Источник

Змей медный

Змей медный – таинственный символ спасения, явленный народу израильскому в пустыне. Израильтяне в сороковой год своего странствования в пустыне, победив и изгнав хананеев, опять повернули к Чермному морю, в обход земли едомитян, которые не давали согласия пропустить пришельцев через свои владения. Обход этот по необходимости был труден, и народ стал опять малодушествовать и роптать на Моисея, и за это наказан был нападением ядовитых змей, от укушения которых погибло множество народа. Это наказание образумило народ и привело его к сознанию своей греховности, и он горячо просил Моисея помолиться Господу, чтобы Он избавил их от змей. Моисей по божественному повелению сделал медного змея, повесил его на крест, так, чтобы, смотря на него, всякий укушенный получал исцеление (Чис.21:5 и сл.). Исцеления, конечно, совершались под условием чистосердечного раскаяния во грехе. Это знамение так поразило воображение израильтян, что медный змей сделался предметом почитания и еще во времена царя Иезекии был предметом суеверного поклонения среди израильтян (4Цар.18:4), и благочестивый царь уничтожил его вместе с другими предметами суеверного поклонения. Медный змей стал символом будущего избавления по слову самого Избавителя: «и как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14, 15).

Литература. Vitringa, Obs. Sacr. I, 403 и сл.; Huth, Serpens Exaltatus, Ell. 1758; Crusius, De typo seppentis aenei.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle