Инвеститура
Инвеститура, собственно, облечение в должностную одежду, означает в общем смысле формальное введение в пользование правом. В этом общем смысле слово И. и употреблялось сначала в средние века, означая формальный акт передачи, продажи, покупки и др. Символически И. изображалась передачей какого-нибудь предмета, имеющего известное отношение к объекту данного права, напр., продавец при продаже участка земли передавал покупателю в знак уступки власти над участком глыбу земли, при продаже здания – дверной косяк и т. д. Особый смысл, удерживающийся за ним до сих пор, имеет слово И. в p.-католической церкви. Здесь она означает ввод во владение бенефицией (см. Энц. II). Она совершалась через известные символические формальности, напр., священнику давали ключи от церкви и церковного дома, и водили на кафедру, в крестильню и исповедальню. Право И. служило предметом продолжительной борьбы между церковною и светскою властью. Еще в Римской империи императоры пользовались большим влиянием на выбор епископов и аббатов. В Франкской империи это влияние еще усилилось. Германские владельцы смотрели на церкви, находящиеся на их земле, как на свои и считали себя вправе назначать в них епископов, и когда епископы и аббаты получили земельные владения с большими политическими правами, для королей возможность распоряжаться этими крупными политическими силами сделалась жизненным вопросом. Первоначально как назначение, так и утверждение епископов и аббатов совершалось королевским указом, но при позднейших Каролингах, безразлично, произошел ли выбор епископа или нет, после торжественной подачи руки (commondatio) и клятвы в верности, совершался обряд передачи. Со времени Оттона I он заключался в передаче королем новому епископу посоха (ferula pastoralis) прежнего епископа. При Генрихе III сюда присоединилась передача епископского кольца. Так как этот обряд был сходен с обрядом передачи лена и так как посредством него епископ получал и светские права, то по аналогии с ленной инверститурой он также получал название И. Такое название встречается уже под 1000 годом (Vita Adalberti 9). Выражающаяся в И. зависимость клира от светской власти нашла себе в X веке решительного противника в стремящейся к реформам церковной партии. Первый возвысил голос против И. кардинал Гумберт в своих Libri tres adversus Simoniacos (1057–58 гг.). Римские соборы 1059 и 1063 г. восстали против раздачи низших церковных должностей мирянами, в 1060 г. соборы в Вьенне и Туре запретили раздачу епископств и аббатств. Впервые духовная власть столкнулась с светскою в этом вопросе, когда Григорий VII на соборах 1074 и 1075 годов лишил германских королей права И., чем было положено начало 46 спора об И. На Римском соборе 1078 г. постановления собора 1075 г. были еще усилены, а на соборе Римском 1080 г. выработаны были положительные правила выбора епископов, которые, восстановляя древний порядок выбора народом и клиром, давали, в то же время, возможность вмешиваться и Риму, предоставляя ему суждение о правильности выбора. Преемники Григория – Виктор III, Урбан II и Пасхалис II стояли на той же точке зрения, но, как и Григорию, им мало удавалось предотвратить притязания Генриха IV и Генриха V. Попытка Пасхалиса II прекратить борьбу договором, заключенным в 1111 году с Генрихом V в Сутри, по которому Генрих отказывался от права И., и все, находящиеся в руках епископов и аббатов, регалии поступали в казну, была неудачна. Против нее единодушно восстали как духовные князья, лишавшиеся всякой светской власти, так и светские, лишавшиеся своих церковных ленов. При преемнике Пасхалиса Каллисте II был заключен Вормский конкордат, об условиях которого см. Энц. III.
Вормский конкордат нельзя считать ни победой папы, ни победой императора: император отказывался от своего давнего права, требования папской партии были удовлетворены лишь в малой части. Всего более выгадали церковные выборные корпорации, особенно соборные капитулы, получившие в ближайшее столетие решающее влияние на выбор епископов. Лотарь и первые Штауфены в полной мере пользовались предоставленными им правами и даже иногда шли дальше их, но при Иннокентии III влияние светской власти в деле избрания епископов быстро начало падать. Папа сумел приобрести себе право участия в выборах посредством своего легата или нунция и право окончательного суждения о правильности выбора.
Несколько иной характер приняла борьба за И. во Франции. Вопрос об И. здесь не имел такого значения, так как епископы Франции далеко не были такими крупными политическими единицами, как епископы Германии. С другой стороны, право И. принадлежало королям Франции только отчасти, а в большинстве им пользовались коронные вассалы, герцоги и графы. Поэтому здесь спор об И., в общем, гораздо менее ожесточенный, распадается на ряд отдельных препирательств между местными владельцами и курией с различными результатами. В общем, с начала XII века право назначения почти исчезло и выбор епископов и аббатов сделался свободным. И. исчезла и только король и главные вассалы сохранили право передавать новоизбранному епископу и аббату (после клятвы в верности, а иногда и без нее) имущества и политические права, а во время вакансии пользоваться доходом с этих имуществ. Но уже в XII веке некоторым епископствам удалось избавиться и от этого вида зависимости от светской власти. Менее всего удачна для пап была борьба за И. в Англии. Еще при господстве датчан и англосаксов право замещения епископских кафедр принадлежало королю вместе с вельможами и народным собранием. При норманнах была введена И. и ленная клятва. Запрещения И. при Григории VII не оказывали действия. В споре между Вильгельмом II и Ансельмом Кентерберийским дело шло не о праве назначения, а лишь о злоупотреблении им (см. Энц. I). Когда Ансельм возвратился в 1101 г. в Англию, и отказался от ленной клятвы, начался чисто дипломатический спор об И., окончившийся в 1107 г. тем, что король отказался от формальности пожалования кольцом и посохом, но удержал за собою все прежние права, и впоследствии выбор епископов по 12 Кларендонскому постановлению был предоставлен избирательному собранию, всецело зависящему от короля, и согласие короля было решающим. Только при слабохарактерном Иоанне Безземельном Иннокентию III удалось вынудить значительные уступки.
Литература. Указание иностранной литературы см. в Энциклопедии Герцога и Гаука, изд. 3-е т. IX, стр. 214; Робертсон и Герцог, «История христ. церкви», т. 1, стр. 1002.
С. Т.