Духовенство в настоящее время
Духовенство в настоящее время. По действующим законам о состояниях (свод. зак. т. IX изд. 1889 г.) к белому д-ву принадлежат: протопресвитеры, иереи, протодиаконы, диаконы и иподиаконы, и церковные причетники в звании псаломщиков, причем доказательством принадлежности признаются ставленные грамоты и клировые ведомости. В б. духовенство могут вступать лица всех вообще состояний, лишь бы они оказались годными к занятию ц. должностей по мнению местного архиерея (70 и 76 ст. Уст. дух. конс.). Лица бывших податных состояний допускаются к поступлению в б. д-во не иначе, как по удостоверению епархиального начальника: 1) в недостаток по его ведомству лиц духовного звания к замещению должностей; 2) в том, что поведение и образование желающего вступить в оное соответствуют дух. званию. Проситель должен сверх того иметь узаконенное увольнение от своего общества. Дела сего рода, по рассмотрении их казенною палатою, восходят к губернатору на окончательное разрешение. Но, если так свободен доступ в ряды духовенства лицам других состояний, то, с другой стороны, и дети духовенства, с 1869 г., уже не принадлежат более к духовному званию и могут свободно избирать себе любой вид занятий и достигать, путем науки и службы, прав дворянского сословии. При сложении священнослужителями духовного сана, по их желанию, соблюдается следующее: 1) священнослужители б. д-ва, просящие об увольнении их из сего звания в светское, испытываются в течение 2-х месяцев в решимости и увещеваются не уклоняться от принятого уже на себя звания; 2) если и засим кто останется непреклонным в намерении, то, с разрешения святейшего Синода, слагается с него сан и об этом дается знать местному губернскому правлению, для сведения: 3) уволенные по собственному желанию из духовного ведомства возвращается в первобытное свое состояние и не пользуются впредь никакими иными выгодами, кроме присвоенных тому состоянию: 4) имевшим до вступления в священнослужительскую должность светские чины, военные или гражданские, эти чины, как сложенные уже ими при посвящении в духовный сан, не возвращаются, и при вступлении их вновь в службу прежние в формулярных списках вовсе не показываются; 5) если оставивший духовный сан поступит ни государственную службу, то, хотя в послужной его список не вносятся действия по службе духовной, показывается время нахождения в ней; 6) когда священнослужитель, просящий о снятии с него сана, находится под следствием или судом, то рассмотрение этой просьбы отлагается до судебного решения о нем дела. По снятии сана священникам воспрещается вступать в государственную службу в течение 10, а дьяконам в течение 6 лет. Церковные причетники, увольняемые из духовного звания по своему желанию, или за излишеством и по неспособности, или по одному только подозрению в преступлении или проступке, возвращаются в то состояние, к которому они принадлежали по рождению или права которого они приобрели по образованию: притом те из них, которые по рождению не пользуются правами дворянства или почетного гражданства, а по образованию не приобрели права на вступление в гражданскую службу, обязаны приписываться к городскому или сельскому сословию. Впрочем, правила эти не относятся к тем из них, которые не могут продолжать службы за старостью (свыше 60 лет) или увечьем: лица этого рода подлежат призрению со стороны духовного начальства. Д. православное (общее число которого по вышедшему в 1903 г. всеподданнейшему отчету обер-прокурора Св. Синода за 1900 г. доходит: протоиереев до 2230, священников – 43.784, диаконов – 14.945 и причатников – 43.857) м. б. разделено на следующие классы: епархиальное – делящееся, в свою очередь, на приходское, кафедральное, единоверческое, кладбищенское, при женских монастырях и домовое, – военно-морское, придворное и заграничное. Военно-морское Д. управляется протопресвитером военного и морского Д. (по положению, Высочайше утвержденному 12 июня 1890 г.), но канонически зависит от епархиальной власти, как, равным, образом, и духовенство придворное, управляемое также особым протопресвитером, состоящим, в то же время, и духовником Их Величеств. Причты заграничных церквей, получая содержание от министерства иностранных дел, управляются с.-петербургским епархиальным начальством, – кроме Д. Иерусалимской, Пекинской, Японской и др. миссий, состоящего в непосредственном ведении Св. Синода. Священнослужителями могут быть как женатые, так и неженатые (не менее 40 лет от роду), причем вступать в брак им позволяется только до принятия сана и притом только с девицею доброго поведения. Если бы вдовый священнослужитель пожелал вступить в брак, то должен сложить с себя сан и может считаться в клире только на низших должностях. В священном сане не могут быть лица с физическими недостатками, препятствующими отправлению ими священнослужительских обязанностей, а также предающиеся пьянству или блуду, а также замеченные в клятвопреступлении или татьбе. Клирикам запрещается заниматься торгом, промыслами, ростовщичеством, посещать театры, пляски и, вообще, зрелища, вмешиваться в мирские дела и заниматься игрой. Д. запрещается стричь волосы на голове и бороде и рекомендуется носить особого покроя одежду (рясы и подрясники) скромных, преимущественно темных, цветов. Если жена священнослужителя впадет в прелюбодеяние, то он должен развестись с ней или устранить себя от священнослужения; вдовым священнослужителям дозволяется держать в доме только близких родственниц или женщин преклонного возраста и неукоризненного поведения. Как особый привилегированный класс в обществе, Д. свободно от телесного наказания и личных податей и повинностей, как свободны от последних и занимаемые ими самими дома и помещения (но дома, принадлежащие им, как частным лицам, и на землях нецерковных, не освобождаются от таковых сборов и повинностей). Лица духовного звания имеют право приобретать и отчуждать всеми законными способами недвижимые имущества в селах и городах, но им запрещается заниматься винокурением и продажею вина, хотя и дозволяется сдавать в аренду находящиеся на их землях винокуренные заводы и питейные заведения. Права белого Д. по заключению обязательств и договоров подвергаются следующим ограничениям: 1) никто из них не может лично обязываться или ручаться за других ни в каких судебных местах, по подрядам и тому подобным делам, а также обязываться векселями и 2) никто из них не может быть ходатаем и поверенным по чужим делам, кроме тех дел, в коих они ходатайствуют за духовное ведомство или за жен и детей своих, а также за питомцев, находящихся у них на попечении. Священник имеет право основывать благотворительные и учебные заведения в приходе; но не может быть председателем или членом правления сельских ссудосберегательных товариществ, банков и т. п. В городских думах и земских собраниях священник может участвовать лишь в качестве уполномоченного от своего епархиального начальства. Вдовы священнослужителей пользуются правами личного дворянства, их дети – правами потомственного почетного гражданства, вдовы и дети причетников – правами личного почетного гражданства. Как знак отличия сана, священникам предоставлено право носить особый серебряный наперсный крест; за ревностное же исполнение обязанностей лица духовного сана, кроме духовных отличий (набедренника, скуфьи, камилавки, наперсного креста от Св. Синода и из кабинета Его Величества, палицы и митры), могут удостаиваться награждения орденами, а причетники – медалями. Средствами содержания православного белого духовенства служит: а) казенное жалованье (заграничное духовенство, придворное, военно-морское и часть приходского – по отчету за 1900 г. причты 24.660 церквей); б) земельные наделы – от 33 до 99 десятин на причт, кроме усадеб, каковые земли не подлежат никаким налогам и могут быть отчуждаемы не иначе, как с Высочайшего соизволения; в) доброхотные даяния, частью деньгами, а частью – в сельских приходах – хлебом и разными естественными продуктами. Из особых прав духовенства следует отметить право на избрание или назначение в должность благочинного (см. под этим словом, т. 2-й) и право собираться на съезды для обсуждения разных польз и нужд. Съезды бывают епархиальные и окружные: основная цель тех и других – выбор членов правлений духовных семинарий и училищ; составляются они из депутатов, избранных приходским духовенством по благочинническим округам закрытою баллотировкою, по одному депутату от каждых 10 причтов, причем право голоса предоставляется всем членам причта; но на съездах может присутствовать и остальное духовенство, не депутаты, только без решающего голоса. Председатель и делопроизводитель избираются самим съездом. Дела на съезде решаются по большинству голосов; но мнение меньшинства и особые мнения отдельных членов также вносятся в журнал съезда, представляемый для утверждения архиерею. В некоторых епархиях существуют еще благочиннические съезды, о которых см. 2 т. Б. Э. Лица белого духовенства могут подлежать как духовному, так и светскому уголовному суду (ст. 148 и 149 Уст. дух. кон.), причем первый может быть или непосредственно архиерейским – по делам о проступках неведения и нечаянности, и против должности и благоповедения без соединения с явным вредом и соблазном (епитимия до 2-х недель без формального следствия, по непосредственному усмотрению архиерея или после негласного дознания), или епархиальным – по производстве формального следствия через особых следователей. Высшее наказание (наказ. перечислены в 176 ст. Уст. дух. кон.) по епарх. суду – лишение священного сана и исключение из духовного звания, причем священники по лишении сана не могут вступать на государственную службу в течение 20, а диаконы – в течение 12 лет. Подробности о подсудности духовенства светскому и духовному суду, а также о порядке действования того и другого относительно подсудимого духовенства см. под словом Суд. Пенсии епархиальному духовенству и его семьям назначаются, согласно Высочайше утвержденному 3 июня 1902 г. уставу, по следующим основаниям и в таком порядке: 1) право на получение пенсий и единовременных пособий по правилам указанного устава предоставляется, при увольнении от службы, штатным священнослужителям и псаломщикам, а после их смерти – их вдовам и детям; 2) никто из священнослужителей или псаломщиков, состоя на штатной службе, хотя бы и не в епархиальном ведомстве, не может получать пенсии, положенной за епархиальную службу, за исключением пенсий, которые производятся священнослужителям за службу в отдаленных местностях, на основании особых правил (Выс. утвержд. 18 февр. 1858 г. полож. сибирск. комитета и 8 мая 1884 г. мнение Госуд. Совета); 3) те из священнослужителей или псаломщиков, кои выслужили другую пенсию, кроме положенной по сему уставу, получают ту пенсию, какую признают для себя выгоднейшею; этому правилу не подчиняются пенсии за службу в отдаленных местностях (ст. 2), которые могут быть производимы заштатным священнослужителям независимо от пенсий по правилам сего устава; 4) священнослужители, подвергшиеся лишению сана, а равно, псаломщики, кои подвергнутся исключению из службы и духовного звания, теряют право на пенсию, как для себя, так и для своих семейств; 5) вдовы и дети умерших священнослужителей и псаломщиков имеют право на пенсию, если мужья или отцы их: а) умерли на службе, по приобретении, на основании правил настоящего устава, права на пенсию выслугою установленных сроков и б) находились в отставке и получали пенсию или имели право получать ее; 6) правом на пенсии и единовременные пособия пользуются дети священнослужителей и псаломщиков, не исключая рожденных по выходе за штат отцов их; но не пользуются сим нравом: a) дети, достигшие 21 года; б) сыновья, поступившие на службу или в общественное заведение на казенное содержание; в) дочери замужние или принятые в общественное заведение на казенное содержание; 7) пожизненные пенсии м. б. назначаемы таким детям священнослужителей и псаломщиков, кои во время кончины своих родителей, хотя и были в летах, не допускающих уже по правилам сего устава назначения пенсий, но, находясь в совершенной бедности, одержимы неизлечимыми болезнями, или же впоследствии подверглись увечью или таким неизлечимым болезням, которые лишают их средств снискивать пропитание собственными трудами, без пособия и презрения со стороны правительства; 9) священнослужители и псаломщики, прослужившие от 20 до 30 лет, по увольнении от службы, получают одну треть оклада пенсии, прослужившие от 30 до 35 лет – две трети оклада, а прослужившие 35 лет и более – полный оклад; 10) недослужившие до 20-ти, 30-ти или 35-летнего срока, не более 6-ти месяцев, получают пенсию, определенную за полную выслугу означенных сроков; 11) выходящие за штат по совершенно расстроенному, на службе, здоровью или по неизлечимой болезни, получают в пенсию: прослужившие от 10 до 20 лет – одну треть оклада, от 20 до 30 лет – две трети оклада и прослужившие 30 лет – полный оклад: 12) священнослужители и псаломщики, одержимые такими неизлечимыми болезнями, которые лишают их возможности не только продолжать службу, но и обходиться без постоянного постороннего ухода, получают в пенсию: прослужившие от 5 до 10 лет – одну треть оклада, от 10 до 20 лет – две трети оклада и прослужившие 20 лет – полный оклад; но в этом случае не действует 6-месячная льгота, устан. ст. 10-й; 13) время, проведенное в должности псаломщика, считается действительной службой и принимается в зачет к выслуге пенсионных сроков, лишь начиная с 17-летнего возраста; 14) всякая служба до поступления в епархиальное ведомство: гражданская, военная, духовно-учебная и другая, если она сама по себе давала право на пенсию от казны, с переходом в епархиальную службу засчитывается в срок выслуги на пенсию, предоставленную настоящим уставом, год за год, если по другому ведомству установлен 35-летний срок выслуги, а если срок более краткий, то пропорционально сему сроку; 15) епархиальная служба засчитывается при выслуге пенсий из казны по другим ведомствам, причем зачет этот производится, если по другому ведомству установлен 35-летний срок выслуги, год за год, а если срок более краткий, то пропорционально сему сроку; 16) из времени действительной службы, дающей право на пенсию, исключаются: а) время нахождения в отставке, за штатом, или без места; б) время нахождения в отпуску сверх 4 или 6 месяцев, смотря по тому, на какой из этих сроков разрешается для различных местностей отпуск с сохранением содержания, и в) время, проведенное священнослужителем или псаломщиком под судом (светским уголовным, а не духовным), на основаниях, указанных в общем пенсионном уставе; 17) полный оклад пенсий назначается в размере: а) кафедральным протоиереям (настоятели кафедр. соборов) 500 руб., б) ключарям кафедр. соборов и штатным протоиереям – 400 руб., в) нештатным протоиереям, священникам городских и сельских церквей и протодиаконам кафедральн. соборов – 300 р., г) штатным диаконам городских и сельских церквей и иподиаконам кафедр. соборов – 200 р., д) диаконам на псаломщических вакансиях и штатным псаломщикам городских и сельских церквей – 100 р.; 18) священнослужителям, состоявшим в должностях члена консистории или благочинного не менее 10 лет беспрерывно, оклад увеличивается на 60 р. в год, хотя бы при выходе за штат они и не состояли в этих должностях; 19) кто в последней своей должности состоял менее 5 лет, тот получает пенсию по предшествовавшей низшей должности; но это правило не относится к лицам, оставляющим службу по неизлечимой болезни и имеющим право на получение пенсии по сокращенному сроку, а также к семьям лиц, умирающих на службе, – в таких случаях пенсия назначается всегда по последней должности; 20) вдове священнослужителя или псаломщика пенсия назначается в размере половины пенсии мужа; 21) вдове и детям, имеющим право на пенсию, прибавляется к половине одна треть другой половины на каждого сына или дочь, так что, имеющая трех малолетних детей и более, получает полную пенсию (мужа): 22) малолетние дети, оставшиеся по смерти священнослужителя или псаломщика без матери, получают из принадлежавшей отцу их в день смерти пенсии каждый одну четвертую часть, так что 4 или более получают полную пенсию отца; на том же основании назначается пенсия детям, не имеющим уже матери, если их отец поступит в монахи; 23) если пенсия, следующая по правилам сего устава, составит по расчету менее 30 р. в год (на все семейство), то в пенсию производится 30 р. без уменьшения этого оклада; 24) кроме пенсий м. б. назначаемы и единовременные пособия, – они назначаются: а) священнослужителям и псаломщикам, оставляющим службу по тяжким и неизлечимым болезням по выслуге от 1 года до 5 лет а также по совершенно расстроенному на службе здоровью по выслуге от 5 до 10 лет, и б) семействам (вдовам и детям священнослужителей и псаломщиков, умерших на службе без выслуги установленных на пенсию сроков (24 ст.); 25) священнослужители и псаломщики. немеющие по ст. 24 право на пособие при выходе за штат, получают единовременно полный оклад годовой пенсии; семействам же сих лиц единовременные пособия выдаются соразмерно с числом лет службы: до 10-лет – полугодовой, а свыше 10 лет – годовой оклад полной пенсии; 26) лицам, которым назначена пенсия, хотя бы и по другому ведомству, ни в каком случае единовременное пособие, сверх пенсии, не выдается; равным образом и лицам, получившим единовременное пособие, вместе с тем, не может быть назначена пенсия за епархиальную службу; 27) единовременное пособие выдается на все семейство нераздельно и выдача пособия одному и тому же семейству ни в каком случае не повторяется; почему семейству священнослужителя или псаломщика, получившего при отставке единовременное пособие и затем умершего, а равно, и детям, оставшимся после смерти вдовы, воспользовавшейся единовременным пособием, пособие не выдается; 28) лица, желающие воспользоваться пенсиею или единовременным пособием, подают об этом прошения епархиальному преосвященному; прошения о назначении пенсии или пособия малолетним сиротам подаются их опекунами или местным благочинным; 29) священнослужитель или псаломщик, выходя за штат, в самом прошении об увольнении от службы предъявляет свое право на пенсию или пособие; во всяком случае, для подачи прошения о пенсии назначается месячный срок, за пропуском которого пенсия назначается уже со дня подачи прошения; не пропустившим означенного срока, пенсия назначается со дня прекращения им содержания, а не получавшим казенного содержания – со дня получения ими указа об увольнении; 31) лицам, уволенным от службы во время нахождения под судом, а затем по суду оправданным, или приговоренным к наказанию, не лишающему права на пенсию, назначается для подачи прошения о назначении пенсии 6-месячный срок, который считается со дня объявления им решения суда; 32) вдовам и детям священнослужителей и псаломщиков пенсия назначается со дня смерти мужа или отца, если прошение о назначении пенсии было подано в течение года с означенного дня, в противном случае – со дня подачи прошения; означенный годичный срок для живущих вне России удваивается; несовершеннолетние круглые сироты не лишаются права на получение пенсии со дня смерти отцов, если только они, по достижении 16 лет, не пропустят указанных выше сроков для подачи прошения; сиротам, отец которых вступает в монашество, пенсия назначается со дня его пострижения; 33) если священнослужитель или псаломщик, подавший просьбу о пенсии или пособии, умрет до назначения ему таковых, то сумму, которая причиталась бы ему лично, выдается его семейству; 34) прошения о пенсиях и единовременных пособиях рассматриваются епархиальным начальством, которое, в случае признания права просителя на пенсию или единовременное пособие, обязано войти о сем с представлением в Святейший Синод не позже месяца со дня поступления прошения; 35) к представлениям о пенсиях и пособиях прилагаются: составленный по установленной Святейшим Синодом форме список сведений о лицах, коим испрашивается пенсия или пособие, и документы, удостоверяющие право просителя на получение пенсии или пособия, а именно: а) послужной список просителя, а если пенсия или пособие испрашиваются вдове или сиротам, то сверх послужного списка мужа – выписка из метрической книги о смерти его и метрические выписки о рождении и крещении детей; б) если пенсия испрашивается по сокращенному сроку – медицинское свидетельство, составленное согласно 160 и 161 ст. общ. Пенс. уст. и в) если пенсия испрашивается детям совершеннолетним, по неспособности к труду, то кроме медицинского свидетельства, еще и свидетельство о совершенной бедности, выданное причтом и удостоверенное благочинным; 36) пенсии и единовременные пособия на основании сего устава назначаются Святейшим Синодом и об ассигновании их из сумм государственного казначейства сообщается министру финансов; особые пенсии испрашиваются обер-прокурором Святейшего Синода, по соглашению с министром финансов, через комитет министров; пенсионные деньги, не дополученные умершими пенсионерами или пенсионерками в счет производившихся им пенсий из государственного казначейства, могут быть выдаваемы кассами министерства финансов, оставшимся после смерти семействам (вдовам и детям), по представлении ими свидетельств о службе и смерти пенсионера или пенсионерки; 39) если пенсионер в течение 2 лет не явится за получением пенсии и не пришлет требования, то пенсия его исключается из расходов без всякой публикации; если затем пенсионер будет просить о выдаче ему пенсии, то она возобновляется ему с той трети года, в которую поступила от него просьба; ходатайство о выдаче; пенсии за пропущенное время предъявляются министру финансов; 40) производство пенсии священнослужителю или псаломщику прекращается: а) вступлением снова в штатную службу епархиального или иного ведомства, б) пострижением в монашество, в) лишением сана или исключением из духовного звания, г) принятием должности или службы иноземной без согласия русского правительства и д) пребыванием заграницей дольше дозволенная срока, кроме лиц, кои находятся там по обязанностям службы или о коих последует Высочайшее соизволение, разрешающее им пользоваться пенсией за границей; 41) священнослужителям, или псаломщикам, уволенным за штат с пенсией, в случае предания их уголовному суду по делам прежней службы, производится половина определенной пенсии, другою же половиною удовлетворяются они, если будут совершенно оправданы или, хотя и присуждены к какому-либо наказанию, но не к такому, которое по настоящему уставу лишает права на пенсию; 42) производство пенсии вдовам священнослужителей и псаломщиков прекращается: а) замужеством, б) поступлением в монашество, в) присуждением к наказанию, сопряженному с лишением или ограничением прав состояния, и г) пребыванием за границею долее дозволенного срока, кроме случаев, когда, последует особое Высочайшее соизволение, разрешающее им пользоваться пенсией за границею; 43) производство пенсии детям священнослужителей и псаломщиков прекращается: а) достижением 21 года, б) поступлением в учебное заведение на казенное содержание, в) пребыванием за границею при таких же обстоятельствах, как выше указано, и г) присуждением к наказанию, влекущему лишение или ограничение прав состояния: сверх того, производство пенсии прекращается сыновьям – вступлением в государственную службу, а дочерям – замужеством; 44) детям, воспитывающимся в учебном заведении на счет епархиального духовенства или сословий, учреждений и частных лиц, пенсия из казны не прекращается, а поступает в ведение епархиального начальства, которое вносит эти деньги в сберегательную кассу и затем выдает их с процентами по выбытии пенсионера из заведения: совершеннолетнему – лично, за несовершеннолетнего – его родителям, или опекунам, а в случае смерти кого-либо из воспитанников или воспитанниц, последовавшей во время пребывания в заведении, их матерям, или, если они уже умерли, другим родственникам, на основами общих законов о наследстве («Церк Ведом.» 1902 г. № 25). Приведенные постановления о пенсиях и единовременных пособиях из казны не исчерпывают всех способов призрения, существующих в духовном ведомстве, так как сюда не относятся: выдача пособий из сумм епархиальных попечительств о бедных духовного звания, определение вдов и девиц-сирот в просфорни, воспитание сирот в духовных училищах и епархиальных женских, определение старых и убогих в дома для призрения (Александровский приют в Москве и друг.) и богадельни. – О черном духовенстве см. под словами: Монастыри, Монашество.
Пособия и литература вопроса довольно полно указаны в «Руководстве по истории русской церкви». А. Доброклонского, выпуск I-II Рязань 1889 г., выпуск III, Москва 1889 г., и выпуск IV, Москва 1893 г. Из новых сочинений можно указать С. Рункевича «История русской церкви» т. I, Спб. 1900 г., его же «Русская церковь в XIX веке», Спб. 1901 г., и свящ. Н. Климова «Законодательные постановления о духовенстве при Екатерине II», Спб. 1902.
Николай Марков