Жмакин
Жмакин Василий Иванович, протоиерей, магистр богословия, род. 12 июля 1853 года в селе Николаевке Самарской губ. Николаевского уезда. По окончании курса в Самарской духовной семинарии, в 1875 году поступил в Спб. духовную академию, где в мае 1879 года окончил и курс со степенью кандидата богословия-магистранта; 4 октября 1879 года назначен на должность помощника инспектора в Спб. дух. семинарию; 20 мая 1884 г. рукоположен во священника к церкви Николаевского кадетского корпуса и назначен законоучителем корпуса; 13 сент. 1900 года назначен постоянно присутствующим членом учебного комитета при Свят. Синоде. Литературную деятельность начал со студенческой скамьи. Первая статья напечатана была в мае 1879 г. в «Журнале Мин. Народн. Просвещения» под заглавием: «Взгляд митрополита Даниила на отношение к еретикам». Далее, в том же журнале помещались в разное время статьи: «Борьба идей в России в первой половине XVI века», «Памятники русский противокатолической полемики XVI века», «Один из литературных памятников XVI века», «Нил Полев» и др. Кандидатское сочинение его о митрополите Данииле было признано советом академии одним из лучших сочинений и удостоено высшей студенческой премии. Переработанное вскоре в магистерскую диссертацию под заглавием: «Митрополии. Даниил и его сочинения», Москва 1881 г. (напечатано в «Чтен. Общ. Ист. и Др. Росс.»), оно не только доставило автору искомую степень, но и сразу сделало его имя известным в науке. Императорская академия наук отличила это сочинение Уваровской премией (см. отчет о двадцать пятом присуждении наград графа Уварова). Наш знаменитый церковный историк Е. Е. Голубинский отзывается о сочинении о. Жмакина, как о труде весьма почтенном и представляющем собою серьезный и важный вклад в науку русской церковной истории. «Приняв на себя очень большую работу, автор не старался как-нибудь сузить ее, обрезать и вообще облегчить для себя, но поставил ее так широко, как только можно, и добросовестнейшим, и усерднейшим образом стремился к ее выполнению в пределах своей постановки... Как плод серьезнейшего отношения к делу и замечательнейшего трудолюбия (каковые оба качества мы не найдемся достаточно похвалить, если припомним, что автор исследования есть молодой и только что начинающий ученый), нам дается возможно полный, возможно тщательный и обстоятельный обзор сочинений м. Даниила, через который они становятся, наконец, всем вполне ведомыми» (см. «Журн. М. Н. Просвещ.» 1882 г. ноябрь, часть CCXXIV, стр. 8–11). Такой же лестный отзыв о труде прот. Жмакина дает и другой рецензент Вл. Качановский (см. «Журн. М.Н. Просвещ.» 1881 г. декабрь, ч. CCXVIII, отд. II, стр. 372–392). Кроме этого капитального труда прот. Ж. принадлежит целый ряд ценных исследований по русской церковной истории, написанных по большей части по архивным материалам. Он принимал участие в историческом журнале «Древняя и новая Россия», где напечатал статьи: «Русское общество XVI века», выш. затем отдельной брошюрой, «Россия и Черногория в начале XIX века», «Путешествие в Волоколамский Иосифов монастырь»; в «Русском Архиве»: «Подполковник А. П. Дубовицкий и его жизнь по разным монастырям», «Митрополит Гавриил Бодони»; в «Русской Старине»: «Коронации русских императоров и императриц», «Амвросий Орнатский, епископ Пензенский», «Амвросий Протасов, архиепископ Тверской», «Погребение Константинопольского патриарха Григория V в Одессе»; в «Христианском Чтении»: «Ересь есаула Котельникова», «Английская миссия за Байкалом», «Основание русской духовной миссии в Афинах», «Письма протоиерея А. А. Самборского к императору Александру I и князю А. Н. Голицыну», «Приветствия русских архипастырей возвратившемуся императору Александру I», «Письма высочайших особ к митрополиту Амвросию», «Начало единоверия», «Один эпизод из истории единоверия»; в «Вестнике военного духовенства»: «Исторический очерк церкви Николаевского кадетского корпуса»; в «Историческом Вестнике»: «Чин коронования», «Брак по высочайшему указу»; в «Церковных Ведомостях»: «1 января 1799 г. при дворе», «Император Александр I в Св. Синоде», «Митрополит С.-Петербургский Михаил», «К двухсотлетию Петербурга – исторический очерк церквей, основанных в Петербурге при Петре I», «Церкви в Петербурге, основанные в царствование императрицы Екатерины I», «Церкви в Петербурге, основанные в царствование Петра II», «Сильвестр Лебединский, архиер. Астраханский», «К биографии митрополита Новгородского Гавриила», «Праздники и посты при дворе в царствование Павла I» и др. Отдельные издания: Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский. Исторический очерк (раньше печатался в «Христ. Чтении» в виде отдельных статей), Спб. 1885; Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока в 1834–1836 гг., Спб. 1891 (раньше печат. в «Христ. Чтении» в виде отд. статей); Материалы для истории русской богословской мысли тридцатых годов текущего столетия. Из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых, Спб. 1890 (печат. раньше в «Христ. Чтении»); Игумения Вяземского Аркадиевского монастыря Августа (в мире княжна Ширинская-Шихматова), Москва 1897 г. (раньше печат. в «Душеполезн. Чтении»); Коронации русских императоров и императриц. Церковно-исторический очерк, Спб. 1898 г., выпуск 1, с 1724 по 1801 г. (раньше печат. в «С.-Петерб. Духовном Вестнике)»; Письма о воспитании благородной девицы и о обращении ее в мире. Князя Алексея Александровича Ширинского-Шихматова. С предисловием протоиерея В. Жмакина, Москва 1901 г. (раньше печат. в «Душеполезном Чтении»).
С. Т.