О крещении мирском и иноверном

Источник

Православно-кафолическая церковь дозволяет, в случаях крайней нужды, крестить мирянам1 не только мужчинам, но и женщинам2, как это дозволялось и в первых веках христианства3. Но каким мирянам? Православным ли только или вместе и неправославным? У Тертулиана, бл. Иеронима и бл. Августина4, говорится: мирянам (Laicis) вообще, безразлично. По правилуу Никифора исповедника, патриарха Константинопольского (†815), в случае нужды, за отсутствием священнослужителя, всякий православный может окрестить младенца5. В номоканоне, помещаемом при наших требниках, и составленном не раньше XIV века, в прав. 204 также требуется, чтобы крещающий мирянин был православный христианин. Восточчные патриархи, в своем послании о православной вере (1672–1723 г.), в члене 16-м, пишут, что крещение «по нужде может быть совершено и простым человеком, но только православным, и при том, понимающим важность божесственного крещения» (по греческому подлиннику: имеющим намерение, сообразное с божественным крещением). Это повторяет и священник К. Никольский6. В постановлениях о таинстве крещения, изложенных в «Православном Собеседнике7, для мирского крещения непременным условим поставляется то, чтобы крещающее лицо было православное, чтобы слова крещения: «во имя Отца и Сына и св. Духа» произносило в духе православной церкви и искренней веры, и чувствовало важность и нужду совершаемого действия. Но по словам архимандрита Антония8 – «Вселенская церковь определила в в символе исповедывать также, и всегда учила, вопреки некоторым еретикам, о неповторяемости крещения, хотя бы оно совершено было над кем либо даже неправославным христианином ( каким? мирским или духовным?), только во имя пресвятой Троицы». С тех пор как признано действительным крещение протестантов (а оно признано таковым на Константинопольском соборе, бывшем в 1708 году, при патриархе Киприане, и упоминаемом в грамоте Константинопольского патриарха Иеремии III, написанной в 1718 году императору Петру Великому9, с тех пор надобно допустить, что действительно крещение свякого мирянина православного и неправославного, потому, что протетантские духовные лица, по суду православных богословов10, суть миряне, так как протестанты не признают своего постановления (ordinatio) за таинство, и следовательно им недостает законного рукоположения и таинственного освящения или благодати священства.

Признавая таким образом действительность крещения, совершенного по нужде мирянином, наши отечественные богословы согласны в том, что если младенец, окрещенный по нужде мирянином, останется жив, то над ним не поввторяется уже погружение с произнесением слов: крещается раб Божий имя рек во имя Отца и Сына и Св. Духа, а только довершаются священником обряды и молитвы, положенные при крещении11. Греческий богословПродром полагает, что ессли поввивальная бабка, совершая по нужде крещение, облила водою голову, или грудь, или недра младенца, то крещение действительно безусловно, а если другую какую-либо часть тела, то крещение должно быть повторено под условием12. Такое же мнение еще прежде было высказано13 многими константинопольскими патриархами, как-то Мефодием, Никофором, Николаем, Георгием, Филофеем и даже Фотием. Константинопольский патриарх Иеремия III пишет: «крещение неосвященного (лица) понужде не отвергается»14. С этим определением согласен и Гавриил, епископ Филадельфийский15. Но святогорский иеромонах Никодим16 полагает, что младенца, крещенного мирским христианином, если останется жив, дложен снова крестить священник и, в оправдание сего мнения указывает во-первых, на примере Дионисия Александрийского, который снова крестил иудея, крещеного уже во время болезни, в смертной опасности, мирским лицем, и во-вторых, на –е правило св. Василия Великого. Но по примеру Дионисия Александрийского, который, по сказанию Руфина17, а за ним и Сократа18, признал законным и действительным крещение, совершаемое в детстве Афанасием (впоследствии архиепископом Александрийским) в праздник св. Петра Александрийского, над языческими мальчиками, с которыми он играл на берегу моря. А св. Василий Великий в первом правиле говорит только, ччто древние не принимали крещения Новатиан, как крещенных мирянами, но сам соглашается признать их крещение действительным. Вот его слова: «почему приходящих от них к церкви, как крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищать истинным церковным крещением. Но поскольку некоторым в Асии решительно угодно было, ради назидания многих, принять крещение их: то да будет оно приемлемо». Таким образом ни пример Дионисия Александрийского, ни первое правиило св. Василия Великого не препятствуют признанию действительности и неповторяемости крещения, совершенного по нужде лицом мирским.

Признавая действительным крещение, совершенное в случае нужды мирянином православным или неправославным, наша отеческая церковь тем более признает действительным крещение, совершенное духовными лицами римско-католического или протестанского вероисповедания19. Греческая церковь на Константинопольском соборе 1484 года, при патриархе Симеоне, также запретила перекрещивать латинян, и на Константинопольском соборе 1708 года, (упоминаемом в грамоте Константинопольского патриарха Иеремии III к императору Петру Великому, писанной в 1718 году) при патриархе Киприане – лютеран и кальвинистов, если те или другие присоединяются к православию. Но Константинопольский собор 1756 года, при патриархе Кирилле V, вопреки собору 1484 года, объявил крещение латинян «чуждым всего апостольского предания»,20 т.е. недействительным, и через это произвел между греческою и русскою церковью дисциплинарную разность в образе присоединения христианских иноверцев к православию. Но греки не правы: на латинян нельзя смотреть как на некрещенных, как на не христиан, потому, что они исповедуют Троицу единосущную, крестят во имя Отца и Сына и св. Духа, и в понятии о необходимости крещения не отступают от учения вселенской церкви. Совершаемое у них обливание вместо погружения, в таинстве крещения, не препятствует принятию их в церковь православную, как потому, что обливанием не изменяется существо таинства, а только видимый его образ, так и потому, что древняя церковь допукала в случаях нужды обливание и не отрицала в нем таинства;21 обливательное крещение признает действительным и греческий богослов Мосхопуло.22 Впрочем, если верить Dr. Zhishman’y,23 в настоящее время на Востоке не повторяют крещения над латинянами, приссоединившимся к православной церкви. Питципий уверяет, чтов настоящее время вся восточная церковь старается отменить перекрещивание латинян.24 Равным образом, если греки признают действительным крещение, совершенное по нужде мирским лицом, то не должны отвергать и крещения протестантов. Вообще истинное крещение есть то, которое совершается в воде во имя Отца и Сына и св. Духа.

Римская церковь, в случае нужды, дозволяет крещение всякому человеку, не только христианину, но и не христианину, лишь бы только он, при возливании воды на голову крещаемого произнес лова: «я крещаю тбя во имя Отца и Сына и св. Духа» и при этом имел намерение сделать то, что делает церковь.25 Относительно крещения протестантов практика её разнообразится смотря по епархиям: в одних крестят их вновь при принятии в латинство, в других не крестят: в Италии26 и во Франции27 крестят их, по большей части, условвныым образом: «если ты не крещен, то я тебя крещу во имя Отца» и проч. У нас условное крещение христианских иноверцев допускается лишь в том сслучае, когда прежнее их крещение будет неизвестно или сомнительно.28

У протестантов, также как и у нас, крещение не повторяется даже при переходе из одного общества в другое. Одни только анабаптисты (т.е. менонниты и дункеры) не признавать действительным крещения младенцев, и потому вторично крестить тех из переходящих в их общество, которые были крещены во младенчестве. Реформаторы положительно запрещают совершение крещения вообще женщинам и, в частности, повивальным бабкам.29

Протоиерей Тарасий Серединский

Берлин

22 марта (3 апреля) 1868.

* * *

1

Посл. вост. патр. о правосл. вере гл.16.

2

Пр. Иск. ч.1, отв на вопр. 103. Moscus-Prat. Spirit. C. 111 Nicephor. confess. can. LI.

3

Tertull. De Baptism. c. 17. Hieronym. adt. Lucii. C. 4. Augustin ad Fortunat.

4

В вышеуказанных местах.

5

Архим. Ионна – Опыт курс. церк. законов вып. 2-й стр. 580. Спб. 1851.

6

Руков. к изуч. уст. богослуж. правосл. церкв. стр. 548, Спб, 1862.

7

Правосл. собесед. 1839 г. янарь стр. 12.

8

Догмат. богосл. стр. 360. Киев 1848.

9

Прибавл. к твор. св. отц. ч.14 стр.464.

10

Преосв. Филарета, архиеп. черниг, Догм. богосл. ч.2, стр.335, прим.33, Чернигов 1864.

11

Преосв. Макар Пр. догм. богосл. т.II стр 233 Спб. 1857. Преос. Евсев. Бес о 7 спас. таинств. пр. каф. В. церкв. стр. 56. Спб. 1850. Арх. Антон. догм. богосл. стр. 360. Свящ. К. Никольск. Рук. к из. уег богосл. пр. ц. стр.318. О должн. прих. пресв. гл. 3 §84. Номок. 204. Ук. 1722 г. февр. 28 п. 1-й. Прот. Скворц. Зап.по церк. законов стр. 167. Киев 1818.

12

Werner – Geschichte der apolog. n. polem. Luteratur der chrislichen Theologic. III. Band. § 152 Schaffhauset 1864

13

По свидетельству Werner’a loc. cit.

14

Βάπτισμα του ἀνείρου οἱ ἀνάγκην οὑκ ἀποβάλλεται.

15

В трактате о таинствах.

16

Έξομολογητάριον σελ. 136 Έν Βενεζία 1857.

17

Hist. eccles. I7. 1. с.14.

18

Hist. eccles. L. II. с.16.

Христ. Чт. №8

19

Моск. Соб. 1667 г. Ук. 1718 г. авг. 8. Ук. 1719 г. февр. 7. Ук. 1731 г. дек.29.

20

Τῆς ἀποστολικῆς ὅλης παραδόσεως ἀλλότρεον. Picher – Geschichie der kirchchen Trennung zwischen dem Orient unt Occident. H Band. Seite 300. München. 1869.

21

Cyprian. ер.28. 27 ad Magn. Прав. Собес. 1859 г. январь стр.20.

22

Догм. богос. Стр. 122. Корфу 1851. Conf. Pitzipios – L’église orientale P. 1. p.100. Rome 1855..

23

Das Eherecht der orientalischen Kirche S. 529 Wien 1864

24

Pichler – Gesch. d Kirchl.. Treun. zwischen d. Or. Occ. S. 300

25

Rituale Rom. de Bartiam. Watter’s Kircheenrecht. S.557. Bonn 1846.

26

Alf. de Liguorio – de Baptism. in Theol. Moral.

27

Rohrbacher – Histoire universelle de I’egelise cathol. T.5. p.495. Paris 1850.

28

Ук. 1731 г. дек. 29.

29

Confess. de foi des églis. reform. de France et de Suisse p. 138. Montpellier 1825.


Источник: Прот. Т. Серединский. О крещении мирском и иноверном // Христианское чтение, 1868, No 8. – 204–210 с.

Комментарии для сайта Cackle