Замятин
Замятин А. Ф. – магистр богословия, среднее образование получил в Новгородской духовной семинарии, а высшее – в Киевской духовной академии, где окончил курс в 1899 г. со степенью кандидата богословия и с правом на степень магистра богословия по защите диссертации; по окончании академии назначен преподавателем Псковской духовной семинарии. Магистерская диссертация его: «Покаяние и его значение для нравственной жизни христианина» (Киев 1904 г.). Важность предмета означенного исследования открывается из того, что покаяние представляет собою могущественный фактор в деле нравственного усовершенствования христианской жизни. Между тем, литература о покаянии очень бедна. Правда, в ученых трудах богословов и старого, и нового времени можно найти иногда очень значительные данные по тому или другому вопросу касательно покаяния, но все эти данные слишком отрывочны, мало систематизированы и потому только с большим трудом могут удовлетворить интересующегося. Особенно же скудны в современной богословской литературе данные по уяснению отношения православно-христианского учения о покаянии к р.-католическому, с его индульгенциями и satisfactio, и протестантскому, отрицающему все внешние подвиги духовного делания. Ввиду всего этого г. Замятин в сказанной в начале коллоквиума речи так определил цель своего исследования: «представить всестороннее освещение всех вопросов, имеющих то или другое отношение к православно-христианскому учению о покаянии, как добродетели, и, главным образом, на основании духовных опытов святых подвижников христианства». И автор, по отзыву оппонентов, разрешил эту задачу вполне удовлетворительно. Некоторыми пробелами его диссертации являются: отсутствие обычного списка источников и пособий, недостаточное определение понятия покаяния с филологической стороны и, главным образом, то, что автор при выяснении отношения православного учения о покаянии к протестантскому имеет в виду лишь первых учителей протестантизма, не упоминая о последующих. «К положительным сторонам сочинения относится широта постановки предмета (автор представил изложение учения о покаянии не только у христианских, но и у древних народов), новизна и оригинальность в разработке его, а также самостоятельность в методе и доступность в изложении сочинения. Последнее достоинство книги г. Замятина делает ее интересною не только для специалиста ученого, но и для всякого православного христианина» (из отзыва проф. И. Н. Королькова, – «Церк. Вестн.» 1904 г. № 17).
П.