Зосима – митрополит всея России
Зосима – митрополит всея России. По уверению Иосифа Волоцкого, архимандрит Симоновского монастыря Зосима, тайный приверженец ереси жидовствующих, был поставлен в митрополиты великим князем Иваном Васильевичем благодаря влиянию протопопа Алексея. По требованию Геннадия, арх. Новгородского, и других епископов 17 октября 1490 года, спустя лишь 21 день после поставления Зосимы в митрополиты, был созван собор в Москве, на котором жидовствующие были осуждены и митрополит должен был согласиться с решением собора (см. под сл. Жидовствующие). Но после собора митрополит вместе с другими еретиками предался со всею ревностью пропаганде ереси. У нас, как и в Греции, было распространено верование, что с окончанием семи тысяч лет настанет кончина мира. Поэтому богослужебная пасхалия доведена была у нас до семитысячного года и на нем останавливалась. Когда семитысячный год прошел (он оканчивался августом 1492 года), а кончины мира не последовало, нужно было продолжить пасхалию и на дальнейшее время. Это и сделал Зосима, расчислив пасхалию на 20 следующих лет. После проверки новой пасхалии Геннадием и другими епископами, она была обнародована во всей митрополии около декабря 1492 года. Еретичество митрополита было узнано нескоро, а когда оно было узнано и поборники православия стали обличать его, он вступил с ними в ожесточенную борьбу. Но он сам помог православным свергнуть его с кафедры. Великий князь, не веривший обвинениям митрополита в еретичестве, был вынужден удалить его с кафедры за пьянство и другие пороки. Зосима был митрополитом с 26 сентября 1490 г. по 19 мая 1494 года. Низведенный с кафедры Зосима, по словам летописей, отошел в келью в Симоновом монастыре, а из Симонова монастыря в Троице-Сергиев монастырь. Недавно найдено краткое поучение Зосимы с собором 1490 года против жидовствующих (издано Павловым в «Памятниках» № 117). Поучение, как и согласие с соборными постановлениями против жидовствующих, было вынуждено, и нельзя видеть в нем доказательства православия Зосимы, хотя с несомненностью решить вопрос о еретичестве Зосимы пока нельзя.
Литература. «Правосл. собеседн.» 1860 г., ч.II; м. Макарий, «Ист. р. ц.», т. ΧVII; Голубинский, «Истории русской церкви», т. II, стр. 566–571, 608–610; «Русская историческая библ.», т. VI; «Современные Известия» 1884 г. № 266; Д. Иловайский, «Еще о ереси жидовствующих», Μ. 1884.