Источник

Имена

Имена, – их значение в Библии. Имена имеют своею целью обозначение и различение предметов. Первоначально они не произвольно избирались, а выражали те отличительные впечатления, какие производились предметами или теми особыми отношениями, в которых они стояли к личности. Как это было в отношении местности и животных, так то же самое было и в отношении личностей. С ними связывается воспоминание об обстоятельствах рождения (напр., история рождения Исаака, который вследствие усмешки Сарры получил имя смех). Имя считалось также предзнаменованием, как это было в истории Вениамина (Быт.35:18), Навала (1Цар.25:25 и др.). В Библии имена имели особенную знаменательность в смысле залога божественного промышления и определения отношения данного лица к Богу. Такие имена или давались при рождении, как, напр., Ною (Быт.5:29), Измаилу (Быт.16:11), Исааку (Быт.21:3), Иисусу Христу (Мф.1:21) и др., или впоследствии, по каким-нибудь особым случаям, имевшим большое значение в жизни данного лица. Так это было с Авраамом, когда он получил эту полную форму своего имени вместо прежней Аврам, по заключению завета с Богом (Быт.17:5). То же самое было в истории Сарры (Быт. 17:15), Иакова (Быт.32:28), Иисуса Навина (Чис.13:16), Кифы (Ин.1:42), Варнавы (Деян.4:36) и др. По этому же побуждению, вероятно, Савл принял имя Павла. Пророки придавали много значения имени. Нафан называет Соломона Иедидия, т. е. возлюбленный Богом (2Цар.12:15), а пророки Осия (Ос.1), Исаия (Ис.7:3, 8:3) выводят из имен своих детей разные пророчества. Когда Бог избирает Себе мужа по сердцу Своему, чтобы сделать его глашатаем и исполнителем Своих преднамерений, Он дает ему соответствующее имя (Исх.31; Ис.45:3, 4). Получение нового имени от Бога (Ис.45:15; Откр.2:17 и др.) указывают на наступление нового отношения к Богу.

Имена, носимые различными народами, составляют важный памятник народного духа и нравственного смысла. Подобным образом, имена, ходившие в Израиле, составляют знаменательные свидетельства о его особом призвании, и ни у каких еще других народов древности не встречается сравнительно столь многих имен религиозного происхождения. В Номостиконе Матфея Гиллера собраны целые сотни имен этого рода, составленные из присоединения божественных имен – Ель-Шаддаи-Цур и позже Иегова; они содержат указания на свойства Бога, на Его отношения к избранному народу или выражают надежду, благодарения и моления к Богу. Религиозное значение имени усиливалось тем, что наименования мальчиков связывалось с обрезанием (Лк.1:59, 2:21). Имя имело такое большое значение, что назваться именем кого-либо другого значило выразить притязания на права его наследства (Быт.48:17; Втор.25:6, 7). Дети часто принимали имя своего отца, в знак чего к собственному имени прибавлялось в начале слово Бар или Вар (сын), как это видим в словах Варфоломей, Вартимей, Вар-Иона и др. В позднейший период израильской истории проникло много иностранных имен – арамейских (Марфа, Тавафа и др.), греческих (Акила, Марк и др.) и других иностранных имен, или еврейским именам придавались греческие формы, напр., вместо Елеазар – Лазарь, вместо Аницай – Матфей и др. Многие иудеи присоединяли к своему первоначальному еврейскому имени какое-нибудь иностранное имя, как это видим в примере Иоанна-Марка (Деян.12:12), Иисуса-Юста (Кол.4:11) и др.

N.

Имена в христианстве. По учению православной церкви, всякому, вступающему в нее дается новое имя, «христианское», т. е. имя, носитель или носительница которого были прославлены церковью и причислены к лику святых. Этот обычай явился с первых веков христианства, с тех пор как многие имена были прославлены их носителями подвигами мученичества и праведной жизни. Естественно, что, если евреи или язычники давали имя в честь своих великих людей или близких родственников, то тем более поводов имели христиане давать имена в честь великих святых. Этим самым они как бы вводили новых членов в теснейший союз с Богом и Его церковью, ставили их под покровительство святых, которым они и призывались подражать. Св. Иоанн Златоуст в беседе XXI на кн. Бытия пишет: «Христиане при именах новопринятых должны взирать на святые лица, как на образец добродетели и блаженства». Чем более в нас деятельного усердия подражать святым, тем сильнее невидимое предстательство их за нас пред Богом. Благоговея пред именем Христа Спасителя и пред именем Пресвятой Девы Марии Богоматери, православная церковь не дает вступающим в нее ни имени «Иисус», ни «Марии» во имя Богородицы, не налагает на нас, так сказать, печатей, изображающих божественную жизнь Спасителя и вышеангельское житие «Невесты неневестной». По существующим правилам православной церкви имя дается пред крещением, для чего не назначается определенного дня, хотя и рекомендуется следовать в этом отношении примеру Христа Спасителя, Которому было наречено имя в восьмой день по рождении (Лк.2:21). В немедленном, по рождении младенца, наречении его христианским именем видно желание родителей – скорее видеть дитя запечатленным именем святого, под невидимым его покровом.

Употребление христианских имен в древней Руси. Что касается наших предков славян, то они до принятия христианства, не обладая запасом собственных имен, который после был получен от крестившей их византийской церкви, должны были, для различения по именам отдельных личностей, обращаться к собственному языку. В одном из Азбуковников мы находим замечание: «первых родов и времен человецы бывше и прежде закона, и сущии в законе и в благодати до некоего времени даяху детем своим имена, якоже отец и мати отрочати изволят или от взора и естества детища или от времени, или от вещи, или от притчи... Такожде и славяне прежде крещения их даяху имена детям своим сице: Богдан, Бажен, Первой, Второй... и ина такова». После принятия христианства естественно ожидать появления на смену прежних славянских имен новых, употреблявшихся в византийской церкви. От XI в. мы имеем уже много примеров христианских имен: Георгий, отрок князя Бориса (1015 г.); князь Евстафий Мстиславич (1033 г.)22. Наряду с христианскими, употреблялись имена языческие, частью древнерусские, частью явившиеся позднее. Последние употреблялись и самостоятельно, в качестве личных имен. Обычай был так силен, что языческие имена носило само духовенство, напр. «Герман, зовомый Воята», Новгородский священник; «Упирь Лихый» – священник. До XIII в. князья обычно носили два имени: одно мирское, «княжое», другое – христианское. Первое считалось главным; им обозначал летописец князя при всех политических обстоятельствах его жизни, а христианское употреблял, говоря о церковных событиях, особенно упоминая о кончине; может быть, летописец хотел сохранить имя князя для его поминовения. С XIII в. князья чаще встречаются с христианскими именами. Не то было в других классах общества. До XIV в. мы редко встречаем два имени вместе среди именитых людей, но в XIV–XV в. этот обычай был очень распространен и исчезает опять в XVI–XVII в., причем ни русскому, ни христианскому имени не давалось предпочтения. Еще позднее явился обычай носить два имени среди низшего класса, где он является в половине XV в. По мнению митроп. Евгения и Костомарова, второе имя давали и хранили втайне, в избежание над ним колдовства, но, скорее, русское имя давалось в качестве прозвища, напр., летопись упоминает о Богдане, «а имя Бог весть», как замечается в летописи. К имени прибавлялось отчество. Последние являются довольно рано. В списке послов в летописи под 945 г. значится несколько лиц с прозвищами; под 968 г. упоминается воевода «Претич» и т. д. Нужно заметить, что отчество присоединяется к имени не для почета, так как в более раннюю пору князья чаще назывались одним именем, без прозвищ; позже отчества распространяются во всех классах общества. Вероятно, здесь сказывается стремление указать отчеством на свое происхождение (Тупиков). В качестве особенностей отчеств следует заметить, что отчества происходили иногда от женских имен, напр., «Василь Настасич», боярин Смоленский; иногда происходили от языческих имен и прозвищ: «Мякуш Феодоров Макаров» и рядом – «Данило Сопля» и сын его «Ивашко Соплин», «Иван Тетеря» и «Стефан Тетерин». Отчество употреблялось в качестве фамилии, напр. «Любейков сын, а зять Коваленков». В последующее время, после XVII в., употребляются лишь христианские имена. В руководство при наречении имен Св. Синодом издан: «Месяцеслов всех святых, празднуемых восточною церковью». Новое имя дается при вступлении в новую жизнь, откуда произошел обычай давать новое имя при пострижении в монашество: имя меняется дважды – при принятии малой схимы и великой, каждый раз в знак высшего отречения от мира и посвящения на особенное служение Богу.

Б. Груздев

* * *

22

Примеры заимствованы из книги: П. Тупиков, Словарь древнерусских личных собственных имен.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle