиона. Гораздо большее значение, чем число обращенных индийцев, имеет вызванное христианскою миссией религиозное брожение, особенно среди высших классов. Образованные индийцы (младоиндийцы) потеряли страх к богам и браманам и самую веру в богов. В поисках за новой религией они не идут к христианству, так как религиозная жизнь христианского Запада представляет для них мало привлекательного, а выбирают один из трех путей. Во-первых, многие индийцы пытаются оживить свою прежнюю религию. Вождем этого движения является основанное в 1887 году в Мадрасе «Индийское общество». Оно издает много книг религиозного содержания, в том числе и полемические против христиан. Доводы против христианства заимствуются в них, по большей части, у западноевропейской отрицательной критики. Второй путь избрали теософисты и спиритисты (см. эти слова). Третий путь – путь компромисса язычества с христианством. Этот путь избрали последователи секты брахмо-сомадж или брахмо-сомай. Секта эта основана была раджой Ram Mohan Rai (1772–1835), одним из выдающихся людей своего времени. Нелепость большинства браманских религиозных обрядов побудили его сделать попытку создать новую религию. С этою целью он изучил Библию, Коран и индусские Шастры. В основу новой религии были положены несколько видоизмененные принципы монотеизма, встречающиеся в Ведах. Основанное им в 1816 году общество вскоре распалось, но в 1830 году он основал другое, которое и дало начало нынешнему брахмо-сомай. В нем рационалистический элемент берет постепенно верх над национальным. Уже при основателе секты запрещались всякие изображения божества, жертвоприношения, обряды и церемонии. Из молитв и проповедей допускались только те, которые могут способствовать развитию нравственности и укреплять связь между лицами различных религий. В 1850 г. Веды были отвергнуты, как политеистические, и единственными основаниями веры были признаны природа и созерцание. В настоящее время сектанты на первый план ставят нравственность и думают, что основные доктрины их вероучения могут служить основанием для всякой другой истинной религии. Эти доктрины сводятся к признанию Бога, как всесовершенной личности, промысла Божия и бессмертия души. Воплощение они отрицают. Необходимость общественного поклонения Богу они признают, но не допускают, чтобы общение с Отцом зависело от собрания для молитвы в определенный час и в определенное место. Между сектантами нет кастовых различий. Они считают себя детьми одного Бога. Наиболее последовательные сектанты, пытавшиеся на практике уничтожить касты и обряды, около 1860 года выделились в особое общество: «Индийская брама-сомай». В 1883 г. из него выделилось мистическое «новое откровение». В 1878 возникло демократическое: «Садгаран б.-с.» Число общин б.-с. превышает 170.

Литература. Apх. Хрисанф, «Религии древнего мира», т. 1; «Труды Киевской Д. Академии» 1874, март; «Христианские изыскания в Азии», пер. с англ., Спб. 1815; Monier Williams, Hinduism, London 1880; его же. «Religions thought and life in India», 2 изд., 1885; W. I. Wilkins «Modern Hinduism», London 1887.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle