Зизаний
Зизаний, Стефан и Лаврентий. Это были два видных деятеля юго-западной Руси в эпоху брестской унии и последовавших за нею гонений на православие. Из них
1) Стефан Зизаний – еще в бытность свою дидаскалом Виленской братской школы заявил себя стойким борцом за интересы православия перед надвигавшейся грозой армии. Митр. Михаил Рогоза, втайне сочувствовавший унии, решил удалить влиятельного проповедника и на православном соборе в Новгороде, 25 января 1596 г., добился осуждения Стефана за некоторые его, якобы еретические, а на самом деле лишь неосторожные выражения. Стефан, несмотря на все его попытки оправдания, был заключен в тюрьму, но спасся из нее бегством. После известного Брестского собора (начала октября 1596 г.), окончательно разделившего западную Русь на две враждебных партии: православную и униатскую, Стефан З. был восстановлен в православии и снова получил свою Виленскую школу, хотя, под влиянием преследований униатского митрополита Ипатия Поцея, вынужден был вскоре снова ее оставить. После него остались следующие полемические труды: «Книжица на римский костел», «Изложение веры», «Казанье св. Кирилла об антихристе и знаках его», «Защита православия от папизма».
2) Лаврентий З. – носил еще фамилию Тустановский. Первоначально был также дидаскалом в Львовском братском училище, затем воспитателем у кн. Александра Константиновича Острожского и издателем братских сочинений. По смерти князя-покровителя, Лаврентий жил некоторое время в городке Корец, у кн. Анны Ходкевич, за что иногда и называет «протопопою Корецким». 1626 г. 24 апреля Лаврентий с двумя своими сыновьями – Иваном и Александром прибывает в Путивль, а затем и в Москву, где представляет патриарху Филарету Никитичу рукопись своего «Катехизиса». Патриарх поручает рассмотреть и исправить ее своим справщикам, богоявленскому игумену Илие и Григорию Онисимову. После этой справки и после личных объяснений с самим автором, Катехизис Лаврентия в 1627 г., наконец, печатается, но, по-видимому, в ограниченном количестве экземпляров и не пускается в обращение.
Литература. Макарий, «История р. церкви», IX–XI т. Филарет Черн., «Обзор русской духовной литературы», 175–178, Чистовин, «Очерк истории западн.-рус. Церкви», ч. II, Спб. 1884.