Дух Божий
Дух Божий – библ. выражение для обозначения той духовной силы, которая, имея свой источник в Боге, ощущалась людьми по разным ее благодатным проявлениям. Так, Дух Б. оживотворяет первобытный хаос (Быт.1:2), пробуждает к жизни первозданного человека (Быт.2:7), он обусловливает бытие и продолжение мира (Иов.27:3, 33:4; Ис.42:1, 6), он заправляет судьбами как каждой отдельной личности (Иов.32:8), так и всего человечества (Агг.2:6), он помазует царей и пророков на их служение (Ис.11:23), он служит источником особых благодатных даров, как это видно из истории Иосифа (Быт.41:38), Веселеила, сына Урии (Исх.31:3), Валаама (Чис.44:2) и всех, вообще, чрезвычайных деятелей Израиля. Затем – это есть сила Божия, заправляющая судьбами мира и человека, всякий, вообще, след божественного Промысла, как общего, так, в особенности, частного. Но кроме этого, оно имело еще и другое, личное значение, указывая на третью Ипостась Св. Троицы – «Духа Святого». Такой, именно, смысл большинство экзегетов, в том числе и святоотеческих (Вас. Вел., Афан., Иерон. и пр.), усвояет, напр., известному библейскому выражению из истории творения мира: «Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2), в параллель чему приводят изречение Псалмопевца: «Словом Господним небеса утвердились и Духом уст Его вся силы их» (Пс.32:6). Подобным же образом толкуют и другое место, из истории потопа: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым этими людьми» (Быт.6:3) и несколько еще, аналогичных же, библейских выражений. Во всех этих выражениях животворящая, зиждительно-промыслительная сила Божия как бы концентрируется и олицетворяется в виде определенного субъекта, носителя указанных свойств, деятельно проявляющего их в различных частных актах. А так как большинство наиболее важных свидетельств этого рода падает на начальные страницы Библии, то это невольно располагает нашу мысль к признанию того древнего мнения, по которому тайна троичности была известна первым людям. В действительности же только уже в Новом Завете, в царстве благодати, тайна троичности снова, и на этот раз определенно и ясно, выступает пред сознанием человечества и занимает соответствующее ей место в христианской догматике, где, между прочим, воскресает и ветхозаветный термин ruah Elohim под формой πνεῦμα τοῦ θεοῦ (Рим.8:9; 1Кор.2:11, 3:16 и пр.).
Литература. Еп. Хрисанф «Религии древнего мира» III т. Спб. 1878; А. Покровский «Библ. учение о первоб. религии, 1901; Лебедев «Ветхозаветн. вероучение во времена патриархов», Спб. 1886.
А. Покровский