Источник

Игнатий – архиепископ Воронежский и Задонский

Игнатий (в мире Матвей Афанасьевич Семенов) – архиепископ Воронежский и Задонский. Сын пономаря, после бывшего священником, родился в с. Покшенгах Пинегского уезда 5 авг. 1791 г., умер 20 янв. 1850 г. Несмотря на скромные желания отца приготовить из сына только дьячка, Семенов участием Архангельского архиерея определен был в семинарию, где проявил большие способности, и по окончании в 1811 г. курса остался учителем французского языка; в 1812–1815 гг. проходил учительскую и инспекторскую должности в Архангельском духовном училище; 14 июля 1816 г. вернулся в семинарию учителем греческого и французского языков; с 1819 г. состоял секретарем местного комитета российского Библейского общества, участвовал в составлении «Симфонии на Пятикнижие» (изд. 1823 г.). В 1820 г. 25 июля постригся в монашество с именем Игнатия, 1 авг. рукоположен в иеродиакона, 15 авг. – в иеромонаха и З февр. 1821 г. – в игумена с назначением настоятелем Корельского Николаевского монастыря. В том же году 1 марта игумен Игнатий вызван был в Петербург и определен бакалавром греческого языка в низшем отделении духовной академии и 30 июля того же года комиссия духовных училищ, «усмотрев из представления конференции Спб. духовной академии, что бакалавр оной, игумен Игнатий, по учиненному в ней испытанию, найден достойным звания магистра, определила возвесть его на сию степень»17. В духовной академии Игнатий преподавал и богословские науки, был библиотекарем и членом академической конференции; он привел в порядок академическую библиотеку, составил каталоги; в академич. церкви произносил проповеди, а в «Христ. Чтении» помещал статьи, преимущественно переводы с греческого. В 1822 г. 8 ноября возведен в сан архимандрита и 23 июля 1823 г. назначен ректором Новгородской дух. семинарии, настоятелем Антониева монастыря и членом дух. консистории. Архимандрит Игнатий был деятельным ректором: богословие он преподавал по собственным запискам, ввел преподавание церковной археологии, дал особую инструкцию для учеников и увеличил оклады содержания; в консистории его голос был решающим; в монастырь он привлекал массу богомольцев прекрасными проповедями, – один раз даже удостоился за проповедь поклона до земли от известного графа Аракчеева. В 1826 г. получил серебр. медаль за составление церемониала встречи тела императора Александра I, благодарность от комиссии дух. училищ за устройство семинарии и орден Анны 2-­й ст. В 1828 г. 26 февр. хиротонисан в епископа Старорусского, викария Новгородского, а 22 мая того же года перемещен на Олонецкую кафедру, выделенную (уже вторично) из Новгородской епархии. Как устроитель новооткрытой Олонецкой епархии, преосвященный Игнатий оставил там по себе память «до сего дни». И действительно, велики были труды его. Олонецкий край был главным гнездом раскольников, а бороться с расколом было некому: немногочисленное духовенство было малообразованно и крайне бедно; православные церкви были разбросаны на дальних друг от друга расстояниях. Трудна была борьба с полудиким и почти незнакомым с религией народом. В 14 лет управления епархиею он сделал все, что нужно для благоустроенной епархии: не говоря уже об устройстве консистории, архиерейского дома и духовной семинарии с училищами, он заботился о нравственном улучшении и материальном обеспечении духовенства, доучивал малообразованных, наделял землею бедных, всем выхлопотал жалованье, увеличил число приходов, вызвал прихожан к пожертвованиям, устроил до 40 новых церквей, велел при них обучать детей, разослал по церквам поучительные и обличительные по расколу книги, завел собеседования и сам посещал раскольничьи скиты и часовни. В 1835 г. возведен в сан архиепископа. В 1842 г. 17 окт. назначен архиепископом Донским и Новочеркасским, где проявил такую же энергичную и многоплодную деятельность. 13 января 1847 г. перемещен в Воронеж. В 1848 г. вызван в Петербург для присутствования в Св. Синоде и уже не вернулся в Воронеж. Погребен в Феодоровской церкви Александро-Невской лавры. После него осталось немало богословских, гомилетических, археологических, экзегетических, исторических, полемических, противораскольничьих, переводных и самостоятельных литературных трудов, большею частью изданных им самим: «Беседы о мнимом старообрядстве», «Истина о Соловецкой обители против неправды челобитной», «Слова, и беседы, и речи на разные случаи и по разным вопросам», «Краткое сказание о Климецком монастыре», «Примечания к чтению и толкованию Свящ. Писания», «О таинствах церкви», «Чтения о св. ап. Петре», «История о расколах в церкви российской», «Воспоминания и пришествиях императора Петра I в Олонец» и много сочинений в рукописях.

См. архим. Ириней, «Воспоминания о высокопреосвящ. Игнатии, архиепископе Воронежском»; Чистович, «История Спб. дух. академии»; Здравомыслов, «Иерархи Новгородской епархии»; дела архива Св. Синода 1822 г. № 1263, 1837 г. № 1769.

К. Здравомыслов

* * *

17

См. журн. «Ком. дух. учил.» 1821 г. № СХХХIV. Подобным образом, без академического образования, возведен на степень магистра Тимофей (Котлерев), архиепископ Смоленский, скончавшийся на покое в 1862 г.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle