Разве весь мистический опыт – это не из области психиатрии?
Действительно, один из постоянно повторяемых тезисов атеистической пропаганды – это то, что религия есть форма психопатологии. Как пишет, например, Ричард Докинз, в своей книге «Бог как иллюзия»: «Встроенный в программу Microsoft Word словарь определяет «навязчивую иллюзию» как «упорное верование вопреки убедительным доказательствам противного, особенно – симптом психического расстройства». Первая часть определения вполне применима к религии. Что же касается психического расстройства, то я склонен согласиться с Робертом М. Пирсигом, автором книги «Дзен и искусство починки мотоциклов», заявившим: «Когда навязчивые иллюзии появляются у одного человека, это сумасшествие. Когда они появляются сразу у многих, это религия».
Это утверждение атеистов вполне проверяемо научно. Связь между религией и психическим здоровьем неоднократно исследовалась. И эти исследования, проведенные людьми далекими от веры, показывают, что верующие, живущие церковной жизнью, более, а не менее психически здоровы, чем атеисты. У них меньше депрессий, суицидальных попыток, злоупотреблений веществами, они легче переносят такие удары судьбы, как, например, потеря работы. Религиозно ориентированные программы помощи наркоманам и алкоголикам демонстрируют бо́льшую эффективность, чем светские.
Конечно, светские исследователи предлагают благотворному эффекту церковной жизни вполне естественные объяснения – людям легче жить и преодолевать трудности, когда у них есть цель в жизни, большое значение имеет сознание поддержки со стороны церковной общины, как и то, что Церковь выступает против разрушительных для психики вредных привычек. Но факт остается фактом – прихожане Церквей психически не менее, а более здоровы, чем атеисты.
Конечно, люди, страдающие душевными расстройствами, могут иметь религиозный бред – точно так же, как они могут иметь научный, изобретательский или шпионский бред. Если душевнобольные люди рассказывают о якобы совершенных ими выдающихся научных открытиях (а это довольно распространенный симптом), нам в голову не приходит объявлять любые научные открытия бредом.
Точно так же существование религиозного бреда нельзя считать доводом против религии.