Источник

Захария Копыстенский

Захария Копыстенский, южно-русский деятель XVII века, происходил из духовного звания, из преданного православию семейства. Он был близким родственником Михаила Копыстенского, епископа Перемышльского, единственного западнорусского иерарха, непричастного делу унии. Учился он, вероятно, в Львовской братской школе, где он имел возможность при своей природной даровитости получить прекрасные задатки для своего будущего развития. Здесь не было царившей в польско-иезуитских школах схоластики, и господствовал положительный метод в разработке науки, здесь он мог получить хорошее знание трех языков: греческого, славянского и латинского, наконец, отсюда он мог вынести решимость посвятить все свои силы на пользу православной церкви и русскому народу. Полученные в школе задатки, он приумножил путем долголетних усидчивых самостоятельных ученых занятий. Вскоре по окончании школы он предпринял с научною целью путешествие на юг, в Валахию и соседние с нею единоверные и единоплеменные земли. В 1616 г. он поступил в Киевское братство. В следующем году он начал свою ученую деятельность изданием Часослова с двумя предисловиями: в первом помещено толкование служб, во втором говорится о составе и употреблении книги. Гораздо большего внимания заслуживает изданная в 1619 г. «Книга о вере». Она направлена главным образом против протестантов, пропаганда которых в это время имела большой успех среди западно-руссов. Свою полемическую задачу автор выполнил превосходно. Он поражает своих противников не отвлеченными рассуждениями, а фактическими данными, заимствуемыми из Св. Писания, отцов и учителей церкви, соборных канонов и исторических трудов. Точка зрения З. строго православная. Труд этот сыграл видную роль в борьбе с протестантами и послужил образцом для целого ряда полемических произведений. В том же 1619 г. Копыстенский вместе с Памвою Берындою предпринял исправление книги «Анфологион», переведенной с греческого игуменом Иовом Борецким. Уступая просьбе православных, он взялся за опровержение латино-униатов, и в 1622 г. из-под его пера вышло важнейшее его сочинение: «Палинодия». Вместе с тем, он продолжал и свои издательские работы. При участи Берынды в 1623 г. он окончил издание «Бесед И. Златоуста на послания ап. Павла». В том же году он издал новое свое сочинение под заглавием: «Книга о правдивой едности православных христиан церкви восточной, там же и против апостатов, и их лживой унии». Сочинение вызвано крайне стесненным положением православных в западной Руси и, особенно, недостатком в духовенстве, вследствие которого не было возможности иногда даже совершать таинства и обряды. Отсюда, естественно, возникала мысль обращаться во всех нужных случаях к униатскому духовенству. З. К. предостерегает от общения с униатами и предлагает советы, как обойтись без их помощи. 20 ноября 1624 г. З. К. был поставлен архимандритом Киево-Печерской лавры. И в этом сане он не переставал заниматься учеными работами. Каждый год он при содействии ученых членов Киевского братства выпускал в свет какой-нибудь капитальный труд. По поводу смерти своего предшественника архим. Плетенецкого он сказал два слова, одно из которых представляет целый трактат о поминовении усопших. Слова эти З. К. издал в 1695 г. В том же году издан был им перевод толкования Андрея Каппадокийского и акафисты Богородице, Иисусу Сладкому и Успению. В 1626 и 27 г. издана была Постная Триодь. Почти ко всем изданным в это время книгам З. написал предисловия, в которых обнаруживается его глубокое понимание потребностей современного западнорусского общества и его глубоко любящая душа. Скончался З. 21 марта 1627 г. (см. С. Т. Голубев, «Киевск. Епарх. Ведом.» 1877 г. № 3). Важнейшее сочинение З. «Палинодия» было напечатано только в 1878 г. П. А. Гильтебрандтом в IV томе «Русск. исторической библиот.», но в рукописях оно было известно южнорусским богословам, которые широко пользовались им. Известно оно было и в московской Руси, где приобрело особую популярность среди раскольников. «Палинодия» написана против сочинения Виленского униатского архимандрита Льва Кревзы: «Оборона унии». З. пункт за пунктом разбивает все положения «Обороны» и следует ему в плане своего сочинения. Но сочинение Захарии далеко превосходит и качественно, и количественно сочинение его противника. «Палинодия не только повторяет все то, что встречается в однородных с нею памятниках полемической литературы, но и раскрывает много вопросов, которых не касалась предшествующая полемика. Так же, как и предшествующая полемика, «Палинодия» стоит на исторической почве, почти не затрагивая теоретических догматических вопросов, и является таким образом блестящим завершением исторического периода в истории западнорусской полемической литературы. Со стороны своего научного достоинства она обнаруживает поразительную эрудицию автора, далеко оставляя за собою всю предшествующую литературу, а по критической разработке и достоинствам своего научного метода она стоит наряду с лучшими произведениями этой литературы. В ней много ценных данных, как для истории западнорусской церкви, так в частности и для характеристики современной богословской науки и направлений в ее разработке.

Литература. Терновский, «Изучение византийской истории и ее тенденциозное применение к древней Руси»; Н. А. Скабаланович, «Об Апокрисисе Христофора Филарета»; Μ. О. Коялович, «Литовская церковная уиия»; С. Т. Голубев, «О старопечатных книгах»; Вишневский, «Истории литературы», т. VIII, и, главным образом, В. З. Завитневич, «Палинодия Захарии Копыстенского и ее место в истории западно-русской полемики XVI и XVII вв.», Варшава, 1883, «О значении западно-русской богословско-полемической литературы конца XVI и начала XVII в. и месте, занимаемом в ней Палинодией Захарии Копыстенского». «Хр. Чт.» 1888, I, 225–238.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle